Судья: Кобзарева О.А. | Дело № 33-35424/2024Уникальный идентификатор дела 50RS0001-01-2024-005352-37 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 7 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Колчиной М.В., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Гуляевым А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6447/2024 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, обязании предоставить льготу, взыскании денежной компенсации по оплате жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 23 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения незаконным; об обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, по адресу: <данные изъяты> как ветерану боевых действий, начиная с 1 июня 2024 года; об обязании возместить расходы по оплате жилого помещения в размере 50% по категории: «ветеран боевых действий», начиная с 6 марта 2024 года по настоящее время, указав, что проходит военную службу по контракту, во время прохождения военной службы принимал участие в боевых действиях, является ветераном боевых действий. Истец и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу войсковой части: <данные изъяты>, а фактически проживают в служебном жилом помещений, расположенном по адресу: <данные изъяты> на основании договора пользования служебным жилым помещением от 22 февраля 2022 года № 2/2022-102. 18 апреля 2024 года истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%. В письме от 26 апреля 2024 года Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области отказало истцу в предоставлении компенсации, поскольку предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания гражданина не предусмотрено.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 23 июля 2024 года исковые требования ФИО удовлетворены частично.
Судом постановлено:
- обязать Министерство социального развития Московской области назначить ФИО компенсацию, предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания по адресу: <данные изъяты>, с 1 февраля 2024 года;
- в удовлетворении остальной части исковых требований о признании решения незаконным, назначении компенсации с иной даты отказать.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, представителя ответчика, учитывая их надлежащее извещение и отсутствие сведений о наличии уважительных причин не явки в судебное заседание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции в части даты назначения компенсации в полной мере не соблюдены; в остальной части решение является правильным.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий представляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель) определены Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12.
Согласно пункту 2 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В силу пункта 20 Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи заявления.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 3 названного Закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что понятие «регистрация по месту жительства» не тождественно понятию «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих проживание гражданина по месту жительства. В связи с этим отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 28 августа 2015 года истец ФИО и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по месту нахождения войсковой части по адресу: <данные изъяты>
Фактически истец ФИО и члены его семьи проживают в служебном жилом помещений, расположенном по адресу: <данные изъяты>, на основании договора пользования служебным жилым помещением от 22 февраля 2022 года № 2/2022-102.
Истец ФИО является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> выданным 6 марта 2024 года Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
18 апреля 2024 года истец ФИО обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по категории «Ветеран боевых действий».
Решением Балашихинского управления социальной защиты населения Московской области от 26 апреля 2024 года № 449003 истцу ФИО предоставлена мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения» с 1 марта 2024 года по категории: ветераны боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 5-ФЗ «О ветеранах») по адресу регистрации <данные изъяты>, при этом отказано в предоставлении меры социальной поддержки по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>, поскольку адрес регистрации не соответствует адресу фактического проживания и/или оплаты жилищно-коммунальных услуг и Министерство социального развития Московской области не наделено полномочиями определять факт постоянного проживания заявителя и членов его семьи.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что истец ФИО, как ветеран боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по адресу фактического проживания: <данные изъяты>, а отсутствие регистрации по данному адресу не может служить основанием для отказа в предоставлении соответствующих мер социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что регистрация истца ФИО произведена по адресу: <данные изъяты> в связи с прохождением военной службы по контракту в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Вместе с тем, принимая во внимание приведенные выше положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», истец ФИО не может быть лишен предоставленного ему положениями Федерального закона «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, только по причине отсутствия постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) по месту фактического проживания, поскольку в силу прямого указания статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом этого вывод суда о возложении на Министерство социального развития Московской области обязанности назначить истцу ФИО предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячную денежную компенсацию в отношении жилого помещения, в котором истец фактически проживает, по адресу: <данные изъяты>, является правильным.
Одновременно суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Министерства социального развития Московской области от 26 апреля 2024 года № 449003 не может быть признано незаконным, поскольку у Министерства социального развития Московской области не имелось правовых оснований для вывода о постоянном проживании истца ФИО по месту пребывания по представленным документам, так как Министерство социального развития Московской области не наделено правом устанавливать факты, имеющие юридическое значение.
Довод апелляционной жалобы о том, что право на получение в Московской области мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», может быть реализовано только по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства), основан на неправильном толковании норм материального права.
С учетом этого вывод суда первой инстанции в части установления права ФИО на получение мер социальной поддержки в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» по месту фактического проживания является правильным.
Вместе с тем, по смыслу пункта 20 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12, компенсация не может быть назначена ранее месяца наступления права на ее назначение.
Поскольку наступление права ФИО на получение мер социальной поддержки подтверждается удостоверением ветерана боевых действий серии <данные изъяты>, которое выдано 6 марта 2024 года, компенсация расходов на оплату жилого помещения должна быть назначена истцу с 1 марта 2024 года, а не с 1 февраля 2024 года, как указал суд.
В связи с этим решение суда в части даты назначения компенсации подлежит изменению.
В остальной части решение суда является правильным и оснований для его отмены или изменения (в неизмененной части) по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 23 июля 2024 года в части даты назначения компенсации изменить.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить ФИО предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» компенсацию расходов на оплату жилого помещения по месту проживания по адресу<данные изъяты>, с 1 марта 2024 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области оставить без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 22.10.2024
Председательствующий
Судьи