Решение по делу № 2а-708/2022 (2а-5185/2021;) от 28.12.2021

    №2а-708/2022

    03RS0004-01-2021-007059-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года г.Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Илаловой О.В.,

при секретаре Галлямовой Д.Б.,

с участием истца П.А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П.А.Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управлению по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

у с т а н о в и л :

П.А.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению по г.Уфе Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании отказа незаконным, обязании утверждить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка, указав, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (Управление по городу Уфе) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Вх. от ДД.ММ.ГГГГ)

Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности и земель государственная собственность на которые не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с № Управлением по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принято решение об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером в связи с тем, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что границы земельного участка пересекают территориальные зоны лесничеств и лесопарков, а также имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым участкам.

Административный истец с данным решением не согласен, считает его противоречащим фактическим обстоятельствам, просит признать незаконным отказ Управления по <адрес> земельных и имущественных отношений РБ в утверждении схемы и заключении с ним соглашения о перераспределении участка с кадастровым номером с городскими землями с образованием участка с кадастровым номером, выраженный в письме от Вх. от ДД.ММ.ГГГГ,воостановить нарушенное право путем принятия решение об утверждении схемы расположения земельного участка земельного участка с условным номером общей площадью кв.м на кадастровом плане территории (включая Т/п 1 согласно «Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории»), образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель государственная собственность на которые не разграничена, а также обязании Управление по городу Уфе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель государственная собственность на которые не разграничена путем выкупа за плату.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по РБ.

Административный истец П.А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно указав на то, им организовано проведение землеустроительного исследование, согласно заключению которого также установлено отсутствие земель лесного фонда. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН земельный участок, находящийся в его собственности к землям лесного фонда, в том числе к городским лесам не относится.

Административный ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Третье лицо Управление Росреестра по РБ в судебное заседание не явился.

В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Ленинского районного суда города Уфы РБ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд в соответствии со ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех реквизитов суда, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, выслушав участников процесса, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Срок обращения в суд, установленный ст. 219 КАС РФ административным истцом соблюден.

С 01.01.2021 уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органом является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Из ст. 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В силу п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как определено пп.1 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

По правилам части 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности урегулированы статьей 11.7 ЗК РФ и главой V.4 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой IV настоящего ЗК РФ.

Согласно п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.12 ЗК РФ).

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью кв. м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (Управление по городу Уфе) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Вх. от ДД.ММ.ГГГГ)

Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности и земель государственная собственность на которые не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ответом № Управлением по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принято решение об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером в связи с тем,

- что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что границы земельного участка пересекают территориальные зоны лесничеств и лесопарков;

- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым участкам.

Суд не может согласиться с отказом административного ответчика в силу следующего:

Судом установлено, что спорный земельный участок с условным кадастровым номером образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности у П.А.Н. (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ) и части прилегающих земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Градостроительные регламенты на образуемые земельные участки установлены Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в ред. решения Совета городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту ПЗЗ ГО г Уфа РБ).

     В соответствии с Картой градостроительного зонирования ПЗЗ ГО г Уфа РБ исследуемый (испрашиваемый) земельный участок с условным кадастровым номером , расположен в территориальной зоне Р-2 (рекреационная зона).

Согласно п. 4 ст. 43 ПЗЗ ГО г. Уфа РБ рекреационная зона Р-2 является зона предназначена для пассивного отдыха, объектов здравоохранения, размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны, этажностью не более 5 надземных этажей. Допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории. Зона предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории городских лесов осуществляется в соответствии с режимом, установленным для городских лесов, на основе лесного законодательства.

В соответствии с таблицей № 2 ст. 45 ПЗЗ ГО г Уфа РБ установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры размещенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код ВРИ 2.2) в территориальной градостроительной зоне Р-2 составляет кв.м.

Таким образом, судом установлено соответствие исследуемого образуемого земельного участка с условным кадастровым номером требованиям градостроительного регламента, установленного ПЗЗ ГО г.Уфа РБ в редакции решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Согласно п. 3 ст. 116 ЛК РФ изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. В соответствии с п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В законодательстве Российской Федерации не содержится нормативного определения г городских лесов, но приводится следующее определение: "древесно-кустарниковая и травянистая растительность, располагающаяся на территории населенных пунктов и подразделяющаяся на лесничества и лесопарки". Данное определение можно вывести из содержащейся в законодательстве характеристики правового режима городских лесов. По смыслу п. 9 ст. 85 ЗК РФ городские леса в соответствии с градостроительными уставами можно отнести к рекреационным зонам: "земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма". В ЛК РФ устанавливается, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23 на территории городских лесов располагаются лесничества и лесопарки, которые осуществляют управление данными лесными ресурсами в области их охраны, использования и воспроизводства. А в соответствии с ч. 1.1 ст. 84 лесохозяйственные регламенты расположенных на территории городских лесов лесничеств и лесопарков утверждаются органами местного самоуправления.

Следует также отметить, что городские леса располагаются на землях населенных пунктов и не входят в состав земель лесного фонда.

     Административным ответчиком не представлено сведений, что испрашиваемые территории когда-либо относились к категории защитных лесов, в сведениях ЕГРН отсутствуют и иных документах и материалах отсутствуют, в связи с чем установленный п. 3 ст. 116 ЛК РФ правовой режим на них не распространялся. Следовательно, образование земельного участка с условными кадастровым номером не затрагивает вопросы изменения границ защитных лесов.

Таким образом, судом установлено, что образование земельного участка с условным кадастровым номером не затрагивает вопросы изменений границ защитных лесов и не нарушает требований п. 3 ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации.

Суд принимает во внимание представленные административным истцом документы: выписки из ЕГРН на земельный участок , схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключение специалиста об отсутствии изменений территорий городских лесов.

Каких-либо ограничений прав, установленных органами государственной власти или местного самоуправления в отношении перераспределяемых земельных участков с кадастровым номером , не зарегистрировано.

Работы по расселению, изъятию, или строительству объектов не ведутся проект планировки и межевания для данной территории не разрабатывался, информацией о заключенном договоре развитии застроенный территории, о работах по расселению на указанной территории не имеется, подтвержден материалами дела и не оспаривается административным ответчиком Управления по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а также заинтересованным лицом Управлением Росреестра по РБ.

Доказательств иного участниками дела не суду не представлено, сведений об этом судом не добыто.

Согласно п.10 ст.39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Суд считает, что законных оснований для отказа в перераспределении участков административным ответчиком не представлено, доводы ответчика не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , следовательно, в соответствии с нормами земельного законодательства он вправе требовать перераспределения своего участка с землями за плату.

В силу п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно статьи Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по принятию нормативных правовых актов в той или иной редакции. В остальных случая, что также отмечено Европейским Судом, пределы обязанности государства обеспечить разбирательство дела "независимым и беспристрастным судом" согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не ограничиваются судебной властью. Данная обязанность также подразумевает соответствующее обязательство органов исполнительной, законодательной власти государства, независимо от их уровня, по исполнению решений судов, даже если они с ними не согласны. Так, уважение государством авторитета судов является обязательным предварительным условием для уверенности общества в судебной системе и, говоря более общим словами, в принципе верховенства права.

Применительно к характеру рассматриваемого спора, суд, удовлетворяя требования административного истца, учитывает фактические обстоятельства дела и нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения не разрешает вопросы, входящие в компетенцию органа исполнительной власти, поскольку последний уже распорядился спорным земельным участком, предоставив его ранее в собственность административного истца, чему транслирует право на его перераспределение.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования П.А.Н. к Управлению по г.Уфе Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в заключении соглашения о перераспределении и утверждении схемы расположения, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать Управление по городу Уфе Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка с условным номером общей площадью кв.м на кадастровом плане территории (включая Т/п 1 согласно «Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории»), образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель государственная собственность на которые не разграничена.

    Обязать Управление по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель государственная собственность на которые не разграничена путем выкупа за плату.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья                                    О.В. Илалова

2а-708/2022 (2а-5185/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ПОПОВ АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ
Ответчики
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Другие
Росреестр
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Судья
Илалова О.В.
Дело на странице суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация административного искового заявления
28.12.2021Передача материалов судье
29.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Подготовка дела (собеседование)
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее