Решение по делу № 2-869/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-869/2023

УИД 91RS0021-01-2023-001054-63

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2023 года                                                                    г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи           - Боси Е.А.,

при секретаре                                      - Шакировой Л.Р,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым к Муродову Абдугафару Исмаиловичу об обязании обеспечить тампонаж водозаборной скважины для добычи подземных вод,-

УСТАНОВИЛ:

    Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в суд с иском к Муродову А.И. об обязании в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет и своими силами обеспечить тампонаж водозаборной скважины для добычи подземных вод, расположенной по адресу: <адрес>, географические координаты:.

Исковые требования мотивированы тем, что сотрудниками Министерства 16 августа 2019 года проведено рейдовое обследование территории <адрес>.              В ходе рейдового обследования установлено, что в домовладении по адресу: <адрес> имеется водозаборная скважина для добычи подземных вод. Из водозаборной скважины ведется перекачка подземных вод в металлическую емкость объемом 20 куб.м. установленную на участке. В указанной емкости осуществляется хранение потребляемых подземных вод. Согласно паспорта скважинного глубинного насоса марки UNI PUMP серии Eco Maxi максимальная производительность составляет 23,5 куб.м. в 1 час или 392 литра в минуту. Учёт добываемой воды не ведется, счетчик отсутствует. В связи с не устранением ранее выявленных нарушений Министерством в соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Муродову А.И. неоднократно были выданы предписания. В ходе проведения проверки установлен факт невыполнения в установленный срок Предписания №3, а именно: Муродов А.И. не выполнил тампонаж водозаборной скважины для добычи подземных вод, расположенной на территории Земельного участка. Непринятие Муродовым А.И. мер по устранению вышеуказанных нарушений требований природоохранного законодательства влечет к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, предусмотренную статьей 42 Конституции Российской Федерации, приводит к истощению природных ресурсов, чем наносит вред окружающей среде. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

    Представитель истца Вахтина С.В. – в судебное заседание, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Ответчик Муродов А.И. будучи надлежащим образом, уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, возражений по иску не предоставила.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнения представителя ответчика, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно основных понятий, используемых в статье 1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду: обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Согласно статьи 8 Федерального закона «О недрах» пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Согласно статьи 11 Федерального закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Статьей 19 Федерального закона «О недрах» установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 9 статьи 23 Федерального закона «О недрах» установлено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр в том числе являются:

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование;

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

- недопущение самовольного пользования недрами и достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно частей 3, 5 статьи 26 Федерального закона «О недрах» при полной или частичной ликвидации, или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации; ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона «О недрах» задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, норм и правил в области использования и охраны недр.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона «О недрах» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, 16 августа 2019 года сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым было проведено рейдовое обследование территории <адрес>. В ходе рейдового обследования установлено, что в домовладении по адресу: <адрес> имеется водозаборная скважина для добычи подземных вод.                                             Из водозаборной скважины ведется перекачка подземных вод в металлическую емкость объемом 20 куб.м. установленную на вышеуказанном участке. В указанной емкости осуществляется хранение потребляемых подземных вод. Согласно паспорта скважинного глубинного насоса марки UNI PUMP серии Eco Maxi максимальная производительность составляет 23,5 куб.м. в 1 час или 392 литра в минуту. Учёт добываемой воды не ведется, счетчик отсутствует. На момент проведения обследования из металлической емкости посредством гофрированного шланга велась перекачка воды в цистерну, установленную на автомобиле марки ЗИЛ. У водителя автомобиля гр. Панченко П.М. отобрано объяснение. В своем объяснении гр. Панченко П.М. указал, что он периодически приобретает воду у гр. Муродова А.И. для полива огорода и технических целей.

Из объяснений Муродова А.И. следует, что он является правообладателем земельного участка на основании государственного акта на право собственности серии от 30.09.2011. На указанном земельном участке имеется водозаборная скважина для добычи подземных вод глубиной 20-21 м. Указанную воду он перекачивает в емкость 20 куб.м. и использует для бытовых нужд себя и своих знакомых. Паспорт на указанную скважину отсутствует. Объем потребляемой воды из скважины составляет примерно 150-200 куб.м. в сутки.

Согласно письма ГБУ РК «Территориального фонда геологической информации» от 21.08.2019 установлено, что в гидрогеологическом отношении участок недр в <адрес> месторождению подземных вод, участок Сууксинский. Глубина скважин на данный водоносный горизонт от 10,0 м. до 37,0 м. В интервале 4-7 м, 9-17 м, 21-30 м. Водоностный горизонт напорный, статистический уровень установился на глубине 3,5 – 10,0 м. от поверхности земли.

29.08.2019 года по данному факту Муродов А.И. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Муродову А.И. выдано предписание № 14 от 29.08.2019 (далее – Предписание №1) согласно которому Муродову А.И. необходимо прекратить использование скважины по забору подземной воды на территории земельного участка срок исполнения постоянно, до получения лицензии на право пользование недрами.

24 сентября 2019 года проведено рейдовое обследование территории <адрес>. В ходе рейдового обследования установлено, что гражданин Муродов А.И. использует водозаборную скважину для добычи подземных вод на территории Земельного участка в отсутствии лицензии на пользование недрами.

В связи с не устранением ранее выявленных нарушений Муродову А.И. выдано предписание № 16 от 25.09.2019. В целях проведения проверки Предписания №2 22 октября 2019, с целью осуществления контрольно-надзорных мероприятий сотрудником Министерства осуществлен выезд по адресу земельного участка Муродова А.И., однако Муродов А.И. умышленно уклонился от проведения осмотра на наличие исполнения вышеуказанного предписания №2.

В ходе повторной проведенной проверки установлен факт невыполнения в установленный срок Предписания №2, а именно: Муродов А.И. не выполнил тампонаж водозаборной скважины для добычи подземных вод, расположенной на территории земельного участка.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №85 Судакского судебного участка №86 Муродов А.И. признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (Копия постановления по делу №5-85-480/2019 от 27.11.2019 прилагается).

11.12.2019 года Муродову А.И. было выдано новое предписание № 22, согласно которого ему необходимо провести тампонаж скважины по забору подземной воды, расположенной на территории принадлежащего ему земельного участка, однако указанноет предписание также было не выполнено ответчиком.

По данному факту в отношении Муродова А.И. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ направлен в адрес Мирового судьи судебного участка №85 и выдано предписание № 1 от 21.01.2020.

Постановлением Мирового судьи судебного участка № 85 Судакского судебного района, гр. Муродов А.И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 рублей (копия постановления № 5-85-41/2020 от 17.02.2020 прилагается).

Таким образом, истцом были приняты все необходимые меры по устранению нарушений требований природоохранного законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в части тампонажа скважины по забору подземных вод, расположенной на территории земельного участка.

Причинение вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее истощении, является основанием для привлечения лица к имущественной ответственности (статьи 1, 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 15.12.2022) «О применении судами законодательства об" ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды») (пункт 6).

По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, сам факт пользование недрами без лицензии предполагает причинение вреда недрам, как сложному объекту окружающей среды.

Из материалов дела следует, что у ответчика отсутствует лицензия на использование водозаборной скважины для добычи подземных вод.

При изложенных обстоятельствах, исходя из анализа исследованных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300,00 рублей

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым к Муродову Абдугафару Исмаиловичу об обязании обеспечить тампонаж водозаборной скважины для добычи подземных вод – удовлетворить.

    Обязать Муродова Абдугафара Исмаиловича в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет и своими силами обеспечить тампонаж водозаборной скважины для добычи подземных вод, расположенной по адресу: <адрес>, географические координаты: 44.888497, 34.987898.

    Взыскать с Муродова Абдугафара Исмаиловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 (триста) рублей.

          Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

           Заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заочное решение суда в окончательной форме принято 05 октября 2023 года.

2-869/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экологии и природных Ресурсов Республики Крым
Ответчики
Муродов Абдугафар Исмаилович
Суд
Судакский городской суд Республики Крым
Судья
Боси Елена Андреевна
Дело на странице суда
sudak.krm.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
05.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее