Решение по делу № 2-3324/2022 от 12.07.2022

УИД: 59RS0006-02-2022-001273-62                            

Дело № 2-3324/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 года                                    г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Милашевич О.В.,

при помощнике судьи Бобиной Н.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Перми Глазковой Н.И.,

представителя истца Батуриной Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Давыдова Алексея Львовича к администрации г. Перми о взыскании возмещения за жилое помещение, судебных расходов,

установил:

Давыдов А.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, в котором просил взыскать возмещение за жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, в размере 3 466 000 рублей, судебные расходы в размере 50 400 рублей.

В обоснование требований указал, что на является собственником квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>. Заключением межведомственной комиссии при администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 27.09.2018 № 3/99 многоквартирный дом <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 12.10.2018 дом признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчик бездействует, дом в действующие программы по расселению аварийного жилья не включен, проживать в доме опасно, дом разрушается. Ссылаясь на положения ст. 32 Жилищного кодекса РФ, истец просит взыскать в свою пользу возмещение за жилое помещение, размер которого определен в соответствии с оценочным отчетом ЧПО Опариной М.В.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель администрации г. Перми и Управления жилищных отношений администрации г. Перми Микова Л.В. направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, письменном отзыве на исковое заявление возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что многоквартирный <Адрес> не включен в действующие муниципальные и региональные адресные по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда, меры по отселению установлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время данный срок не истек, процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, в настоящее время не завершена; истец имеет право обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда. Считают сумму возмещения завышенной (л.д.200-206).

Прокурором дано заключение о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Давыдов А.Л. приобрел право собственности на квартиру, площадью 59,8 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес> (л.д. 7-8).

Иных жилых помещений истец в собственности не имеет (л.д.176-179).

Межведомственной комиссией при администрации Орджоникидзевского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № 34 по ул. Генерала Доватора г. Перми аварийным и подлежащим сносу (л.д.143).

Из технического заключения о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, выполненного ООО «ПК Каллистрат» в августе 2018 года, следует, что дом 1961 года постройки, в 2010 году проводился капитальный ремонт по замене железной кровли на шиферную, физический износ дома составляет 75%, конструктивные и другие характеристики частей многоквартирного дома не соответствуют требованиям надежности и безопасности, создают угрозу жизни и здоровья граждан. В помещениях данного жилого дома проживание опасно, дом не пригоден для постоянного проживания и не может эксплуатироваться. Капитальный ремонт дома нецелесообразен (л.д.144-164).

Согласно заключению по строительно-техническому исследованию <Адрес>, выполненному ООО «Бизнес Эксперт» в 2022 году, данная квартира непригодна для проживания. Проживание в помещениях данного дома опасно, поскольку возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан (л.д.74-90).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам указано на необходимость освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, срок отселения граждан предусмотрен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации города Перми – начальником Департамента земельных отношений администрации г. Перми принято распоряжение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом <Адрес>.

При рассмотрении настоящего дела истцом в подтверждение рыночной стоимости жилого помещения – квартиры общей площадью 59,8 кв.м. представлен отчет эксперта ЧПО Опариной М.В. № 931-3/2022 от 02.03.2022, которым размер возмещения за жилое помещение определен в сумме 3 466 000 рублей, из которых рыночная стоимость квартиры с учетом доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме составляет 3 339 000 рублей, величина убытков, причиненных изъятием квартиры (услуги риэлтора, расходы на переезд, госпошлина за регистрацию права собственности) составляет 127 000 рублей (л.д.18-73).

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующими нормами права.

В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу права собственников в таком доме подлежат защите в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, при-надлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Положениями ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством, что предусмотрено ч. 4 ст. 32 ЖК РФ.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Положениями ч. 9 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Согласно разъяснениям, имеющимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Из содержания вышеприведенных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках установленной законом процедуры.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, что предусмотрено ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование истца о выплате возмещения за аварийное жилое помещение подлежит удовлетворению, поскольку с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу в 2018 году на основании технического заключения от 2018 году, органами местного самоуправления не проведены ремонтные работы по поддержанию дома в технически исправном состоянии, что за 5 лет также привело к снижению работоспособности основных несущих и ограждающих конструкций. Длительное бездействие органов местного самоуправления по изъятию у истца жилого помещения не отвечает требованиям разумности и справедливости с точки зрения создания для гражданина условий безопасного проживания в многоквартирном доме. При этом в компетенцию истца не входит принятие решений по изъятию земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в аварийном доме, по направлению в адрес собственников уведомлений о необходимости снести аварийный дом.

Ответчиком доказательств выполнения процедуры, предусмотренной положениями ст. 32 ЖК РФ в полном объеме, начиная с 2018 года, кроме принятия распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, не представлено суду.

Возражения ответчика о том, что на момент рассмотрения дела процедура изъятия земельного участка и жилого помещения не соблюдена, предусмотренный срок для расселения граждан из аварийного дома не наступил, суд находит несостоятельными, поскольку заключением ООО «ПК Каллистрат» и заключением ООО «Бизнес Эксперт» подтверждается опасность проживания в спорном доме и угроза жизни и здоровью граждан.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Кроме того, изъятие жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения, и, как следствие, совершения ответчиком необходимой процедуры в рамках положений ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, обязанность совершения действий, направленных на изъятие аварийного жилого помещения, лежит на ответчике, как органе местного самоуправления, а принятые на момент рассмотрения дела меры недостаточны для реализации жилищных прав истцов, как собственников аварийного жилого помещения.

При определении размера возмещения суд полагает возможным принять за основу Отчет об оценке , выполненный ЧПО Опариной М.В., поскольку он отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, стороной ответчика не оспорен, содержит оценку стоимости жилого помещения с учетом доли в праве собственности на земельный участок, и убытков.

Ответчиком доказательств иного размера возмещения суду не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Таким образом, с администрации г. Перми в пользу Давыдова А.Л. подлежит взысканию возмещение за аварийное жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, в размере 3 466 000 руб.

Выплата возмещения в пользу собственника свидетельствует об исполнении органами местного самоуправления обязанности, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем решение суда после выплаты возмещения за аварийное жилое помещение будет являться основанием для прекращения права собственности истца, и возникновения права собственности муниципального образования и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Суд, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

взыскать с администрации г. Перми возмещение в пользу Давыдова Алексея Львовича, <данные изъяты> за принадлежащее на праве собственности жилое помещение – квартиру общей площадью 59,8 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес>, с учетом доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, убытки, причиненные изъятием квартиры, в размере 3 466 000 руб.

Решение суда после выплаты выкупной цены является основанием для прекращения права собственности Давыдова Алексея Львовича на жилое помещение общей площадью 59,8 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, и возникновения права муниципальной собственности.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий. подпись                     О.В. Милашевич

Копия верна.

Судья                                      О.В. Милашевич

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2022

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела №2-3324/2022

Ленинского районного суда г. Перми

2-3324/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Давыдов Алексей Львович
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Прокуратура Орджоникидзевского района г. Перми
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Администрация Орджоникидзевского района города Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Милашевич О.В.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
12.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.07.2022Передача материалов судье
20.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2022Предварительное судебное заседание
22.08.2022Предварительное судебное заседание
22.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2022Дело оформлено
30.09.2022Дело передано в архив
05.10.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.10.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.11.2022Судебное заседание
22.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее