ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Максимов А.А.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-18/2021
УИД: 04RS0011-01-2020-002438-23
пост. 09.04.2021 г.
дело № 33-1541/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2021 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Вагановой Е.С., Базарова В.Н.
при секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Сибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия, Министерству экономического развития РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки о признании права ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» на получение субсидии в целях частичной компенсации затрат на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, по апелляционной жалобе третьего лица ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в лице заведующей Федоровой Л.В. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 января 2021 г.,
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Восточно-Сибирский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного и с учетом уточнения исковых требований просил:
признать незаконным бездействие Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению в срок до 01.07.2020 г. в Министерство экономического развития РФ сведений для включения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 г. № 847 «Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;
признать право ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» по состоянию на 01.07.2020 г. как социально ориентированной некоммерческой частной образовательной организации, на получение по основаниям, предусмотренным «Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976, из федерального бюджета на безвозмездной основе разовой субсидии в целях частичной компенсации затрат на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции;
обязать МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия произвести выплату субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 г. № 976 «Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».
Представитель истца по доверенности Субочева Л.В. исковые требования поддержала.
Представитель ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» Федорова Л.В., действующая в силу должностных полномочий, исковые требования поддержала, указала, что они лишены возможности получить субсидию по причине виновного бездействия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, чем нарушаются права и законные интересы лиц, посещающих учреждение, поскольку в полной мере они не могут реализовать меры по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Представитель ответчика Рособрнадзора в судебное заседание не явился, в письменном отзыве не согласился с исковыми требованиями, указывая, что они не являются надлежащим ответчиком по делу. Порядком ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, не установлен срок представления в реестр сведений, содержащихся в сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных органами исполнительной власти субъектов РФ до вступления в силу Порядка. В этой связи безжействие с их стороны отсутствуют, поскольку в соответствующие сведения ими были поданы 08.08.2020 г.
Представитель ответчика Министерства экономического развития РФ в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что право на получение субсидии имеют частные образовательные организации, включенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 г. № 847 в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020 г. Информация для включения данного детского сада была представлена Рособрнадзором письмом от 08.08.2020 г., в связи с чем у министерства отсутствовали основания для включения учреждения в реестр в соответствии с постановлением № 976.
Представитель ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что субсидия носит компенсационный характер, и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий не ставится в зависимость от факта получения или неполучения соответствующих выплат, в связи с чем нельзя говорить о том, что данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия по доверенности Трифонова Н.В. с исковыми требованиями не согласилась, указывая, что перечень социально-ориентированных некоммерческих организаций, являющихся частными образовательными организациями, включенных по состоянию на 01.07.2020 года в реестр некоммерческих организаций, Министерство экономического развития РФ представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10.07.2020 года. 24.07.2020 года, т.е. в установленный срок Учреждение обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. Однако по результатам рассмотрения заявления в предоставлении субсидии было отказано, поскольку заявитель не был включен в реестр некоммерческих организаций по состоянию на 01.07.2020 года.
Представитель ответчика МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия по доверенности Нимаева В.Д. исковые требования не признала, суду пояснила, что не предоставлением данной субсидии не были нарушены права неопределенного круга лиц. В силу пунктов 2 и 8 Правил при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии ФНС России производит расчет размера субсидии, формирует реестр получателей и направляет его в Федеральное казначейство, которое осуществляет перечисление, самостоятельно выплату субсидии налоговый орган не производит.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе третье лицо ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в лице заведующей Федоровой Л.В. просит отменить решение суда первой, указывая, что именно в результате незаконного бездействия Рособрнадзора Учреждение было лишено права на предоставление субсидии. Настаивает на наличии у прокурора права на обращение в суд, в том числе и в интересах Учреждения, которое настаивало на удовлетворении исковых требований. Также считает незаконным вывод суда о том, что решение суда не будет сможет быть исполнено, поскольку суд должен был самостоятельно привлечь Федеральное казначейство.
В заседание судебной коллегии не явились представители ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства экономического развития РФ, представитель третьего лица ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца прокурор Виляк Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Бурятия Нимаева В.Д. с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Данными Правилами установлен порядок представления из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на безвозмездной основе разовой субсидии (далее - субсидия) в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 4 Правил определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии:
1) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
2) включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 847 "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" или включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся поставщиками социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" по состоянию на 1 июля 2020 года;
3) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
4) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
Реестры, поименованные в абзаце 3 пункта 4 Правил, в соответствии с пунктом 6 Правил формируются и представляются в Федеральную налоговую службу Министерством экономического развития Российской Федерации в срок до 10.07.2020 года.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 847 утверждено Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее также - Положение), в соответствии с которым включаемая в данный реестр организация должна являться частной образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу п. 2 Положения о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 N 847, уполномоченным органом по формированию и ведению реестра является Министерство экономического развития Российской Федерации. Информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (применительно к частным образовательным организациям, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана) и Министерство юстиции России.
Как установлено судом первой инстанции, ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Бурятия.
В соответствии с п. 12 устава Учреждения целью его деятельности является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности является образование дошкольное.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» является социально ориентированной некоммерческой организацией.
По состоянию на 01.06.2020 г. недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3000 рублей, у ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» не имелось. В процессе ликвидации или банкротства оно на момент направления указанного заявления не находилось и не находится в настоящее время. Решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ не принималось.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» отвечает предусмотренным Правилами условиям для включения его, как социально ориентированной некоммерческой организации, в реестр получателей субсидий, а также соответствует отмеченным в Положении критериям, необходимым для его включения, как частной образовательной организации, в peеcтp некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
24.07.2020 г. ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России №8 по Республике Бурятия с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами.
28.07.2020 г. Учреждению было отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на отсутствие ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» по состоянию на 01.07.2020 г. в Реестре некоммерческих организаций.
Также судом первой инстанции установлено, что Рособрнадзор, являясь органом, уполномоченным в соответствии с вышеприведенными нормами закона предоставить в Министерство экономического развития РФ информацию для включения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, предоставил лишь 07.08.2020 г., в связи с чем у Министерства экономического развития РФ не имелось законных оснований для включения данного учреждения в реестр в соответствии Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 г. № 976.
При этом суд, верно, отклонил доводы Рособрнадзора о том, что срок для предоставления такой информации законом не установлен, указав, что поскольку п. 6 Положения о порядке ведения реестра некоммерческих организаций сведения для включения в реестр предоставляются в течение 10 рабочих дней со дня получения некоммерческой организацией лицензии.
А поскольку, на момент вступления в силу данного Положения 15.06.2020 г. Учреждение имело действующую лицензию, Рособрнадзор был обязан предоставить информацию о нем в Министерство экономического развития РФ в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу данного Положения, то есть по 29.06.2020 г. включительно.
Правильно установив вышеприведенные обстоятельства, суд посчитал, что заявляя исковые требования в порядке ст.45 ГПК РФ прокурор вышел за пределы его полномочий и фактически заявил требования в интересах юридического лица - ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД».
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции и полагает, что прокурор вправе был обратиться в суд с заявленными требованиями и действовал он в интересах неопределенного круга лиц.
Действительно на Учреждение возложена обязанность по проведению санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных, в том числе, на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции и истребуемая прокурором субсидия носит компенсационный характер, вместе с тем, по мнению судебной коллегии, указанное не означает, что интерес в ее получении имеет исключительно Учреждение, поскольку за ее счет восполняет потраченные денежные средства.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что получатели субсидии не ограничены в направлениях ее расходования, не обязаны отчитываться об использовании сумм субсидии, а также возвращать неизрасходованные средства. Правила ее выплаты не предусматривают таких ограничений и обязанностей,
Учитывая, что мероприятия по профилактике новой коронавирусной инфекции направлены на снижение риска ее возникновения и распространения, коллегия полагает, что их проведение безусловно затрагивает права и интересы воспитанников, работников и иных лиц, посещающих Учреждение и получение этой субсидии будет способствовать улучшению качества и безопасности образовательной услуги.
С учетом выше приведенных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что виновное бездействие со стороны Рособрнадзора является установленным и именно по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей указанным органом Учреждение было лишено возможности получить субсидию.
В этой связи судебная коллегия находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора в части признания незаконным бездействия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению в срок до 01.07.2020 г. в Министерство экономического развития РФ сведений для включения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и признания права ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» по состоянию на 01.07.2020 г. как социально ориентированной некоммерческой частной образовательной организации, на получение субсидии из федерального бюджета.
Решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязания налогового органа произвести выплату субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 г. № 976 «Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции», поскольку указанные действия находятся вне его компетенции.
Как закреплено в п.п.8,9 9 Правил, Федеральная налоговая служба производит расчет размера субсидии, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.
При этом судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о том, что суд должен был самостоятельно привлечь к участию в деле Федеральное казначейство.
Исходя из принципов состязательности и диспозитивности в гражданском процессе, заинтересованное лицо, обращающееся в суд, самостоятельно избирает способ защиты нарушенного права, определяет конкретное материально-правовое требование и основание иска, а также лицо, к которому требование заявлено. Суд, разрешая спор, согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 января 2021 г. отменить в части отказа в признании незаконным бездействия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и признания права ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» на получение из федерального бюджета субсидии.
Принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным бездействие Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению в срок до 01.07.2020 г. в Министерство экономического развития РФ сведений для включения ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» в Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 г. № 847 «Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Признать право ЧДОУ «Детский сад № 230 ОАО «РЖД» по состоянию на 01.07.2020 г. как социально ориентированной некоммерческой частной образовательной организации, на получение по основаниям, предусмотренным «Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976, из федерального бюджета субсидии на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: