Решение по делу № 33-3-3788/2024 от 08.04.2024

Судья Строганова В.В. Дело № 33-3-3788/2024 № 2-4503/2023 УИД: 26RS0003-01-2023-005247-54 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 14.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шурловой Л.А.,

судей Быстрова О.В. и Селюковой З.Н.,

с участием представителя прокуратуры СК Федоровой Д.Д.,

при секретаре судебного заседания Хашировой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению межрайонного прокурора Голосова В.А.

на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12.12.2023

по гражданскому делу по иску Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обеспечении техническими средствами,

заслушав доклад судьи Быстрова О.В.

УСТАНОВИЛА:

Минераловодский межрайонный прокурор, действуя в интересах пап, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность обеспечить инвалида пап, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, креслом-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей - инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующейся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 03.03.2023 № 197.14.26/2023 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой по обращению пап проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов. Согласно индивидуальной программе реабилитации или реабилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, пап нуждается в техническом средстве реабилитации - кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующейся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног. Вместе с тем, до настоящего времени пап указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен, что является недопустимым.

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12.12.2023 иск Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап оставлен без удовлетворения.

В апелляционном представлении межрайонный прокурор гва просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы ссылается на аналогичные доводы искового заявления. Кроме того, указывает, что суд не учел информацию о том, что инвалид пап ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю на обеспечение его креслом-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю - реа просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, пап, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, пап нуждается в техническом средстве реабилитации - кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующийся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног.

Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", суд исходил из того, что с заявлением об обеспечении средствами реабилитации пап к ответчику не обращался, в связи с чем, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалдов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 5.04.2013 N 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5.04.2013 N 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2015 N 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия отмечает, что пап обращался к ответчику с заявлением об обеспечении средствами реабилитации от 10.03.2023 (л.д.200), 14.12.2023 Отделением СФР по СК активирован электронный сертификат, однако после принятия решения пап, то есть спустя длительное время 9 месяцев пап не был своевременно и в полном объеме обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, и восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ему технических средств реабилитации.

Таким образом, вывод суда о не обеспечении пап в связи с отсутствием поданного им заявления противоречит материалам дела, в связи, с чем требования Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обеспечении техническими средствами являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку пап 11.03.2024 приобрел кресло-коляску с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней с использованием электронного сертификата после вынесения решения суда от 12.12.2023, решение принудительному исполнению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12.12.2023 - отменить, принять по делу новое решение, которым иску Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обеспечении техническими средствами, удовлетворить.

Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность обеспечить инвалида пап, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, креслом-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей - инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующийся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 03.03.2023 № 197.14.26/2023 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение принудительному исполнению не подлежит.

Апелляционное представление межрайонного прокурора Голосова В.А. удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14.05.2024.

№ 2-4503/2023 УИД: 26RS0003-01-2023-005247-54 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 14.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шурловой Л.А.,

судей Быстрова О.В. и Селюковой З.Н.,

с участием представителя прокуратуры СК Федоровой Д.Д.,

при секретаре судебного заседания Хашировой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению межрайонного прокурора Голосова В.А.

на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12.12.2023

по гражданскому делу по иску Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обеспечении техническими средствами,

заслушав доклад судьи Быстрова О.В.

УСТАНОВИЛА:

Минераловодский межрайонный прокурор, действуя в интересах пап, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность обеспечить инвалида пап, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, креслом-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей - инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующейся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 03.03.2023 № 197.14.26/2023 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой по обращению пап проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов. Согласно индивидуальной программе реабилитации или реабилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, пап нуждается в техническом средстве реабилитации - кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующейся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног. Вместе с тем, до настоящего времени пап указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен, что является недопустимым.

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12.12.2023 иск Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап оставлен без удовлетворения.

В апелляционном представлении межрайонный прокурор гва просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы ссылается на аналогичные доводы искового заявления. Кроме того, указывает, что суд не учел информацию о том, что инвалид пап ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю на обеспечение его креслом-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю - реа просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, пап, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, пап нуждается в техническом средстве реабилитации - кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующийся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног.

Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", суд исходил из того, что с заявлением об обеспечении средствами реабилитации пап к ответчику не обращался, в связи с чем, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалдов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 5.04.2013 N 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5.04.2013 N 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2015 N 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия отмечает, что пап обращался к ответчику с заявлением об обеспечении средствами реабилитации от 10.03.2023 (л.д.200), 14.12.2023 Отделением СФР по СК активирован электронный сертификат, однако после принятия решения пап, то есть спустя длительное время 9 месяцев пап не был своевременно и в полном объеме обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, и восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ему технических средств реабилитации.

Таким образом, вывод суда о не обеспечении пап в связи с отсутствием поданного им заявления противоречит материалам дела, в связи, с чем требования Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обеспечении техническими средствами являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку пап 11.03.2024 приобрел кресло-коляску с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней с использованием электронного сертификата после вынесения решения суда от 12.12.2023, решение принудительному исполнению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12.12.2023 - отменить, принять по делу новое решение, которым иску Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов пап к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обеспечении техническими средствами, удовлетворить.

Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность обеспечить инвалида пап, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, креслом-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей - инвалидов) и аккумуляторными батареями к ней с аккумуляторной батареей (шириной сиденья: 42 см.; высотой подножки: 10 см; видом спинки: с электрическим способом регулировки угла наклона спинки; видом сиденья: с электрическим способом регулировки угла наклона сиденья; видом подлокотника: регулируемым по высоте; подножкой: регулирующийся по высоте; приводом: задним приводом; приспособлением: держателем для ног в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 03.03.2023 № 197.14.26/2023 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение принудительному исполнению не подлежит.

Апелляционное представление межрайонного прокурора Голосова В.А. удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14.05.2024.

33-3-3788/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Минераловодский межрайонный прокурор в интересах Полякова Алексея Петровича
Поляков Алексей Петрович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю
Другие
Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя Миронычева Ольга Сергеевна
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
08.04.2024Передача дела судье
14.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024Передано в экспедицию
14.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее