Дело № 2-64/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при секретаре Паршиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Екатерины Владимировны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы Пластовского муниципального района Челябинской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилищных помещениях, возложении обязанности признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить семью в состав участников подпрограммы,
установил:
Петрова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы Пластовского муниципального района Челябинской области № 834-2 от 21.09.2020 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»; признании за ней и членами ее семьи права быть участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации Пластовского муниципального района от 14.11.2017 г. № 817 «Об утверждении муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России в Пластовском муниципальном районе на 2018-2020 г.»; обязании администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области включить ее семью в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденной постановлением администрации Пластовского муниципального района от 14.11.2017 г. № 817 «Об утверждении муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России в Пластовском муниципальном районе на 2018-2020 г.» с момента ее обращения в жилищную комиссию с 15.07.2020 г.
В обоснование заявленных требований указала, что ее семья состоит из 2 человек, она, ее дочь Петрова Мирослава Игоревна 29.07.2016 г. Никто из членов семьи не имеют в собственности жилых помещений. Они зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее бабушке ФИО2, в которой проживают бабушка ФИО2 и ее отец ФИО5 Однако, в указанной квартире по месту регистрации они не проживают, снимают квартиру в г. Челябинске. 15.07.2020 года она обратилась в жилищную комиссию администрации Пластовского муниципального района с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», приложив необходимые документы. Заявление было принято в день его подачи и рассмотрено жилищной комиссией 18.09.2020 года, по результатам рассмотрения которого было принято постановление Главы Пластовского муниципального района №834-2 от 21.09.2020 г. «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Основанием для отказа в данном постановлении указано: пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, пп.1 п.27 и пп.2 п.20 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе на 2018-2020 гг». Обстоятельства, послужившие основанием для отказа в постановке на учет, указаны подробно в выписке из протокола заседания жилищной комиссии №12 от 18.09.2020 г., а именно жилищная комиссия полагает, что поскольку они зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем ее бабушке Петровой А.А., то для оценки жилищных прав их молодой семьи должны быть учтены все жилые помещения и вся жилая площадь, находящаяся в собственности Петровой А.А. По расчету жилищной комиссии получается на каждого члена ее семьи площадь более 12 кв.м. 54,3/4=13,57 кв.м. на человека. Поскольку площадь на каждого превышает учетную норму, жилищная комиссия отказала ей в дальнейшем участии в жилищной подпрограмме. Выражает несогласие с мнением жилищной комиссии о том, что она и ее дочь являются членами семьи ее бабушки, поскольку они не являются членами семьи Петровой А.А., в том смысле, который вкладывает в это понятие правовая норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, поскольку они не проживают совместно с бабушкой в принадлежащем ей жилом помещении, снимают квартиру и живут в отдельном жилом помещении.
В судебном заседании истец Петрова Е.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Перфильева А.В., действующая на основании доверенности № 1 от 12.01.2021 г., против удовлетворения иска возражала, полагала, что решение жилищной комиссии законно.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы).
Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.
Указанная программа включает в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (Приложение № 8).
В Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П, которым утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.
Постановлением администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2017 года № 817 утверждена муниципальная программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в Пластовском муниципальном районе на 2018-2020 годы», действующей в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, проживающих на территории Пластовского муниципального района, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях) в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.ч. 2, 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с решением Собрания депутатов Кочкарского сельского поселения № 35 от 28.11.2008 г. учетная норма площади жилого помещения общей площади на одного человека по Кочкарскому сельскому поселению составляет – 12 кв. м.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Петрова Е.В., не достигшая возраста 35 лет, имеет несовершеннолетнего ребенка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
15.07.2020 г. Петрова Е.В. обратилась в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области № 12 от 18.09.2020 года ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и принятии на учет по указанной подпрограмме на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и пп.1 п. 27 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку Петрова Е.В. является членом семьи Петровой А.А., вселена в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности ФИО2 и на каждого члена семьи приходится 13,57 кв.м, что больше учетной нормы по Кочкарскому сельскому поселению, которая составляет 12 кв.м. Семья заявителя признана платежеспособной.
Постановлением врио полномочия главы Пластовского муниципального района Пестрякова А.Н. от 21.09.2020 года № 834-2 Петровой Е.А. и члену ее семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Пластовскому муниципальному району для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».
Семья истца Петровой Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом общей площадью 50,3 кв. м. на праве собственности принадлежит бабушке истца ФИО2.
Согласно сведениям Администрации Кочкарского сельского поселения, в жилом доме зарегистрировано 4 человека (заявитель Петрова Е.В., ее дочь Петрова М.И., бабушка Петрова А.А., отец Петров В.В.), что подтверждено также адресными справками.
Согласно справкам Пластовского филиала ОГУП «Обл. ЦТИ по Челябинской области» объектов жилого назначения за Петровой Е.В., Петровым В.В. в собственности не числится.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Между тем, субъектами – участниками целевой программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому оснований для признания семьи истца Петровой Е.В. членами семьи собственника жилого помещения – Петровой А.А., не имеется.
В судебном заседании установлено, что истец и ее дочь являются одной независимой семьей, имеют отдельный бюджет.
Факт того, что истец и ее дочь являются членами семьи собственника жилого помещения Петровой А.А., расположенного по адресу: <адрес>, в судебном заседании не установлен. Доказательства, подтверждающие то, что истец и ее дочь продолжают оставаться членами семьи собственника жилого помещения, не представлены, в судебном заседании эти обстоятельства не установлены.
Таким образом, оснований признавать истца и ее дочь членами семьи собственника жилого помещения Петровой А.А., что в силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно только в исключительных случаях, нет.
Исходя из изложенных обстоятельств, при определении уровня обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения учитывать общую площадь жилого помещения, принадлежащего Петровой А.А. неправомерно. Факт родства сам по себе не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи.
При таких обстоятельствах отказ жилищной комиссии в признании семьи Петровой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы является необоснованным и незаконным.
Руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Петровой Екатерины Владимировны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы Пластовского муниципального района Челябинской области № 834-2 от 21.09.2020 года об отказе Петровой Екатерине Владимировне в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе» на 2018-2020 годы.
Возложить на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность признать семью Петровой Екатерины Владимировны нуждающейся в жилом помещении по Пластовскому муниципальному району и включить ее семью в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе» на 2018-2020 годы с 15.07.2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Петров А.С.
<данные изъяты>