Дело № 2-802/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2015 года г.Комсомольск-на-Амуре
Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Дубовицкой Е.В.
при секретаре судебного заседания Павловой Е.П.,
при участии представителя истца – старшего помощника прокурора Шибаева М.С.,
представителя ответчика ФКУ ИК - 8 Кашириной К.А., по доверенности № 13 от 25.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействие в создании надлежащих условий материально-бытового обеспечения осужденных, понуждении к устранению нарушений материально-бытового обеспечения осужденных,
У С Т А Н О В И Л:
Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с иском к ФКУ «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» о признании незаконным бездействие в создании надлежащих условий материально-бытового обеспечения осужденных, понуждении к устранению нарушений материально-бытового обеспечения осужденных, в части соблюдения нормы жилой площади на одного осужденного. Требования мотивирует тем, что в соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю № 67 от 17.04.2014, установлен максимальный лимит размещения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 по отрядам. При этом, в ходе проведения проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства РФ в марте 2015 года, было установлено, что в общежитии для спецконтингента отряде № 1 проживают осужденные в количестве 104 человек, жилая площадь на одного осужденного проживающего в общежитии отряда № 1 приходится 1,8 кв.м. В общежитии для спецконтингента отряде № 2 проживают осужденные в количестве 116 человек, жилая площадь на одного осужденного проживающего в общежитии отряда № 2 приходится 1,8 кв.м. В общежитии для спецконтингента отряде № 3 проживают осужденные в количестве 128 человек, жилая площадь на одного осужденного проживающего в общежитии отряда № 1 приходится 1,9 кв.м. В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в ИК не может быть менее 2 квадратных метров. Нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства РФ в части материально-бытового обеспечения осужденных отбывающих наказание в исправительном учреждении и бездействие со стороны администрации ФКУ ИК-8 нарушает права и законные интересы осужденных. Просил признать незаконным бездействие ФКУ «ИК № 8 УФСИН России по Хабаровскому краю» в создании надлежащих условий материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в части соблюдения нормы жилой площади на одного осужденного в общежитиях для спецконтингента отрядов № 1, 2, 3, расположенных в ФКУ ИК-8, обязать ФКУ «ИК № 8 УФСИН России по Хабаровскому краю» устранить нарушение материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в части соблюдения нормы жилой площади на одного осужденного в общежитиях для спецконтингента отрядов № 1, 2, 3.
Определением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 21.04.2015, в качестве соответчика по делу привлечен УФСИН России по Хабаровскому краю.
Представитель истца - помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Шибаев М.С. в судебном заседании настаивал на заявленном прокурором иске, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК - 8 Каширина К.А. исковые требования не признала, пояснила, что действительно в отрядах 1, 2 и 3 норма жилой площади на одного осужденного составляет менее 2 кв.м. В настоящее время производится ремонт двух отрядов, по этой причине осужденные с этих отрядов перераспределены по другим отрядам. Ремонт проводит отдел капитального строительства УФСИН России по Хабаровскому краю. УФСИН России по Хабаровскому краю в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных средств. Денежные средства учреждению для ремонта не выделяются. Расходы на содержание и осуществление деятельности ФКУ ИК-8 имеют целевое назначение и прямо указаны в бюджетных сметах, в которых расходы на ремонт не предусмотрены. Руководство УФСИН России по Хабаровскому краю фактически не принимает какие-либо меры, направленные на решение этого вопроса. Полагает, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ФКУ ИК-8 является федеральным казенным учреждением, находящимся в структурном подчинении УФСИН России по Хабаровскому краю и финансируется из средств бюджета, главным распорядителем которых является УФСИН России по Хабаровскому краю. Просит в иске к ФКУ ИК-8 отказать.
УФСИН России по Хабаровскому краю не направил своего представителя в судебное заседание, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Представитель УФСИН России по Хабаровскому краю Т.Е.К., действующая по доверенности №27/ТО/20-56 от 03.02.2014, представила отзыв на исковое заявление о понуждении к устранению нарушений материально-бытового обеспечения осужденных, согласно которому полагает, что поскольку круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, нельзя признать неопределенным, у прокурора отсутствовали предусмотренные законом основания для обращения в суд с указанным иском, в связи с чем просит прекратить производство по делу в силу абз. 2 ст. 220 ГПК РФ. По существу требований пояснила, что выявленный недостаток по превышению установленного лимита размещения осужденных в общежитиях для спецконтингента отрядов № 1,2,3, стал возможен в результате перераспределения администрацией ФКУ ИК-8 осужденных отрядов № 7,8 на время капитального ремонта общежития отрядов № 7,8. ФКУ «Управление строительства № 101 ФСИН России по Хабаровскому краю» заключено два государственных контракта на выполнение работ по капитальному ремонту. Работы по капитальному ремонту помещений 8 отряда здания «Общежитие 7,8 отрядов» утвержденными сметами не предусматривались. Заявок от ФКУ ИК-8 на капитальный ремонт помещений отряда № 8 в УФСИН России по Хабаровскому краю не поступало. Просит отказать прокурору в иске к УФСИН России по Хабаровскому краю.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя УФСИН России по Хабаровскому краю.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 3 Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекс Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Как следует из приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю № 67 от 17.04.2014, установлен максимальный лимит размещения осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 по отрядам, в частности отряд № 1 – 92 осужденных, отряд № 2 – 99 осужденных, отряд № 3 – 121 осужденных.
Согласно справке начальника ОИ и ХО ФКУ ИК-8 от 18.03.2015, списочный состав на 27.02.2015 составляет в жилой зоне учреждения 1213 осужденных, участок колонии- поселения 34 осужденных. Средняя норма жилой площади по отрядам: отряд № 1 – 1,8 кв.м. (104 ос.), отряд № 2 – 1,8 кв.м. (116 ос.), отряд № 3 – 1,9 кв.м. (128 ос.)…
Согласно информационному письму заместителя генерального прокурора РФ от 13.05.2014 № 17-634-11, направленному прокурорам субъектов РФ, при осуществлении прокурорского надзора принять дополнительные организационно-практические меры по обеспечению безусловного соблюдения прав лиц, заключенных под стражу, и осужденных на материально-бытовое обеспечение.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении проверки Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю выявлены нарушения закона о материально-бытовом благополучии осужденных, а именно: обеспеченность жилой площадью на одного осужденного, содержащегося в общежитиях для спецконтингента отрядов № 1, 2, 3, составляет менее 2-х кв. м.
На момент рассмотрения дела судом, указанные нарушения не устранены.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года N 1314 одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии с подп. 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Проанализировав нормы Положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, Устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю, суд приходит к выводу о том, что по обязательствам казенного предприятия субсидиарную ответственность несет Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, представленной на территории Хабаровского края Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положения статьи 32 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
При этом суд принимает во внимание то, что заявление направлено на защиту прав неопределенного круга осужденных.
В связи с изложенным, доводы представителя УФСИН России по Хабаровскому краю в части отсутствия полномочий у Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях для обращения в суд с указанным иском, несостоятельны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку были достоверно установлены обстоятельства, указывающие на нарушение ФКУ ИК -8 УФСИН России по Хабаровскому краю нормы предоставления жилой площади согласно установленного частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимума в размере 2 кв. м, что является существенным нарушением прав и свобод осужденных.
Учитывая, что в соответствии со статьёй 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет, с ответчика ФКУ ИК-8 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в создании надлежащих условий материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в части соблюдения нормы жилой площади на одного осужденного в общежитиях для спецконтингента отрядов № 1, 2, 3, расположенных в ФКУ ИК-8.
Обязать ФКУ «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» устранить нарушение материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в части соблюдения нормы жилой площади на одного осужденного в общежитиях для спецконтингента отрядов № 1, 2, 3.
Взыскать с ФКУ «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
В удовлетворении исковых требований Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействие в создании надлежащих условий материально-бытового обеспечения осужденных, понуждении к устранению нарушений материально-бытового обеспечения осужденных – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Согласовано___________________судья Е.В. Дубовицкая