ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0019-01-2023-001748-27 | № 2-1980/2023 |
г. Симферополь | Судья: Тарасенко Т.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2023 года №33-8990/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующей, судьи Курской А.Г.
судей Морозко О.Р., Новикова Р.В.
при секретаре Затонском М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым к МЗС, третье лицо - ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат,
по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года,
Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
у с т а н о в и л а:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым 25 апреля 2023 года обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к МЗС, третье лицо - ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат с МЗС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, излишне выплаченной суммы МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно» в размере 240496,05 руб. (двести сорок тысяч четыреста девяносто шесть рублей 05 копеек) и перечислить на реквизиты Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым».
Исковые требования мотивированы тем, что 11 июля 2019 года, затем повторно – 28 января 2020 года и 30 октября 2020 года МЗС обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного социального пособия, как малоимущей семье.
На основании сведений о доходах семьи МЗС было определено, что среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, в связи с чем, МЗС была назначена МСП «Государственная социальная помощь (ГСП)- ежемесячно» на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 г. в размере 3000,00 руб. (протокол принятия решения от 22.08.2019); на период с 01.01.2020 по 30.06.2020г. в размере 17169,99 руб. (протокол принятия решения от 13.03.2020); на период с 01.10.2020 по 31.03.2021г. в размере 14632,29 руб. (протокол принятия решения от 09.11.2020).
На основании п. 40 Постановления Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 587 «Об утверждении порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия» в целях уточнения сведений заявленных при обращении по определению права в предоставлении государственной социальной помощи Департаментом были направлены запросы в соответствующие государственные службы.
Согласно информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 марта 2021 года, в собственности ответчика МЗС имеется земельный участок для ИЖС, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, общей площадью 1032 кв.м.; а в собственности супруга - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеется земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, Правдовский с/с, общей площадью 30700 кв.м.
Положениями п. 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 587 закреплено, что пособие не назначается в случае, если в собственности или владении малоимущей семьи есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0,6 га.
В этой связи, исходя из п. 28 указанного Постановления № 587 Департаментом 05 апреля 2021 года, было принято решение о прекращении назначения Мавлюдовой З.С. государственной социальной помощи 01 июля 2019 года, с 01 января 2020 года и с 01октября 2020 года.
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом от 01 июля 2021г. № вынесено решение о возмещении МЗС излишне выплаченных сумм социальной выплаты за период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2020 в размере 273 496,05 рублей, за период с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 43 896,87 рублей, а всего 317 392,92 руб.
6 июля 2021 года Мавлюдово й З.С. было направлено уведомление о возмещении излишне полученных денежных сумм.
30.07.2021 года истец указала, что обязуется вернуть образовавшуюся задолженность в добровольном порядке, частями, путем перечисления на расчетный счет за период с 05.10.2021 по 04.03.2022 года МЗС возместила в общей сумме задолженность 76896,87 руб.
По настоящее время возмещение оставшихся излишне полученных денежных средств в размере 240496,05 руб. ею не производилось.
Представитель истца просил признать сумму 240496,05 неосновательным обогащением и взыскать ее с ответчика в пользу истца на основании ст.ст. 1102-1109 ГК РФ.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года в удовлетворении иска Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым отказано.
В апелляционной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым – ООВ, действующей на основании доверенности №4 от 31.01.2023 года, сроком действия до 31.12.2023 года, содержится просьба об отмене указанного решения суда первой инстанции и о принятии по делу нового решения, которым удовлетворить исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым в полном объеме.
В обоснование своих требований апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что недобросовестность ответчика МЗС доказывается укрытием факта наличия у её мужа ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках по адресу: Первомайский район, Правдовский с/с, общей площадью 30700 кв.м.
Кроме того, при подаче заявлений 11.07.2019, 28.01.2020 на назначение пособий ответчиком указан один земельный участок, принадлежащий ее семье, площадью 8 соток, а в заявлении от 30.10.2020, поданным посредством Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», наличие земельных участков, принадлежащих семье ответчицы, не указано.
При этом, по мнению апеллянта, наличие в собственности семьи ответчика земельного участка общей площадью 30700 кв.м, является ключевым при принятии решения о назначении меры социальной поддержки, а укрытие данного факта позволило ответчику неосновательно получать пособие.
Кроме того, недобросовестность ответчика доказывается признанием ею факта неосновательного обогащения путем добровольного частичного погашения задолженности в размере 76 896,87 рублей.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, апеллянт считает, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что такие обстоятельства, как наличие недвижимого имущества, в частности земельных участков и их площадь, в собственности членов семьи не определялись в качестве значимых, т.е. имеющих значение для решения вопроса о предоставлении мер государственной социальной помощи. В соответствие с требованиями действующего законодательства, по мнению апеллянта, данные обстоятельства являются ключевыми (значимыми) при принятии решения о назначении пособия.
В возражениях на апелляционную жалобу от 25.09.2023 года МЗС просила решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».
Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились ответчик МЗС и ее представитель ЧПВ, допущенный судом для участия по делу по ее устному ходатайству.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте, дате и времени слушания дела.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым получил судебную повестку – 06.09.2023 года, а электронное уведомление – 01.09.2023 г., третье лицо ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» получил судебную повестку – 06.09.2023 года, а электронное уведомление – 01.09.2023 г.
15 сентября 2023 года от начальника Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым – ДЕЮ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лица, подавшего жалобу, без указания причин невозможности участия представителя истца по делу, заявлений от юридических лиц (истца и третьего лица) об отложении дела не поступало, что является волеизъявлением участников по делу.
На основании ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку решение суда обжалуется только в части, в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет решение суда только в обжалуемой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения, явившейся стороны ответчика (МЗС и ее представителя), не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда первой инстанции, по доводам в ней изложенным, исходя из нижеследующих требований закона, и обстоятельств, установленных судом.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.
При отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым возложенных на него полномочий по проверке достоверности и полноты информации об имущественном состоянии лиц, которые входят в состав семьи, обратившейся за назначением пособия МЗС, привело к возникновению задолженности, в виде излишне полученной последней суммы социальной выплаты, в то время как, именно на Департамент возложена обязанность, не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, путем проверки обоснованности назначения выплаты в момент обращения гражданина за ее назначением.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции, об отказе в удовлетворении исковых требований, у судебной коллегии не имеется, исходя из нижеследующих обстоятельств, установленных судом.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами гражданского дела №2-1980/2023, что 11 июля 2019 года, МЗС, проживающая по адресу: <адрес>, и имеющая в составе своей семьи: супруга ФИО, сына ФИО12, сына ФИО13, дочь ФИО14, дочь ФИО13, свекровь ФИО16, обратилась в Департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи (ГСП), в виде социального пособия, в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» (л.д. 108-110).
22 августа 2019 года Департаментом принято решение о назначении МЗС государственной социальной помощи с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 3000,00 рублей ежемесячно (л.д.86).
28 января 2020 года МЗС повторно обратилась в Департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия, в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» (л.д. 73-75).
13 марта 2020 года Департаментом принято решение о назначении МЗС государственной социальной помощи с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 17169,99 рублей ежемесячно (л.д. 62).
30 октября 2020 года МЗС повторно обратилась в Департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия, в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» (л.д. 47-51).
09 ноября 2020 года Департаментом принято решение о назначении МЗС государственной социальной помощи с 01 октября 2020 года по 31 марта 2021 года в размере 14632,29 рублей ежемесячно (л.д. 45).
В целях уточнения сведений заявленных при обращении по определению права в предоставлении государственной социальной помощи Департаментом были направлены запросы в соответствующие государственные службы.
Согласно информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №18618/18 от 19 марта 2021 года, содержатся сведения о том, что в собственности ответчика МЗС имеется земельный участок для ИЖС, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Новоселовка, ул. Полевая, д.45, общей площадью 1032 кв.м.; а в собственности супруга - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеется земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: Республика Крым, Первомайский район, Правдовский с/с, общей площадью 30700 кв.м. (л.д.35).
При таких обстоятельствах, Департамент пришел к выводу о том, что в собственности малоимущей семьи имеется земельный участок площадью свыше 0,6 га и 05 апреля 2021 года было принято решение о прекращении назначения государственной социальной помощи с 07 июля 2019 года, с 01 января 2020 года, с 01 октября 2020 года (л.д. 42,43,44).
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом от 01 июля 2021 года №22 вынесено решение о возмещении МЗС излишне выплаченных сумм социальной выплаты за период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2020 в размере 273 496,05 рублей, за период с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 43 896,87 рублей, а всего 317 392,92 рубля (л.д. 24).
06 июля 2021 года в адрес МЗС было направлено уведомление о необходимости возмещения излишне полученных денежных средств (л.д. 22), 05 октября 2021 года ответчик возместила сумму МСП «Государственная социальная помощь» в размере 20000 рублей (л.д.20), 21 ноября 2021 года в размере 23896,87 рублей (л.д. 19) и 12000 рублей (л.д.18), 23 декабря 2021 года в размере 10000 рублей (л.д, 17), 04 марта 2022 года в размере 11000 рублей (л.д. 16), а в общей сумме ответчик возместила 76896,87 рублей.
При анализе правоотношений сторон, с учетом вышеуказанной информации, и при проверке правомерности действий ответчика, суд первой инстанции руководствовался нижеследующими нормами права, действующими во времени.
Так, Конституцией РФ провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливает Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым».
Положениями ст. 1 Закона Республики Крым № 10-ЗРК/2014 установлено, что государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом оказывается в виде выплаты: социального пособия; пособия на основании социального контракта (ст. 2 Закона Республики Крым № 10-ЗРК/2014).
В силу ст. 6 названного Закона, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (ч.1).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (ч.2).
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (ч.3).
Из ч.5 ст. 6 Закона Республики Крым № 10-ЗРК/2014 следует, что государственная социальная помощь назначается с первого числа месяца обращения за ней.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым (ч.6 ст. 6 Закона Республики Крым № 10-ЗРК\2014).
С целью определения особенностей правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, проживающим на территории Республики Крым, постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 587 был утвержден Порядок предоставления социальной помощи в виде социального пособия.
В соответствии с п. 4 Порядка № 587 пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный (е) участок(и) общей площадью свыше 0,6 га.
Выплата пособия, предоставляемого в соответствии с положениями абз. 2 п. 6 настоящего Порядка, прекращается в случае наступления юридических фактов, свидетельствующих об утрате гражданином оснований для его получения (п. 6 Порядка № 587).
Пунктом 40 Порядка № 587 предусмотрено, что органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
В соответствии с п. 41 Порядка № 587 суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из ст. 10 Закона № 10-ЗРК/2014, основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи является установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи и ее доходах, имуществе находящегося на праве частной собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
В силу пунктов 3 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020 года, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Таким образом, только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.
В соответствии с п. 17 Порядка № 587 орган социальной защиты населения на основании заявления и представленных документов определяет среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
Расчет среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
В соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи (ст. 2). Орган социальной защиты населения вправе проверить, в том числе, сведения, о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности. Орган социальной защиты населения направляет межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, в том числе, о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Заявителем могут быть предоставлены неполные и (или) недостоверные сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. В этом случае орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи (ст. 3).
Согласно п. 28 Порядка № 587 решение об отказе в назначении пособия принимается, если:
- не представлены необходимые документы, указанные в п. 9 настоящего Порядка;
- в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация;
- среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что Департаменту для назначения социальной помощи необходимо было выяснить, является ли семья заявителя малоимущей, затем установить иные условия, при которых государственная социальная помощь может быть назначена, а также выяснить наличие либо отсутствие условий, указанных в пунктах 4 и 28 Порядка № 587 при которых государственные социальные выплаты не назначаются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела №, поданные МЗС в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым 11 июля 2019 года, 28 января 2020 года, 30 октября 2020 года заявления о назначении государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия, в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», представляют собой печатный бланк с определенными разделами, который от руки заполнен заявителем МЗС (л.д. 47-51,71-73,108-110).
Посредством заполнения бланка заявления МЗС сообщены сведения о совместно проживающих с ней членах семьи, об основных источниках дохода, в том числе указано о наличии в собственности земельного участка площадью 8 соток.
Такие обстоятельства как наличие недвижимого имущества, в частности, земельных участков и их площадь в собственности членов семьи не определялись в качестве значимых, т.е. имеющих значение для решения вопроса о предоставлении мер государственной социальной помощи.
Кроме того, МЗС дала письменное согласие на обработку в установленном порядке Департаментом, Центром, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым ее персональных данных, в целях назначения государственной помощи (л.д. 61,74,111).
Таким образом, МЗС, являясь более слабой стороной в сложившихся правоотношениях, сообщила о себе и членах своей семьи всю требуемую в бланке заявления информацию и не препятствовала органам, предоставляющим и участвующим в предоставлении мер социальной поддержки, проверить и истребовать иные сведения, относящиеся к ее персональным данным.
Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу №2-1980/2023, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым не доказано, что МЗС, при обращении с заявлением о назначении мер социальной защиты, действовала недобросовестно, что привело к необоснованной выплате истцом денежных сумм и неосновательному обогащению ответчика на сумму, заявленную в исковом заявлении – 240496,05 руб.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, признав их законными и обоснованными.
Проверив доводы апелляционной жалобы представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым – Онофрей О.В., судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения, в виду нижеследующего.
Так, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 14 января 2016 года № 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 года № 16-П Конституционный Суд РФ обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
В данном конкретном случае невыполнение Департаментом возложенных на него полномочий по проверке достоверности и полноты информации об имущественном состоянии лиц, которые входят в состав семьи, обратившейся за назначением пособия МЗС, привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной последней социальной выплаты, в то время как именно на Департамент возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, путем проверки обоснованности назначения выплаты в момент обращения гражданина за ее назначением.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, в пределах заявленных требований, полно и правильно установил все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам, обосновано применил нормы действующего законодательства во времени.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию истца, выраженную им в исковом заявлении, и поддержанную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие представителя апеллянта ООВ, с данной судом оценкой представленных в дело доказательств, не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его изменению либо отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: