Решение по делу № 33-1539/2021 от 16.06.2021

Судья Моталыгина Е.А. 65RS0001-02-2020-006027-45

Докладчик Доманов В.Ю. Дело №33-1539/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 6 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Малеванного В.П.,

судей Доманова В.Ю. и Калинского В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах Ф.И.О.1 к Государственному учреждению – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, по апелляционной жалобе представителя ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ф.И.О.11 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Александровск-Сахалинский городской прокурор в интересах Ф.И.О.1 обратился в суд с иском к ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации.

В обоснование требований указал, что по результатам проведённого анализа состояния законности исполнения федерального законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов установлено, что Ф.И.О.1 является <данные изъяты>. Индивидуальной программой реабилитации Ф.И.О.1, разработанной на срок с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно, предусмотрены технические средства реабилитации с указанием определённых параметров, а именно:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

21 июля 2020 года Ф.И.О.1 подано заявление ответчику на обеспечение данными техническими средствами реабилитации, однако в настоящее время она ими не обеспечена.

На основании изложенного прокурор просил возложить обязанность на ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Ф.И.О.1 вышеперечисленные технические средства реабилитации.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.

На ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Ф.И.О.1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ и заявлением от 21 июля 2020 года техническими средствами реабилитации <данные изъяты> в течение 40 дней со дня вступления решения в законную силу.

На данное решение поступила апелляционная жалоба от представителя ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ф.И.О.12 которая просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом были неправильно применены нормы материального права. Отмечает, что свою обязанность по предоставлению технических средств реабилитации отделение Фонда выполняет в порядке очерёдности, установленной действующим законодательством. Таким образом, требуемые технические средства реабилитации должны быть предоставлены истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления. Отмечает, что в рамках заключенного контракта истец будет обеспечен данными техническими средствами. ДД.ММ.ГГГГ отделение Фонда обеспечило Ф.И.О.1 <данные изъяты>. Указывает, что в данном случае не применима статья 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, так как технические средства реабилитации являются овеществлённым предметом, а указанная статья применяется в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм. Кроме того, исполнить решение суда в течение сорока дней невозможно, так как отделение Фонда проводит закупки технических средств реабилитации в пределах выделенных лимитов, при этом процедура закупки в среднем занимает от одного до двух месяцев, а после заключения контракта поставщику требуется определённое время для поставки товара в регион и дальнейшую доставку этих средств <данные изъяты>.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Белов С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Астахова Л.С. возражала против отмены решения суда.

Ф.И.О.1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

С учётом требований части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в части по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета.

Согласно статье 11 Федерального закона №181-ФЗ социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Частью 14 статьи 11.1 Федерального закона №181-ФЗ установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункта 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

В пунктах 7 и 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р, предусмотрены технические средства реабилитации: кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприёмники).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона №181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как разъяснено в абзаце 14 пункта 18 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2020 года, необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Из дела видно, что Ф.И.О.1 является <данные изъяты>, что подтверждается справкой Бюро по <адрес>» .

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Ф.И.О.1 от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ/2020 ей предусмотрено предоставление технических средств реабилитации, в том числе: <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась с заявлением в ГУ – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении её техническими средствами реабилитации.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил о постановке её на учёт по обеспечению техническим средствами реабилитации.

На момент обращения в суд с настоящим иском <данные изъяты> техническими средствами реабилитации не был обеспечен, чем нарушаются его права, предусмотренные приведёнными выше нормами материального права.

Разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно указал, что Ф.И.О.1, являясь <данные изъяты>, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации.

Между тем, удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции не учёл, что в ходе рассмотрения дела ответчик обеспечил Ф.И.О.1 таким техническими средствами реабилитации, как <данные изъяты>, что подтверждается актом приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому указанные выше средства реабилитации получены Ф.И.О.1

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представителем ответчика был представлен акт приёма-передачи (со слов представителя ответчика ошибочно датированный ДД.ММ.ГГГГ), из которого усматривается, что Ф.И.О.1 ДД.ММ.ГГГГ получены впитывающие простыни соответствующих параметров.

Поскольку суд первой инстанции обстоятельства обеспечения <данные изъяты> указанными техническим средствами реабилитации не выяснял, суд апелляционной инстанции принял акт как надлежащее доказательство по делу.

В отношении обеспечения Ф.И.О.1 техническим средством реабилитации <данные изъяты>, ответчиком допустимых и надлежащих доказательств не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о не выполнении ответчиком обязанности по обеспечению истца указанным техническим средством реабилитации и обоснованно удовлетворил требования прокурора в этой части.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, поскольку при разрешении дела суд верно определил закон, подлежащий применению к правоотношениям сторон.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение <данные изъяты> техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от поступления денежных средств из федерального бюджета, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению <данные изъяты> техническими средствами реабилитации, государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации инвалидам возлагается на Фонд социального страхования РФ, а недостаточность поступлений Фонду социального страхования РФ межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности. Доказательств недостаточности финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации ответчик в материалы дела не представил.

Утверждение в жалобе о том, что внеочередное предоставление истцу технических средств реабилитации ущемляет права других граждан, подавших заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации ранее, не является основанием для отмены решения суда, так как из анализа приведённых норм закона не следует, что право инвалида на получение технического средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таких средствах. Кроме того, каких-либо доказательств наличия очерёдности обеспечения <данные изъяты> техническими средствами реабилитации ответчик в материалы дела не представил.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2021 года в части возложения на ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности обеспечить Ф.И.О.1 <данные изъяты> – отменить.

В удовлетворении иска о возложении на ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности обеспечить Ф.И.О.1 <данные изъяты> – отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ф.И.О.13 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 9 июля 2021 года.

Председательствующий судья В.П. Малеванный

Судьи В.Ю. Доманов

В.А. Калинский

33-1539/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Мигунова Олеся Викторовна
прокуратура г. южно-Сахалинска
Александровск-Сахалинская городская прокуратура в защиту прав Мигуновой О. В.
Ответчики
Государственное учреждение-Сахалинское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ
Другие
Белов Сергей Анатольевич
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Доманов Владимир Юрьевич
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
16.06.2021Передача дела судье
06.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021Передано в экспедицию
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее