Решение по делу № 33-397/2022 от 11.01.2022

Судья Гавура О.В.                                                                                  дело № 2-3855/2021 г.

                                                                                                                      (первая инстанция)

                                                                                                               дело № 33-397/2022 г.

                                                                                                       (апелляционная инстанция)

                                  АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    10 февраля 2022 года                                                                   г. Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,

    судей – Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,

    при участии секретаря – Осколович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от                     26 октября 2021 года по гражданскому делу по иску Прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Тюриной М.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент образования и науки г. Севастополя, об обязании предоставить лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения прокурора Берловой Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы и полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,

                                                      УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Севастополя в интересах Тюриной М.А. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя и просил обязать ответчика предоставить Тюриной М.А. благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя по нормам предоставления площади, жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что Тюрина М.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, жилое помещение ей не предоставлено, чем грубо нарушены ее права и интересы.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26.10.2021 г. иск удовлетворен, Департамент капитального строительства города Севастополя обязан предоставить Тюриной М.А., относящейся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применительно к условиям города Севастополя благоустроенное жилое помещение по нормам представления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Севастополе из специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения.

Не согласившись с решением, Департаментом капитального строительства города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить и постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении требований иска отказать. В обоснование доводов жалобы указано на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судом норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заинтересованное лицо Тюрина М.А., представитель Департамента образования и науки г. Севастополя, которые о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебной корреспонденции.

Заинтересованное лицо Тюрина М.А. о причинах неявки суд не уведомила, не ходатайствовала об отложении судебного заседания.

От Департамента образования и науки г. Севастополя поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, апелляционную жалобу поддерживают в полном объеме.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции апеллянт – Департамент капитального строительства города Севастополя явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Поскольку заинтересованным лицом о причинах своей неявки и апеллянтом о причинах неявки представителя в судебное заседание суду не сообщено, с заявлениями об отложении слушания дела они не обращались, то судебная коллегия, полагая данных лиц надлежаще извещенными о времени и месте слушания дела, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 71), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Положениями ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч. 3 вышеуказанной нормы список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Положениями Закона города Севастополя от 09.02.2015 № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Севастополе» предусмотрено, что жилые помещения из специализированного фонда г. Севастополя указанным лицам предоставляются по нормам предоставления жилой площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленным законодательством города Севастополя для договоров социального найма (ч. 3 ст. 8).

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом, положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Материалами дела установлено, что Тюрина М.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Управления по делам несовершеннолетних города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Тюрина М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Родители Тюриной М.А. умерли.

В тоже время, из обстоятельств дела следует, что Тюрина М.А. жилым помещением не обеспечена. Доказательствами обратного материалы дела не располагают, сведениями о том, что за Тюриной М.А. зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, либо она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, нет.

Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты. По состоянию на 26.10.2021 г. Тюрина М.А. значилась в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под .

Таким образом Тюрина М.А., относящаяся к детям, оставшимся без попечения родителей, достигших 18 летнего возраста, и нуждающаяся в жилом помещении, обладает правом на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма, однако она ответчиком жилым помещением не обеспечена, договор социального найма с ней не заключен, что послужило основанием к обращению с данным иском в суд.

Разрешая дело суд, исходя из вышеустановленного, пришел к выводу об обоснованности заявленного иска и его удовлетворении.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не усматривает оснований не согласиться.

Оспаривая решение, апеллянт ссылается на то, что права                      Тюриной М.А. на предоставление ей жилого помещения из числа специализированного жилого фонда города Севастополя должны быть реализованы исходя из последовательности, определяемой датой принятия такого решения уполномоченного органа. В ином случае, апеллянт указывает, что будут нарушены права иных лиц, которые также подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что процедура обеспечения связана с комплексом мероприятий, что требует времени.

Однако, оценка доводов жалобы о незаконности решения, направленного на защиту нарушенных прав, не свидетельствует.

Как указывалось выше, законодателем четко определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом, ни вышеуказанными нормами, ни иными законами установление очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не предусмотрено.

Содержащаяся в п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона оговорка о формировании списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление им жилых помещений должно осуществляться именно в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем лиц указанной категории.

При таких обстоятельствах, гарантированное законом право Тюриной М.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий.

Поскольку нормами действующего законодательства предусмотрена возможность возложения на ответчика обязанности по заключению договоров найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя, то возложенные обжалуемым решением на ответчика обязанности в отношении Тюриной М.А. судебная коллегия считает законными и обоснованными.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам и отмены решения не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, приведшим к принятию незаконного решения судом не допущено.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

                                                  ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от                                    26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено - 14.02.2022 г.

Председательствующий:                                                Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                              Е.В. Козуб

                                                                                          И.А. Анашкина

33-397/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Григорова Жозефина Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
11.01.2022Передача дела судье
10.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2022Передано в экспедицию
10.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее