АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2022 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Федоровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу администрации города Усолье-Сибирское на определение Усольского городского суда Иркутской области от 29 марта 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 6 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-336/2020 по иску прокурора города Усолье-Сибирское в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №16», администрации города Усолье-Сибирское о понуждении устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Усолье-Сибирское обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 06 февраля 2020 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Усолье-Сибирское в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», администрации города Усолье-Сибирское о понуждении устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности.
В обоснование заявления указано, что для полного обеспечения антитеррористической защищенности всех образовательных учреждений города Усолье-Сибирское, в соответствии с требованиями постановления Правительства № 1006, требуется 86475,925 рублей, в том числе на обеспечение учреждений охраной силами частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны требуется 42554,935 рублей ежегодно.
Для обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «СОШ № 16» согласно письму директора учреждения от 01.12.2022 № 182, требуется 1700 000 рублей, в том числе и обеспечение охраны учреждения силами частных охранных организаций или подразделениям» войск национальной гвардии, па оборудование мест для охраны, оборудование зоны пропускного режима на входах в учреждение. При этом, остальные мероприятия, предусмотренные решением суда от 06.02.2020 учреждением выполнены в полном объеме.
Кроме того, на сегодняшний день общая потребность образовательных учреждений города Усолье-Сибирское в финансовых средствах на исполнение ранее выданных предписаний надзорных органов (Госпожнадзор, Роспотребнадзор и иных), проведение текущих и капитальных ремонтов зданий образовательных учреждений и т.д. согласно справочной информации отдела образования администрации города Усолье-Сибирское составляет 203873 650 рублей.
На протяжении многих лет бюджет города Усолье-Сибирское является дефицитным, финансирование многих мероприятий, направленных на решение вопросов местной значения города Усолье-Сибирское, осуществляется не в полной мере. Так, в бюджете города Усолье-Сибирское на 2022 год предусмотрен дефицит бюджета в размере 52045149,08 рублей.
Решение Усольского городского суда Иркутской области от 06.02.2020 в настоящее время частично не исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, связанных с недостатком денежных средств для обеспечения требований антитеррористической безопасности в образовательном учреждении.
При этом, администрация города Усолье-Сибирское не уклоняется от исполнения полномочий, возложенных на нее действующим законодательством. Так, в целях исполнения требований по антитеррористической защищенности учреждений образования г. Усолье-Сибирское решением Думы города Усолье-Сибирское от 30.09.2021 « 56/7 в бюджет города Усолье-Сибирское внесены изменения в части увеличения расходов бюджета на сумму 1960994,00 руб. на установку систем видеонаблюдения и приобретение металлоискателей в соответствующих учреждениях образования. Решением Думы города Усолье-Сибирское от 25.11.2021 № 69/7 в бюджет города Усолье-Сибирское внесены изменения в части увеличения расходов бюджета на сумму 3805990,00 руб. на установку систем видеонаблюдения и приобретение металлоискателей в соответствующих учреждениях образования.
В целях получения финансовой поддержки для обеспечения исполнения требования постановления Правительства № 1006, администрацией города неоднократно направлялись письма в различные органы государственной власти Иркутской области.
В то же время, вопрос о выделении средств из бюджета Иркутской области на указанные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности учреждений образования города Усолье-Сибирское до настоящего времени решен не в полном объеме. Согласно полученных ответов из Министерства образования Иркутской области, Правительства Иркутской области, Законодательного Собрания Иркутской области, законом Иркутской области от 16.12.2021 № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены расходы на оснащение инженерно-техническими средствами зданий и территорий муниципальных образовательных организаций в целях обеспечения антитеррористической безопасности. Указанным законом предусмотрено выделение денежных средств на вышеуказанные мероприятия на 2022 год в размере 49549,5 тыс. руб., на 2023 год – 34525,0 руб., на 2024 год – 246722,5 тыс. руб.
Таким образом, в настоящее время органами исполнительной власти Иркутской области и органами местного самоуправления города Усолье-Сибирское проводится активная работа по решению вопросов о финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений г. Усолье-Сибирское, в том числе за счет средств бюджета Иркутской области. В настоящее время часть расходов, необходимых для обеспечения антитеррористической безопасности объектов образования, расположенных на территории города Усолье-Сибирское, уже предусмотрена в бюджете Иркутской области. Часть денежных средств, необходимых для обеспечения антитеррористической безопасности объектов образования, была выделена из бюджета города Усолье-Сибирское.
Необходимо учесть, что после выделения финансовых средств из бюджета Иркутской области на выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, администрации города Усолье-Сибирское необходимо время для обеспечения внесения соответствующих изменений в бюджет города Усолье-Сибирское, время для распределения указанных сумм по соответствующим образовательным учреждениям. В дальнейшем, образовательным учреждениям города необходимо также время для организации и проведения аукционных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающего сроки с момента объявления аукциона до заключения контракта около двух месяцев. После заключения соответствующих контрактов с подрядчиками на выполнение работ по оборудованию учреждений в соответствии с требованиями постановлениями Правительства № 1006, последним также необходимы сроки для выполнения работ по контрактам.
Просила суд предоставить отсрочку исполнения решения Усольского городского суда Иркутской области от 06 февраля 2020 года на срок до 31 декабря 2024 года.
Обжалуемым определением суда в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе представитель администрации г. Усолье – Сибирское Трунев Е.Н. просит отменить определение суда, разрешить вопрос по существу, указывая в обоснование жалобы о несоответствии действительности вывода суда об отсутствии исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда. В заявлении о предоставлении отсрочки указывалось, что на протяжении многих лет бюджет города является дефицитным. Финансирование различных мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения города Усолье-Сибирское осуществляется не в полной мере. Так, в бюджете города Усолье-Сибирское на 2022 год предусмотрен дефицит бюджета в размере 52045149,08 рублей. В целях получения финансовой поддержки для обеспечения исполнения требований постановления Правительства № 1006 администрацией г. неоднократно направлялись письма в различные органы государственной власти Иркутской области.
Письменных возражений на частную жалобу не поступило.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке либо рассрочке исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить либо рассрочить исполнение решения суда.
По смыслу закона основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных временных препятствиях к совершению исполнительных действий. Отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного постановления, и должник обязан доказать, что предоставленная отсрочка позволит после окончания ее срока исполнить судебное постановление.
В абзаце третьем пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъясняется, что при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочки.
При отсрочке исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными. В ином случае необоснованное определение суда об изменении сроков станет инструментом затягивания реального исполнения судебного решения и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Разрешая заявление администрации города Усолье-Сибирское, руководствуясь вышеуказанными процессуальными нормами, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отсрочки исполнения решения суда от 06.02.2020, приведенные в обоснование заявления доводы суд счел не относящимися к указанным основаниям.
Суд апелляционной инстанции с определением соглашается, так как выводы суда в определении подробно мотивированы со ссылкой на нормы процессуального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют положениям ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являющихся составной частью правовой системы России.
Доводы частной жалобы приводились в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, являлись предметом рассмотрения, верно отклонены по основаниям, указанным в определении суда.
Ссылаясь на исключительность обстоятельств, заявитель оставляет без внимания, что отсутствие денежных средств для исполнения решения суда не является таким обстоятельством, поскольку не возникло внезапно и не будет устранено гарантированно в предполагаемый срок. Предоставление отсрочки исполнения решения суда в отсутствие определенности в данном вопросе нивелирует обязательную силу решения суда, повлечет дальнейшее нарушение прав неопределенного круга лиц на антитеррористическую безопасность.
Определение постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих его отмену, не установлено. Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого определения, частная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену определения при рассмотрении дела, судом первой инстанции допущено не было.
Таким образом, определение суда отмене не подлежит, а частная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Определил:
определение Усольского городского суда Иркутской области от 29 марта 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 6 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-336/2020 по иску прокурора города Усолье-Сибирское в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №16», администрации города Усолье-Сибирское о понуждении устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности, оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Судья: |
Т.Д. Алсыкова |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.05.2022.