Решение по делу № 33а-4318/2020 от 31.08.2020

Судья Матюшенко Ю.Ф. дело № 33а-4318/2020

(№ 2а-845/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе

председательствующего судьи Голикова А.А.,

судей Соболева В.М., Попова В.В.,

при секретаре Буткиной А.В.,

с участием прокурора Юдина А.В., представителя административного истца Азарченко К.В., представителя административного ответчика Тимофеевой Т.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 04 сентября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 21 августа 2020 года по административному исковому заявлению избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в <Адрес обезличен> к Территориальной избирательной комиссии города Инты об отмене постановления от 08 августа 2020 года № 122/607 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутого «Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу».

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Голикова А.А., объяснения представителя административного истца Азарченко К.В., представителя административного ответчика Тимофеевой Т.В., судебная коллегия

установила:

Советом МО ГО «Инта» 23 июня 2020 года принято решение № III-35/1 о назначении выборов депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Инты от 08 августа 2020 № 122/607 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу.

Избирательное объединение «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми обратилось в Интинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Инты об отмене постановления от 08 августа 2020 года № 122/607 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу», и обязать принять решение о регистрации списка кандидатов.

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что одиннадцать подписей избирателей в подписных листах признаны недействительными без наличия законных оснований, вывод комиссии о недостоверности указанных в подписных листах сведений сделан на основании ответа ОВМ ОМВД России по городу Инте, который должен быть признан недопустимым доказательством по делу ввиду наличия в нем существенных противоречий. При условии подтверждения действительности 11 подписей, количество собранных подписей составило бы 152, что является достаточным для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва. Оспариваемым постановлением нарушены права избирательного объединения, поскольку им соблюдены все требования законодательства в части процедур по выдвижению и регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, в том числе представлено в комиссию необходимое количество достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов избирательного объединения по единому избирательному округу.

Возражая против удовлетворения иска, представитель административного ответчика просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятого территориальной избирательной комиссией решения.

Решением Интинского городского суда Республики Коми от 21 августа 2020 года административное исковое заявление избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми к Территориальной избирательной комиссии города Инты об отмене постановления от 08 августа 2020 года № 122/607 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу» оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, административный истец избирательное объединение «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указано на необходимость представления 126 действительных подписей избирателей, при том, что территориальной избирательной комиссией г. Инты ошибочно истребованы от 145 до 160 подписей избирателей. Представленных 141 действительной подписи достаточно для принятия решения о регистрации списка кандидатов.

Из возражений административного ответчика Территориальной избирательной комиссии города Инты на жалобу следует, что судом первой инстанции принято правильное по существу решение, обжалуемое постановление от 08 августа 2020 года № 122/607 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональном отделением Всероссийской политической партии «Родина» отмене не подлежит. Проведенной проверкой после решения суда выявлены дополнительно 6 недействительных подписей избирателей, а также имеются сомнения в достоверности 29 подписей избирателей, предположительно написанных одной рукой. Также в возражениях заявлено ходатайство о проведении почерковедческого исследования представленных административным истцом подписных листов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Азарченко К.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал, возражал против проведения почерковедческого исследования представленных подписных листов.

Представитель административного ответчика Тимофеева Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, поддержала заявленное ходатайство о проведении почерковедческого исследования представленных подписных листов.

По смыслу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения участников дела, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Согласно пункту 27 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.

Подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что основанием отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.

В силу положений статьи 35.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (пункт 1).

На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3-7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона (пункт 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 10 статьи 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».

В силу пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на четыре подписи.

Аналогичные положения содержатся и в частях 1-8, 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» (далее Закона № 88-РЗ).

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу (за исключением кандидатов, выдвинутых политическими партиями), списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случая, предусмотренного частью 1-9 настоящей статьи (часть 1-8 статьи 36 Закона № 88-РЗ).

Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 4 подписи (часть 7 статьи 36 Закона № 88-РЗ).

Из материалов дела следует, что Советом МО ГО «Инта» 23 июня 2020 года принято решение № III-35/1 о назначении выборов депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.

29 июля 2020 года в Территориальную избирательную комиссию города Инты уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми Тырышкиной Т.А. представлены документы для заверения списка кандидатов на выборах депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва.

03 августа 2020 года избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми в Территориальную избирательную комиссию города Инты представлен пакет документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми на выборах депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва по единому избирательному округу, в котором содержался протокол об итогах сбора подписей избирателей и подписные листы со 160 подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты на 42 листах.

Рабочей группой по соблюдению порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты на выборах Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, созданной постановлением Территориальной избирательной комиссии города Инты от 30 июня 2020 года № 110/206, 04 августа 2020 года начата проверка предоставленных избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми документов с использованием ГАС «Выборы», включая регистр избирателей.

В связи с выявлением несоответствия данных, содержащихся в подписных листах, данным, содержащимся в ГАС «Выборы», по 33 избирателям 05 августа 2020 года председателем Территориальной избирательной комиссии города Инты направлен запрос в отделение по вопросам миграции ОМВД России по городу Инте для проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, который получен ОМВД России по городу Инте 06 августа 2020 года вх. № 12627.

07 августа 2020 года инспектором ОВМ ОМВД России по городу Инте Носаревой О.В. осуществлена проверка данных граждан с рукописным заполнением направленной Территориальной избирательной комиссии города Инты таблицы сведений, содержащихся в подписных листах.

08 августа 2020 года, после получении ответа из ОВМ ОМВД России по городу Инте, рабочей группой по соблюдению порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты на выборах Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва по результатам проверки 19 из 160 записей, содержащихся в подписных листах, были признаны недействительными, о чем составлен итоговый протокол проверки подписных листов и ведомость проверки подписных листов от 08 августа 2020 года.

Из протокола об итогах проверки документов следует, что рабочей группой принято решение рекомендовать Территориальной избирательной комиссии города Инты отказать в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми, поскольку количество недействительных записей составило 19 из 160 подписей избирателей или 13,10 % от количества подписей, необходимых для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, при котором рабочая группа имеет основания рекомендовать Территориальной избирательной комиссии города Инты отказать в регистрации кандидату.

Так, согласно итоговому протоколу проверки подписных листов из 19 подписей, признанных недействительными, у 11 избирателей указан неверный адрес места их жительства, в 6 случаях указана неверная фамилия избирателя, сведения по 2 лицам, отсутствуют в базе данных регистра избирателей и в базе данных ОВМ ОМВД России по вопросам миграции.

Указанные установленные обстоятельства судом первой инстанции проверены и признаны достоверными.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Инты от 08 августа 2020 № 122/607 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу, в связи с признанием недействительными 19 из 160 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания достоверными подписей 11 избирателей и, с учетом недостаточности количества действительных подписей избирателей (141) в поддержку списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми, законности и обоснованности принятого избирательной комиссией постановления от 08 августа 2020 года № 122/607 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональном отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми.

С приведенным выводом суда первой инстанции о недостаточности количества действительных 141 подписей избирателей согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным. Оно должно быть принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» право на полную и эффективную судебную защиту, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с учетом принципа правовой определенности как неотъемлемого элемента права на суд включает в себя исполнимость судебных решений. Для обеспечения наиболее эффективной судебной защиты, должна отвечать обязанность суда полно, всесторонне и объективно рассмотреть эти требования и принять по ним законное, обоснованное и мотивированное решение, обеспеченное гарантиями его признания и исполнения.

Судебная коллегия по административным делам находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона не соответствует.

Поскольку решение Совета МО ГО «Инта» № III-35/1 «О назначении выборов депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва» принято 23 июня 2020 года, то необходимо учитывать численность избирателей зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа по состоянию на 01 января 2020 года.

На официальном сайте Территориальной избирательной комиссии города Инты по адресу: https://izbirkom.rkomi.ru/tiks/tik4/?id=001_4ed5ca92487ad, размещены сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования городской округ «Инта» на 01 января 2020 года - 25182 избирателя.

Учитывая вышеуказанную численность избирателей, количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва составляет 126 подписей (25182х0,5 %).

Таким образом, количество действительных и достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва на день проведения Территориальной избирательной комиссии города Инты рабочей группы по проверке подписных листов избирательного объединения, то есть 08 августа 2020 года и принятия оспариваемого постановления являлось достаточным (141 подпись) для принятия соответствующего решения.

Превышение поданных избирательным объединением и принятых территориальной избирательной комиссией количества 160 подписей, необходимых для регистрации списка кандидатов более чем на 10 процентов, не влечет отказ в регистрации списка кандидатов, поскольку не предусмотрен перечнем оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, установленных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Протокольным определением судебной коллегией отказано в удовлетворении заявленного лишь при апелляционном рассмотрении ходатайстве о проведении почерковедческого исследования представленных подписных листов, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции оно не разрешалось, стороны не были лишены возможности его заявить при рассмотрении дела судом первой инстанции.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Инты от 08 августа 2020 года № 122/607 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу».

Принимая новое решение по настоящему административному делу и учитывая, что регистрация списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией, судебная коллегия считает необходимым возложить на территориальную избирательную комиссию г. Инты Республики Коми обязанность рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу.

Руководствуясь статьями 309, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Интинского городского суда Республики Коми от 21 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования административного истца удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии города Инты от 08 августа 2020 года № 122/607 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональном отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Обязать территориальную избирательную комиссию города Инты рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Инта» четвертого созыва, выдвинутых «Региональном отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Коми по единому избирательному округу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев.

Председательствующий -

Судьи -

33а-4318/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Всероссийская политическая партия Родина
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. Инты
Другие
Прокуратура г. Инты
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Голиков А. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
04.09.2020Судебное заседание
08.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2020Передано в экспедицию
04.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее