Дело № 2-1030/2024
УИД: 24RS0018-01-2024-001222-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2024 года город Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петуховой М.В., при секретаре Суровой О.В., с участием
заместителя прокурора ЗАТО г. Зеленогорска ФИО4,
истца Мостовой О.В.,
представителя ответчика Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
третьих лиц представителя МКУ «Заказчик» ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13, ФИО15, ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мостовой О. В. к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Мостовая О.В. обратилась с иском к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, в котором просит: определить ее право на получение жилого помещения от Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в качестве нуждающегося в получении жилого помещения путем приобретения его по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения наступившим; обязать Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска оформить с ней договор купли-продажи жилого помещения по оценочной стоимости в соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий путем приобретения жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты по адресу: Красноярский край, г. <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в очереди на получение жилого помещения от Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в качестве нуждающегося в получении жилого помещения путем приобретения его по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения в соответствии с решением Совета депутатов города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Спустя 20 лет в октябре 2021 года на телефонный номер истца обратился работник отдела имущественных отношений Администрации ЗАТО г. Зеленогорск ФИО13, которая сообщила о наступлении ее очереди на получение жилого помещения в рамках очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий путем приобретения жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты, объяснив истцу последующие действия для его получения. В МУП ГЖКУ истцу был вручен ключ от жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, для осмотра и принятия решения о приобретении (выкупе с рассрочкой платежа). Ввиду согласия истца с приобретением жилого помещения в апреле 2022 года ею были собраны и представлены в имущественный отдел все затребованные документы для оформления договора купли-продажи жилого помещения, включая отчет № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке стоимости недвижимости по адресу: Красноярский край, г. <адрес>. С апреля 2022 года по настоящее время статус истца в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не изменен, заявление об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом не подавалось. При указанных обстоятельствах договор купли-продажи с рассрочкой выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск с истцом также заключен не был. Ввиду отсутствия ответных действий и игнорирования истца со стороны Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в мае 2023 года истец обратилась за разъяснениями в адрес ответчика. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик сообщил, что истец не является малоимущим гражданином, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, в связи с превышением порогового дохода, ввиду чего истец не может претендовать на получение жилого помещения и подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В свою очередь, истец никогда не заявляла и не претендовала на статус малоимущего гражданина, каких-либо документов не представляла. Ответ ответчика противоречит решению Совета депутатов города Зеленогорска и правовым актам Администрации ЗАТО г. Зеленогорска. В июне 2023 года истец повторно обратилась за разъяснениями в адрес ответчика. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес истца была направлена информация о том, что очередь на получение жилого помещения расформирована. Виду неправомерных действий ответчика, которые нарушают конституционные и гражданские права истца на получение жилого помещения и заключение с ней договора купли-продажи с рассрочкой выплаты, истец обратилась в Прокуратуру ЗАТО г. Зеленогорска. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-24 Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска истцу был дан ответ о том, что очередь на получение жилого помещения от Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в качестве нуждающейся в получении жилого помещения не расформирована. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Увед№ Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска сообщено аналогичное, что изложено в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска сообщено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит в Администрации ЗАТО г. Зеленогорска на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с порядковым номером очередности 47. Истец полагает, что ее очередное право наступило в октябре 2021 года.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, ФИО13, МКУ «Заказчик», ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17
Третьи лица КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, ФИО14, ФИО16, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили. От ФИО14, ФИО16 поступили письменные заявления, в которых они просили дело рассмотреть в их отсутствие, ФИО16 также указала в заявлении, что в декабре 2020 года она приобрела квартиру и была снята Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск с очереди на приобретение жилья (т.2, л.д. 34-36).
На основании статьи 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска и третьих лиц ФИО14, ФИО16
В судебном заседании истец Мостовая О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ЗАТО г. Зеленогорск ФИО5 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что акта о предоставлении жилого помещения Мостовой О.В. не выносилось, истец состоит в очереди под номером 47, очередь не подошла. В очереди стоят люди с разным составом семьи и претендующие на разные квартиры. Решение Совета депутатов, которое регулирует продажу квартиры не отменено. Стоимость квартиры изменилась.
Третье лицо ФИО13, работающая главным специалистом отдела имущественных отношений КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, оставила разрешение спора на усмотрение суда, пояснила, что основания для снятия с очереди у Мостовой О.В. не возникли, нуждаемость в получении жилого помещения сохранилась. Очередь на получение жилого помещения по договору купли-продажи была создана Советом депутатов в 1995 года и на сегодняшний день не расформирована. Распределение жилья истцу она согласовывала с первым заместителем главы ЗАТО г. Зеленогорск. Городской жилищной комиссией было принято решение по отнесению спорной квартиры к жилищному фонду коммерческого использования. Жилые помещения, отнесенные к жилищному фонду коммерческого использования, могут быть предоставлены для продажи. В данном случае она предлагала истцу спорную <адрес> для продажи. В декабре 2020 году данная квартира перешла к ним в муниципальную собственность. Последняя квартира была продана в апреле 2022 года. Договор с истцом не был заключен, поскольку не было подписано распоряжение главой ФИО6 Квартира № по <адрес> сейчас стоит пустая. Мостовая О.В. стоит в очереди на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. Когда в 2005 году вступил в силу Жилищный кодекс РФ, граждане из этой очереди могли признаться малоимущими и перейти в очередь на получение социального жилья, поэтому истцу было предложено признаться малоимущей, перейти в ту очередь, но она не подтвердила статус. Решение Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ №р они обязаны исполнять, препятствий для продажи истцу жилого помещения нет. У Мостовой О.В. сейчас не отпало право состоять в очереди на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи. ФИО15 жилое помещение не предлагалось в связи с наличием у него в собственности 10,8 кв. м жилого помещения.
Представитель третьего лица МКУ «Заказчик» ФИО7 оставила разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что МКУ «Заказчик» оформляет все документы для продажи квартиры на основании распоряжения администрации.
Третье лицо ФИО15 оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснил, что не претендует на приобретение квартиры по <адрес>, так как считает, что ему положена бесплатная квартира.
Третье лицо ФИО17 оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснил, что не претендует на приобретение квартиры по <адрес>. Его приглашала специалист из администрации в октябре 2021 года, предлагала квартиры для приобретения, он отказался.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с пунктами 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Статьей 3 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего на момент постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении, было определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают жилищное строительство за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях социального найма, найма, аренды, купли-продажи.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении, граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3).
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункты 1, 2).
В силу части 3 статьи 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу части 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пунктам 1, 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
В соответствии со статьями 307-309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнении его обязанности.
Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах этого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства (статья 314 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статьи 434.1 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто.
При вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно, в частности не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной. Недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагается, в том числе внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 434.1 ГК РФ).
Недобросовестность действий ответчика предполагается, если имеются обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 434.1 ГК РФ. В этих случаях ответчик должен доказать добросовестность своих действий (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Согласно пункту 1 статьи 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
В силу пункта 1 статьи 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Мостовая О.В. на основании её письменного заявления и пакета необходимых документов в соответствии с решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ №р «О распределении и продаже муниципального жилищного фонда» ДД.ММ.ГГГГ принята Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включена в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стоящих в общегородской очереди, с составом семьи 2 человека истец Мостовая О.В. и её дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) (т. 1, л.д. 90-92, 183-196, т. 2, л.д. 54).
Пунктом 1.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г. Зеленогорске, утвержденных решением городского Совета депутатов города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №р «О распределении и продаже муниципального жилищного фонда», утратившего силу на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №р, было установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку (т. 2, л.д. 55-105).
В соответствии с требованиями пункта 2.7 данных Правил Мостовая О.В. ежегодно по 2021 год в целях перерегистрации представляла уточненные данные в квартирный отдел администрации города (т. 1, л.д. 93-146).
Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Мостовой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на дату обращения номер её очереди на получение жилого помещения путем приобретения по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты стоимости жилого помещения 53, очередь на получение жилого помещения не наступила. При наступлении очередности ей будет направлено уведомление о предоставлении жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения (т. 1, л.д. 164).
На основании заявлений Мостовой О.В. и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ её дочь ФИО9 исключена из состава семьи очередника Мостовой О.В. в связи с выездом из города и образованием своей семьи (т. 1, л.д. 135-146).
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Красноярского края «О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности города Зеленогорска» от ДД.ММ.ГГГГ №р утверждены, в том числе Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности города Зеленогорска, Положение о порядке продажи жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования город Зеленогорск (т. 1, л.д. 63-89).
От имени муниципального образования город Зеленогорск права собственника в пределах предоставленных им полномочий осуществляют Совет депутатов ЗАТО г. Зеленогорска, глава ЗАТО г. Зеленогорска и Администрация ЗАТО г. Зеленогорска (пункт 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности города Зеленогорска).
В силу пункта 2.2 данного Положения администрация города осуществляет, в том числе следующие полномочия: владеет, пользуется и распоряжается жилыми помещениями муниципального жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством в порядке, определяемом городским Советом депутатов; осуществляет общее руководство структурными подразделениями администрации города, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями по вопросам управления и распоряжения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда; принимает решения об отнесении жилых помещений муниципального жилищного фонда к фонду социального использования, специализированному жилищному фонду или к жилищному фонду коммерческого использования, а также об исключении жилых помещений из указанных фондов в порядке, установленном законодательством; осуществляет подготовку документов для распределения жилых помещений муниципального жилищного фонда с учетом реализации программ, размера бюджетных ассигнований, введения в эксплуатацию новых и заселения освободившихся жилых помещений; издает муниципальные правовые акты по вопросам управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом; осуществляет контроль за исполнением муниципальных правовых актов по вопросам управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке продажи жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования город Зеленогорск продажа жилых помещений в соответствии с данным Положением производится гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящим в общегородской и (или) бюджетно-муниципальной очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, сформированной администрацией города, а также гражданам, выкупающим жилые помещения, предоставленные по договорам аренды или коммерческого найма жилого помещения сроком не менее 5 лет, при условии, если данные граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ЗАТО г. Зеленогорска или состояли на таком учете в организациях на момент заключения договора коммерческого найма и не утратили основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условиях на момент выкупа жилого помещения.
Согласно пункту 1.3 данного Положения при продаже жилых помещений гражданам предоставляются льготы за счет средств местного бюджета, в том числе предоставление рассрочки выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения.
Расходы, связанные с оформлением необходимых документов по приобретению жилых помещений, оценкой жилых помещений, государственной регистрацией договоров и перехода права собственности, оплачиваются покупателями (пункт 1.5 Положения).
В соответствии с пунктом 2.4 указанного Положения продажа жилых помещений, бывших в эксплуатации, производится по рыночной цене, определяемой на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости жилого помещения.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края и выпискам из ЕГРН квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, г. <адрес> <адрес>, общей площадью 31,2 кв.м с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности ЗАТО город Зеленогорск Красноярского края на основании договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность города Зеленогорска жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ №-р включена в состав муниципальной казны города Зеленогорска (т. 1, л.д. 51-53, 197-198).
Решением городской жилищной комиссии, оформленным протоколом заседания № от ДД.ММ.ГГГГ, было предложено Администрации ЗАТО г. Зеленогорск включить жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. <адрес> <адрес>, в жилищный фонд коммерческого использования муниципального жилищного фонда (т. 1, л.д. 202-203).
На основании распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ №/лс ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность муниципальной службы главного специалиста имущественных отношений КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска (т. 1, л.д. 238).
Согласно должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, на главного специалиста имущественных отношений КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ФИО13 возложены следующие должностные обязанности: осуществлять учет и обеспечивать предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования гражданам путем продажи с рассрочкой платежа (пункт 4.7); вести учет граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сохраняющих право состоять на данном учете до получения ими жилого помещения путем покупки жилого помещения с рассрочкой платежа (общегородская и бюджетно-муниципальная очереди) (пункт 4.8); осуществлять проверку обоснованности нахождения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 4.14); вести журналы, книги регистрации, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 4.18) (т. 1, л.д. 217-228).
Как следует из объяснений ФИО13 и представленной ею служебной записки (т. 1, л.д. 241-242), ею с первым заместителем главы ЗАТО г. Зеленогорск по стратегическому планированию, экономическому развитию и финансам ФИО10 был согласован вопрос о распределении шести свободных жилых помещений нуждающимся, состоящим в городской очереди на продажу, в том числе однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.
В силу положений части 5 статьи 57 ЖК РФ, решения Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 29.06.2015 № 12-69р «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории г. Зеленогорска», подлежащих применению по аналогии, жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (на территории г. Зеленогорска 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи).
В силу части 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно списку очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стоящих в общегородской очереди на 2022 год, лицами, претендующими, исходя из состава семей и нормы предоставления жилого помещения, на спорную однокомнатную квартиру общей площадью 31,2 кв.м, являлись ФИО14 с составом семьи 2 человека (№, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ), ФИО15 с составом семьи 1 человек (№, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ), ФИО16 с составом семьи 1 человек (№, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ), ФИО17 с составом семьи 1 человек (№, дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ), Мостовая О.В. с составом семьи 1 человек (№, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1, л.д. 183-189).
При этом судом установлено, что ФИО14 на основании распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ №-р была снята с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и исключена из очереди на получение жилого помещения в связи с представлением при постановке на учет сведений, не соответствующих действительности (т. 2, л.д. 52), согласно выписке из ЕГРН она с 2016 года владеет значительным количеством земельных участков в п. ФИО2 <адрес> Красноярского края (т. 2, л.д. 22-31).
ФИО16 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, общей площадью 44,4 кв.м (т. 2, л.д. 20), в связи с чем на основании распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (т.2, л.д. 53).
Таким образом, по состоянию на октябрь 2021 года ФИО14 и ФИО16 утратили право состоять в очереди на получение жилого помещения по договору купли-продажи.
Также согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 48) ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля в праве собственности на квартиру общей площадью 32,5 кв.м, расположенную по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес>, в связи с чем согласно положениям части 7 статьи 57, части 4 статьи 58 ЖК РФ с учетом имеющейся у него в собственности площади жилого помещения (10,8 кв. м), ему могло быть предоставлено жилое помещение площадью не более 19,2 кв.м (30 кв.м – 10,8 кв.м), в связи с чем он не мог претендовать на спорное жилое помещение.
Как следует из объяснений третьих лиц ФИО13, ФИО17, истца Мостовой О.В. в судебном заседании, в октябре 2021 года ФИО13 были предприняты действия по приглашению вышеуказанных лиц в целях предложения жилых помещений для приобретения по договору купли-продажи, в том числе спорной квартиры. При этом ФИО17 отказался от приобретения квартиры, что подтвердил в судебном заседании, ФИО15, ФИО14 и ФИО16 найти не удалось.
Также из искового заявления, объяснений истца Мостовой О.В., третьего лица ФИО13 следует, что в октябре 2021 года главный специалист имущественных отношений КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ФИО13 сообщила Мостовой О.В. по телефону о наступлении её очереди на получение жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты и объяснила последующие действия для его получения, в том числе о необходимости представления отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости жилого помещения для заключения договора купли-продажи квартиры.
В МУП ГЖКУ истцу Мостовой О.В. был вручен ключ от жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, для осмотра и принятия решения о приобретении с рассрочкой платежа.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорск была получена выписка из ЕГРН на принадлежащую муниципальному образованию город Зеленогорск Красноярского края на праве собственности квартиру по адресу: Красноярский край, г. <адрес> (т. 1, л.д. 51-53).
На основании договора об оценке недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ по заданию Мостовой О.В. для целей совершения сделки специалистом-оценщиком ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ был осмотрен объект оценки, ДД.ММ.ГГГГ был составлен отчет № об оценке рыночной стоимости жилого помещения, согласно которому рыночная стоимость однокомнатной квартиры общей площадью 31,2 кв.м по адресу: Красноярский край, г. <адрес> кадастровой стоимостью 694967,85 рублей составляет 1109920 рублей (т. 1, л.д. 18-53).
В целях оформления договора купли-продажи жилого помещения собранные истцом документы, включая отчет об оценке рыночной стоимости <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, были представлены истцом Мостовой О.В. в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска и приняты ею от истца.
Данные обстоятельства стороной ответчика в судебном заседании не оспорены, каких-либо доказательств иной рыночной стоимости жилого помещения не представлено, однако решение о предоставлении истцу жилого помещения Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска принято не было, договор купли-продажи жилого помещения с предоставлением рассрочки выплаты его стоимости до настоящего времени не оформлен.
Администрация ЗАТО г. Зеленогорска в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Мостовой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ об улучшении жилищных условий путем приобретения жилого помещения по договору купли-продажи указала, что её очередь на получение жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой платежа не наступила, Администрация ЗАТО г. Зеленогорска не намерена заключать договор купли-продажи спорной квартиры с истцом, ей рекомендовано признаться малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма (т. 1, л.д. 162).
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска на обращение Мостовой О.В. об оспаривании действий Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором указано, что по состоянию на 2022 год она состоит в очереди под номером 50, поскольку впереди стоящие граждане длительное время не представляли документов, подтверждающих право на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты стоимости жилья, а также претендовали на большую площадь, истцу предложена к приобретению однокомнатная <адрес> г. Зеленогорска. Площадь предложенного жилого помещения соответствует норме 15 кв.м на одного человека, установленной решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №р. Истец выразила согласие на приобретение квартиры. В соответствии с выполненной истцом за счет собственных средств оценкой её рыночная стоимость составляет 1109920 рублей. Проверкой выявлены нарушения п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, ст. 2 Жилищного кодекса РФ, Порядка распределения и продажи муниципального жилищного фонда, утвержденного решением Совета депутатов города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №р, выразившиеся в уклонении от заключения с истцом договора купли-продажи предложенного муниципального жилого помещения по причине проведения актуализации сведений о гражданах на предмет обоснованности нахождения в указанной очереди. В целях устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление Главе ЗАТО г. Зеленогорск (т. 1, л.д. 160).
Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р Мостовой О.В. было отказано в признании малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, в связи с превышением суммы совокупного дохода и стоимости имущества истца (двух земельных участков для сельскохозяйственного производства) величины порогового дохода более чем на 5 процентов (т. 1, л.д. 165-182).
Впоследствии в период с мая 2023 года по май 2024 года неоднократные обращения Мостовой О.В. по вопросу заключения договора купли-продажи спорного жилого помещения Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска были оставлены без удовлетворения, даны ответы о том, что истец не может претендовать на получение жилого помещения путем приобретения его по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения и подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежит расформированию (т.1, л.д. 8-9, 11, 14, 151-154, 157-159, 162-164).
Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-р на основании статьи 19 ЖК РФ, Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности города Зеленогорска, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №р, учитывая предложение городской жилищной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, включена в жилищный фонд коммерческого использования муниципального жилищного фонда (т. 2, л.д. 47).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Мостовой О.В. о длительном непредставлении жилого помещения Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска Прокуратурой Красноярского края заявителю дан ответ, что жилое помещение будет ей предоставлено Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск в порядке очереди (т. 1, л.д. 16).
Также судом установлено, что согласно списку очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стоящих в общегородской очереди на 2023 год, Мостовая О.В. состоит в очереди под номером 47 (т. 1, л.д. 190-196), впередистоящие ФИО14 и ФИО16 утратили основания состоять в очереди на улучшение жилищных условий, ФИО15 и ФИО17 никогда не претендовали и не претендуют в настоящее время на спорное жилое помещение по адресу: Красноярский край, г. <адрес>., что они подтвердили в судебном заседании.
При таких обстоятельствах следует признать, что очередь истца Мостовой О.В. на получение жилого помещения по договору купли-продажи по состоянию на октябрь 2021 года уже наступила.
Из справки КУМИ Администрации ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, остается незаселенным (т. 1, л.д. 239).
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 №9-П указано, что социальное предназначение и юридическая природа муниципальной собственности предопределяют общие принципы построения этого правового института, универсальный характер которых требует их законодательного закрепления на федеральном уровне, включая регулирование общих вопросов распоряжения муниципальной собственностью, и применения в равной мере ко всем муниципальным образованиям в качестве единых правовых установлений. Вместе с тем равенство прав собственников имущества вне зависимости от формы собственности (статья 8, часть 2, Конституции Российской Федерации) и самостоятельность населения в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и органов местного самоуправления - в вопросах управления муниципальной собственностью (статья 130, часть 1; статья 132, часть 1, Конституции Российской Федерации) предполагают наличие определенной свободы усмотрения и необходимость муниципального правового регулирования соответствующих вопросов, включая установление условий принятия органами местного самоуправления от имени местного сообщества решений по распоряжению (в том числе отчуждению) теми или иными объектами муниципальной собственности.
Как следует из части первой статьи 217 ГК РФ, реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, органы местного самоуправления вправе определять, исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей, необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение. Такие решения должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений.
В этой связи суд принимает во внимание, что из принципа законности, который является основополагающим для функционирования всех публичных органов власти Российской Федерации, в том числе для системы органов местного самоуправления, вытекает принцип правовой определенности и предсказуемости решений указанных органов. В частности, в Постановлении от 07.12.2017 № 2794-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость соблюдения конституционных принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав. Это означает, что решения органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть предсказуемыми. Гражданское общество должно понимать, какие решения органов публичной власти будут приняты в отношении прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в том числе право на создание условий для осуществления права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Поскольку судом установлено, что истец Мостовая О.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в общегородской очереди, сформированной Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск, не утратила оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору купли-продажи с предоставлением рассрочки выплаты, данная очередь не расформирована, по состоянию на октябрь 2021 года очередь Мостовой О.В. на получение жилого помещения по договору купли-продажи наступила, уполномоченным представителем Администрация ЗАТО г. Зеленогорск она направлена для проведения оценки рыночной стоимости квартиры Красноярский край, г. <адрес> целях заключения договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, данная квартира с учетом предложения городской жилищной комиссии включена ответчиком в жилищный фонд коммерческого использования и в настоящее время является свободной, права третьих лиц не нарушаются, в связи с чем Администрации ЗАТО г. Зеленогорск в нарушение пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Жилищного кодекса РФ, решения Совета депутатов ЗАТО г. Красноярского края «О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности города Зеленогорска» от ДД.ММ.ГГГГ №р без достаточных правовых оснований в течение длительного времени уклоняется от предоставления истцу жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, по договору купли-продажи с рассрочкой выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения, чем препятствует истцу в улучшении жилищных условий, нарушает конституционные принципы правовой определенности, справедливости, поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, в связи с чем в целях восстановления нарушенных прав истца исковые требования подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить истцу жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, по договору купли-продажи по цене 1 109 920 рублей с рассрочкой выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения в соответствии с решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №р «О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности города Зеленогорска».
При этом, поскольку договор купли-продажи не заключен с истцом в 2022 году вследствие незаконных действий (бездействия) Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, неблагоприятные последствия не должны устраняться за счет истца, в связи с чем согласно части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, договор купли-продажи жилого помещения должен быть заключен с истцом по рыночной стоимости 1109920 рублей, определенной на основании отчета № от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований следует отказать, как излишне заявленных.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мостовой О. В. к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска частично удовлетворить.
Обязать Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Мостовой О. В. жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, по договору купли-продажи по цене 1 109 920 (один миллион сто девять тысяч девятьсот двадцать) рублей с рассрочкой выплаты стоимости приобретаемого жилого помещения в соответствии с решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №р «О порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности города Зеленогорска».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Петухова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.