РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Котлярова М.Е.,
с участием помощника прокурора Степновского района Богаевской Е.А.,
представителя заинтересованного лица – администрации Степновского муниципального района Ставропольского края в лице Дудошникова В.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2020г.,
представителя заинтересованного лица – ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» в лице Аслахановой Л.А., действующей на основании доверенности от 02.09.2020г.,
при секретаре Новиковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Степновского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края о признании бездействия в части непринятия мер по ликвидации свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Степновского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Степновский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края о признании бездействия в части непринятия мер по ликвидации свалки.
В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района имеется земельный участок с кадастровым номером ... (координаты земельного участка: ...), на котором осуществляется размещение и хранение ТБО и мусора, ориентировочный объём отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов составляет 2320 куб. м.
Бытовые отходы находятся на земле, разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению территории поселения.
При этом администрация муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края вышеуказанные обязанности осуществляет ненадлежащим образом.
Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края в части непринятия мер по ликвидации свалки, размещенной на земельном участке с кадастровым номером ....
Обязать администрацию муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку, размещенную на земельном участке с кадастровым номером ....
Представитель административного истца в лице помощника прокурора Богаевской Е.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрация муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица – администрации Степновского муниципального района Ставропольского края в лице Дудошникова В.В., просил принять законное и обоснованное решение.
Определением Степновского районного суда Ставропольского края от 06.10.2020г. в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Представитель заинтересованного лица – ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» в лице Аслахановой Л.А. в судебном заседании считала административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Степновского района Ставропольского края соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой выявлено, что в границах муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края имеется земельный участок с кадастровым номером ... (координаты земельного участка: ...), на котором осуществляется несанкционированное размещение и хранение ТБО и мусора, что приводит к загрязнению и захламлению территории поселения.
Обоснованность заявленных требований также подтверждается: актом осмотра земельного участка (л.д. 5), фотоматериалами (л.д. 6), информацией администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (л.д. 8).
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверного информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания.
В силу п. 2 ст. 2 и ст. 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют Право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, при этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ч. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005г. № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» (далее - Закон № 12-кз), п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее - Закон № 89-ФЗ), ч. 1 ст. 3 Закона Ставропольского края от 16.11.2009г. № 81-кз «Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений Ставропольского края в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно п. 2.11. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019г. № 20 - обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.
Действующим законодательством на администрацию сельского поселения муниципального района возложены обязанности предупреждать и ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций в границах поселения, и как разновидность предупредительных мероприятий - организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Таким образом, непринятие администрацией поселения мер по ликвидации несанкционированной свалки, а также по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, влечет собой образование стихийных свалок, ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Степновского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края о признании бездействия в части непринятия мер по ликвидации свалки – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края в части непринятия мер по ликвидации свалки, размещенной на земельном участке с кадастровым номером ...
Обязать администрацию муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку, размещенную на земельном участке с кадастровым номером ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Степновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья - М.Е. Котляров
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2020г.