Дело №2-360/2023
УИД 03RS0015-01-2022-004609-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Салават 10 мая 2023 г.
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Е.А.Якуниной
при секретаре судебного заседания Л.И. Семенченко
с участием истца Пестова Н.В., представителя ответчика Мусабаровой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестова Н В к Государственному казённому учреждению «Республиканский центр социальной поддержки населения» Республики Башкортостан о взыскании недополученной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскании процентов за задержку выплат и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пестов Н.В. обратился с иском, в котором просит произвести перерасчёт ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, включая оплату жилья и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с января по октябрь 2022 и производить выплату в дальнейшем в полном объёме, компенсировать его расходы на оплату жилья (содержание и ремонт), капитальный ремонт общедомового имущества в размере 50%, то есть в сумме 5 682,79 руб., взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.
Дополнив впоследствии исковые требования истец просил взыскать денежную компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты в размере не менее 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день вынесения решения суда и обязать ответчика производить выплаты ежемесячных денежных компенсацию за ЖКХ за 2023 г. По представленному расчёту истца задолженность по компенсации жилого помещения с денежной компенсацией за задержку выплат по состоянию на 21.02.2023 составляет 9 351,65 руб., денежная компенсация за задержку выплаты за отопление жилого помещения составила 68 руб. 61 коп.
При этом истец мотивировал свои требования тем, что он проживает по адресу (адрес), ему установлена (данные изъяты) 00.00.0000, в связи с чем он обратился через МФЦ в г. Ишимбай 14.12.2021 с заявлением о предоставлении ему ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данную компенсацию он стал получать с января 2022 года. За первый месяц ему была перечислена ЕДК в сумме 1 375,68 руб., за второй – 1 597,364 руб., однако в последующем компенсация производилась не в полном объёме, были перечисления 100,63 руб. и 306,60 за месяц. В связи с этим через сервис Госуслуги 12.04.2022 он обратился с жалобой, переданной впоследствии по подведомственности для рассмотрения ответчику, однако объяснений не получил. Затем обратился с жалобой в Ишимбайскую межрайонную прокуратуру 18.05.2022, в этот же день им получено письмо ответчика, где говорилось о том, что ему компенсируют недополученные суммы, произведена доплата за центральное отопление в размере 4 866,91 руб. В прокуратуре он подписал заявление об отсутствии претензий, однако после этого пришёл к выводу, что ему компенсируют не 50% от расходов на ЖКХ, как положено по закону, а только 20-25%. Он вновь обратился в прокуратуру 12.10.2022, его жалобу перенаправили в филиал ГКУ РЦСПН по г. Салават. Из полученного ответа от 14.11.2022 ему стало известно, что денежная компенсация назначалась только за коммунальные услуги, а затраты на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и расходы на оплату жилого помещения ему не компенсируются. По мнению истца тем самым нарушены положения Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466 и Постановления Правительства Республики Башкортостан от 2005 года №42.
В судебном заседании истец поддержал иск в полном объёме, повторив приведённые в нём основания.
Представитель ответчика Мусабарова Р.Р. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что Пестов Н.В. является получателем ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) как инвалид 3 группы. Меры социальной поддержки инвалидов определены в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе в части 13 статьи 17 данного Федерального закона указано на предоставление скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и на оплату коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда. Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации определён Правительством Республики Башкортостан в Положении, утверждённом Постановлением от 00.00.0000 .... По утверждению ответчика размер компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг истцу установлен в полном соответствии с приведёнными нормативными актами. Расчёт размера ЕДК производится ежемесячно в автоматизированном режиме на основании сведений о фактическом начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, объёме потреблённых ЖКУ, полученных от поставщиков услуг за два предшествующих месяца. Истец является собственником занимаемого им жилого помещения, квартира не относится к государственному или муниципальному жилищному фонду и соответственно производится компенсация потребляемых им коммунальных услуг и коммунальных услуг при содержании общего имущества. Размер ЕДК за декабрь 2021 года установлен на основании сведений о фактических расходах за октябрь 2021 года, размер ЕДК за январь 2022 - на основании сведений о фактических расходах за ноябрь 2021 и так далее. Сведения о расходах истца на оплату услуг по отоплению от БашРТС и о расходах на оплату газоснабжения от ООО «Газпром межрегионгаз» были получены после дополнительного запроса специалиста филиала от 05.05.2022, после чего размер ЕДК был откорректирован с учётом платы за отопление и газоснабжение, истцу произведена доплата всех сумм. К числу лиц, которым предоставляется компенсация на уплату взноса на капитальный ремонт, истец не относится. Не имеется оснований и для компенсации ответчиком морального вреда истцу в отсутствии вины ответчика и в отсутствие доказательств причинения его действиями вреда каким-либо неимущественным правам истца. Выплаты истцу произведены в полном объёме, после поступления отн его заявления со сведениями о повторном установлении инвалидности от 19.01.2023 вновь была произведена работа по межведомственному взаимодействию с ресурсоснабжающими организациями для определения размера ЕДК. После поступления сведения выплаты в 2023 году также произведены своевременно и в полном объёме. Оснований для взыскания компенсации за задержку выплат не имеется.
Представитель привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица МУП «Ишимбайская дирекция единого заказчика» о времени и месте судебного заседания извещён, в суд не явился, ходатайств об отложении не заявил, стороны не возражали против рассмотрения дела без его участия, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица на основании статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Пестова Н.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статья 160 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Часть 14 данной статьи устанавливает, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Таким образом, из приведённых положений закона следует, что инвалиды III группы имеют право на компенсацию расходов в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда и платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В свою очередь право на компенсацию в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме имеют только те инвалиды, которые занимают помещения государственного и муниципального жилищных фондов, то есть являются нанимателями таких помещений.
Право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в силу положений приведённой выше части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды третьей группы не имеют.
Указанное истцом Положение о порядке предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённое Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.03.2005 №42 утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466 и к спорным правоотношениям не применимо.
Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации утверждено Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466.
В силу пп. «а» пункта 2.2 указанного Положения право на ежемесячную денежную компенсацию при условии начисления платежей за жилое помещение и коммунальные услуги имеют в соответствии со статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения с июля 2020 года ежемесячная денежная компенсация рассчитывается исходя из фактически начисленных сумм платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в размерах, установленных законодательными актами, указанными в пункте 2 настоящего Положения, для соответствующей категории граждан. Филиалы ГКУ РЦСПН осуществляют ежемесячный расчет размеров ежемесячной денежной компенсации на основании загружаемых организациями (предприятиями), осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, независимо от форм собственности (далее - организации), в государственную информационную систему Республики Башкортостан "Адресная социальная помощь" сведений о фактическом начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, объеме потребленных жилищно-коммунальных услуг (в том числе показаниях приборов учета коммунальных услуг), количестве совместно зарегистрированных граждан, общей площади жилых помещений, наличии (отсутствии) задолженности или наличии (отсутствии) и выполнении соглашения о ее погашении гражданами, по которым принято решение о предоставлении ежемесячной денежной компенсации, тарифах (ценах) и нормативах потребления коммунальных услуг, об изменении тарифов (цен) на указанные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг и методики исчисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по обеспечению предоставления мер социальной поддержки населения по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Республики Башкортостан согласно приложению №1 к настоящему Положению. Расчёт размера ежемесячной денежной компенсации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится расчёт ежемесячной денежной компенсации. Выплата ежемесячной денежной компенсации производится в порядке, предусмотренном настоящим Положением, в месяце, следующем за месяцем, в котором произведён расчёт ежемесячной денежной компенсации.
Согласно пункту 6 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466, размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается согласно методике расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и единовременной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (твердое топливо, баллонный газ) отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, согласно приложению №2 к настоящему Положению.
В свою очередь в подпункте 3 пункта 3 указанной Методики указаны формулы определения размера ЕДК для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по группам получателей, а именно отдельные формулы для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, для инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, граждан, имеющих детей-инвалидов, проживающих в многоквартирном доме и для инвалидов III группы, проживающих в многоквартирном доме.
Из приведённой формулы расчёта ЕДК для инвалидов третьей группы следует, что размер компенсации определяется по формуле Lzh = Lhv(odn) + Lgv(odn) + Ltgv(odn) + Lvohv(odn) + Lvogv(odn) + Le(odn), где Lhv, vohv, gv, tgv, vogv, e(odn) = (Vhv, vohv, hgv, tgv, vogv, e(odn) / M) x m x Thv, tgv, vo, e x Ci. Указанные в формуле обозначения приведены в пункте 2 Методики и свидетельствуют о том, что при определения размера ЕДК для инвалидов третьей группы принимаются во внимание расходы на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, отведению сточных вод, электроснабжение, газоснабжение, отопление, услуги по обращению с твёрдыми коммунальными расходами. Данная формула нормам Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466 не противоречит.
Как установлено судом, истцу Пестову Н.В. (данные изъяты) 07.12.2021 на срок до 01.01.2023, что подтверждено представленной им справкой МСЭ-2020 .... В связи с этим 14.12.2021 он обратился через многофункциональный центр в филиал ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Салавату с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг. С указанной даты он состоит на учёте как получатель ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения, что подтверждено ответчиком.
Назначение ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) истцу произведено с учётом того, что он инвалид третьей группы, является собственником занимаемого им жилого помещения общей площадью 43,6 кв.м, зарегистрирован в нём один.
Размер ЕДК за декабрь 2021 года определён в сумме 1 375,68 руб. по фактическим расходам за октябрь 2021, понесённым истцом на оплату отопления, обращение с ТКО, холодное водоснабжение, холодное водоснабжение при содержании общего имущества, электроснабжение, электрическую энергию на содержание общего имущества, отведение сточных вод (в том числе при содержании общего имущества) Размер ЕДК за январь 2022 определён в сумме 1 597,34 руб. по фактическим расходам истца на перечисленные выше услуги и на услуги по газоснабжению.
Истец размер ЕДК за каждую из указанных услуг не оспаривает, исходя из его требований он не согласен с тем, что при определении размера ЕДК не приняты во внимание его расходы по содержанию и текущему ремонту жилья, расходы по капитальному ремонту. Вместе с тем, размер ЕДК при её назначении истцу определён в полном соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и с Положением, утверждённым Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466. Вопреки доводам истца действующее законодательство не предусматривает возможность компенсации инвалидам третьей группы расходов на указанные им услуги, а именно на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту жилья, на оплату взносов на капитальный ремонт жилого помещения.
Действительно, в связи с тем, что часть сведений о расходах истца на отопление не была предоставлена, а в частности сведения об оплате отопления за период с января 2022 по март 2022, в период с марта по май 2022 выплата ЕДК истцу была произведена без учёта данных расходов. Однако 05.05.2022 за исх. №3670/6 специалистами филиала был направлен запрос в ООО «БашРТС» об оплаченных истцом суммах за данную услугу. На указанный запрос поступила справка от 06.05.2022 за исх. №1249, в которой указаны оплаченные истцом суммы за январь-март 2022 года за услугу по отоплению. С учётом данных сведений был произведён перерасчёт сумм ЕДК, выплаченных в период с марта 2022 по апрель 2022, сумма доплаты 4 866,91 руб. перечислена истцу 31.05.2022 наряду с суммой выплаты ЕДК за май 2022, что не отрицает истец.
В силу пункта 19 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466, выплата начисленных сумм ежемесячных денежных компенсаций производится ежемесячно до конца текущего месяца. Сроки выплаты данной компенсации исходя из представленной ответчиком информации не нарушались.
Согласно справке сер. МСЭ-2022 ... Пестову Н.В. проведено повторное освидетельствование и вновь установлена (данные изъяты) срок до 01.02.2024, при этом признана уважительной причина пропуска им срока освидетельствования за период с 01.01.2023 по 08.01.2023 и установлена инвалидность в этот период. По заявлению Пестова Н.В. от 19.01.2023, к которому была приложена данная справка, истцу вновь назначена ЕДК как (данные изъяты), выплата которой за январь и февраль 2023 произведена 28.02.2023, за март 2023 – 31.03.2023. Размер ЕДК за этот период также определён исходя из расходов истца, понесённых на оплату коммунальных услуг, и без учёта расходов по оплате содержания и текущего ремонта жилья, капитального ремонта, что в полной мере соответствует приведённому выше Положению, утверждённому Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 №466.
Таким образом, правовых оснований для определения ЕДК из суммы расходов истца на оплату содержания и текущего ремонта жилья, а также расходов на оплату капитального ремонта жилья у ответчика не имелось, выплаты производились в установленные законом сроки после поступления соответствующих сведений из ресурсоснабжающих организаций, недоплата каких-либо сумм отсутствует, в связи с чем нет оснований для удовлетворения требований истца о взыскании сумм недополученных ЕДК и процентов за нарушение срока их выплаты.
Суд не находит и правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в пользу истца.
Так, согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу приведенных норм компенсация морального вреда в случае нарушения имущественных прав может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Основания для компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда установлены в статье 1100 Гражданского кодекса РФ, к числу которых указанные истцом обстоятельства не относятся.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Нарушений порядка рассмотрения обращений истца со стороны ответчика судом не установлено, фактов причинения неимущественным правам истца действиями ответчика в иске не приведено.
При таких обстоятельствах следует признать, что вина ответчика в каких-либо моральных страданиях истца отсутствует, в связи с чем в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Пестова НВ к Государственному казённому учреждению «Республиканский центр социальной поддержки населения» Республики Башкортостан о взыскании недополученной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскании процентов за задержку выплат и компенсации морального вреда– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.
Судья, подпись
Копия верна, судья Е.А. Якунина
Решение изготовлено в окончательной форме 16.05.2023
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь:
Решение вступило в законную силу_______________________
Судья :
Секретарь:
Подлинник решения суда в гражданском деле №2-360/2023 Салаватского городского суда