Судья Кобелева СП. Дело №33-3720/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.,
судей Казанцевой Е.С., Мальцевой М.Е.,
при секретаре Тупицыной П.В.,
рассмотрев в судебном заседании 09 апреля 2013 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юсьвинском районе Пермского края на решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 06 февраля 2013 года, которым постановлено:
«Восстановить Немцовой Н.В. срок для получения средств пенсионных накоплений, оставшихся после смерти мужа Н., умершего /дата/.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Юсьвинскому району произвести Немцовой Н.В. выплату пенсионных накоплений застрахованного лица Н.».
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Немцова Н.В. обратилась в суд с заявлением о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений, требования мотивировала тем, что /дата/ умер ее муж - Н. В 2012 году ей стало известно, что на счету мужа в пенсионном фонде имеются начисления, на которые она как наследник имеет право. Однако в выдаче данных накоплений пенсионным фондом ей было отказано ввиду пропуска срока обращения с таким заявлением. Срок обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений пропущен ею ввиду того, что она не была извещена пенсионным фондом о возможности их получения.
В судебном заседании Немцова Н.В. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юсьвинском районе Пермского края (далее по тексту -УПФ РФ (ГУ) в Юсьвинском районе) Сторожева Е.И. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что со дня смерти Н. прошло более шести месяцев, правовых оснований для выплат пенсионных накоплений у них не имеется. В заявлении Немцовой Н.В. не указана причина пропуска срока обращения в пенсионный орган для получения средств пенсионных накоплений. Полагает, что срок пропущен заявительницей без уважительной причины.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Юсьвинском районе, ссылается на нарушения норм материального и процессуального права. Ссылается на отсутствие доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска Немцовой Н.В. шестимесячного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Выражает несогласие с выводами суда о том, что срок пропущен заявительницей по уважительной причине, ввиду не разъяснения ей пенсионным фондом права на получение пенсионных накоплений мужа. Пункт 8 Правил № 741 судом истолкован неверно. Обязанность по уведомлению правопреемников умершего застрахованного лица возникает у пенсионного фонда только в случае подачи застрахованным лицом заявления с указанием правопреемников. Умерший Н. не являлся получателем пенсии, пособие на его погребение не выплачивалось, пенсия по случаю потери кормильца его иждивенцам не назначалась, а потому у пенсионного фонда не имелось возможности известить правопреемников о получении средств пенсионных накоплений.
Кроме того, полагает, что суд, возлагая на УПФ РФ (ГУ) в Юсьвинском районе обязанность произвести Немцовой Н.В. выплату указанных пенсионных накоплений, превысил пределы заявленного иска, поскольку Немцова Н.В. такие требования не заявляла.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, находит решение суда подлежащим изменению в части возложения на ответчика обязанности по выплате пенсионных накоплений в связи с нарушением норм процессуального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель Немцова Н.В. являлась супругой Н., /дата рождения/ умершего /дата/ (л.д.4). Из пояснений заявителя Немцовой Н.В. судом установлено, что в 2012 году ей стало известно, что на счету мужа в пенсионном фонде имеются начисления, на которые она как наследник имеет право. Однако в выдаче данных накоплений пенсионным фондом ей было отказано ввиду пропуска срока обращения с таким заявлением (л.д.8).
Установленные судом обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В силу п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, а при отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности).
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абз. 1 и 3 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу абз. 1 и 2 пункта 8 раздела I Правил выплаты пенсионным фондом РФ, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства от 3 ноября 2007 г. N 741, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
В силу абзаца 2 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ и абзаца 2 п. 9 раздела II указанных Правил, срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего такой срок.
Доводы жалобы апеллятора о неверном истолковании и применении пункта 8 раздела I вышеуказанных Правил, судебная коллегия находит несостоятельными.
Разрешая заявленные требования Немцовой Н.В. суд первой инстанции, правильно применил положение абз. 1 п. 8 вышеуказанных Правил и пришел к обоснованному выводу о наличии у пенсионного органа обязанности принять меры по извещению правопреемников умершего застрахованного лица - Н. о возможности получения ими средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Доказательства, подтверждающие наличие подобного извещения правопреемников Н. о наличии пенсионных накоплений и возможности их получения в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду представлены не были.
В нарушение абз. 1 п. 8 указанных Правил ответчик не сообщил Немцовой Н.В. о возможности получения средств пенсионных накоплений ее умершего мужа - Н., тем самым недобросовестно инициировал пропуск заявителем срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений.
Коль скоро на момент смерти Н. у Немцовой Н.В. отсутствовали сведения о его пенсионных накоплениях и о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионном фонде, то суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованностью вывода суда первой инстанции об уважительности причин пропуска заявителем процессуального срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений Н.
Довод жалобы о наличии у пенсионного органа обязанности по направлению извещений о возможности получения средств пенсионных накоплений только в случае подачи застрахованным лицом заявления с указанием правопреемников несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании п. 8 указанных Правил.
Буквальное значение слов и выражений положения, содержащегося в пункте 12 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, от 27 декабря 2009 года N 378-ФЗ, от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ), указывает на возможность подачи застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления, в котором это застрахованное лицо определяет конкретных лиц из числа указанных в пункте 12 статьи 9 этого Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также устанавливает, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. По смыслу указанного положения такое заявление от застрахованного лица не является обязательным, поскольку в этой же норме предусмотрено правило, согласно которому при отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях. Тем самым отсутствие заявления умершего застрахованного лица не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по извещению его правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам находит, что суд первой инстанции, восстановив Немцовой Н.В. срок для получения средств пенсионных накоплений, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы в этой части не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
Однако доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, обязав ответчика произвести Немцовой Н.В. выплату пенсионных накоплений застрахованного лица Н., судебная коллегия считает заслуживающими внимания, поскольку такие требования истцом не заявлялись, при этом предусмотренных законом оснований для рассмотрения их по своей инициативе у суда не имелось, а потому в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ решение суда в этой части является незаконным.
Как следует из материалов дела, Немцова Н.В. обращалась к ответчику о выплате средств пенсионных накоплений устно, отказано ей было ответчиком по основаниям пропуска ею срока для их получения. В порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 №741, с письменным заявлением с приложением всех необходимых документов (в том числе и решения суда о восстановлении срока для обращения в суд - пп. «е» п. 10 Правил) Немцова Н.В. к ответчику не обращалась Решение об отказе в выплате средств пенсионных накоплений по иным основаниям, нежели чем указано выше, последним не принималось, что само по себе свидетельствует об отсутствии спора между сторонами.
При указанном положении, принятое по делу решение в части возложения на УПФ РФ (ГУ) в Юсьвинском районе обязанности произвести Немцовой Н.В. выплату пенсионных накоплений застрахованного лица Н. нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, в связи с чем подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 06 февраля 2013 года по заявлению Немцовой Н.В. о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений изменить, исключить из резолютивной части решения суда указание на возложение на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юсьвинском районе Пермского края обязанности произвести Немцовой Н.В. выплату пенсионных накоплений застрахованного лица Н.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи