Решение по делу № 2-30/2016 от 11.01.2016

Дело № 2-30/2-16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 января 2016 года <адрес>

Михайловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Стасюк К.М.,

при секретаре Евграфовой Ю.А.,

су участием представителя истца по доверенности Ковалевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Насекиной Юлии Андреевны к ГКУ АО Управление социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Насенкина Ю.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Дальрегион-ипотека» и Насекиной Ю.А., Ковалёвой Н.Н., Ковалёвым А.С., заключен договор целевого займа (на приобретение жилого помещения на вторичном рынке) № <данные изъяты> условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит в размере <данные изъяты>, на срок 180 месяцев для приобретения готового жилья. В ноябре 2011 года она обратилась в ГКУ АО – управление социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО – управление социальной защиты населения по <адрес> принято решение о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору. Согласно справке ГКУ АО – управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перед заявителем возникла задолженность по выплате компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, истица просит суд возложить обязанность на ГКУ АО – управление социальной защиты населения по <адрес> осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебное заседание истица Насекина Ю.А. не явилась, уведомлена надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ковалева Н.Н., на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика ГКУ АО – управление социальной защиты населения по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался, возражений не представил.

Третье лицо Ковалёв А.С., в судебное заседание не явилися, уведомлен надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители третьих лиц <адрес>, Министерства социальной защиты <адрес>, Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, возражений по заявленным требованиям не представили.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав представителя истца Ковалеву Н.Н., суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Дальрегион-ипотека» и Носекиной Ю.А., Ковалёвой Н.Н., Ковалёвым А.С. заключен договор целевого займа № <данные изъяты>, по условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит в размере <данные изъяты> рублей, на срок 180 месяцев для приобретения готового жилья – квартиры.

Насекина Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в государственное казенное учреждение <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Из справки ГКУ АО УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Насекина Ю.А. является участником указанной долгосрочной целевой программы на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации ГКУ АО УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору Насекиной Ю.А., выплачена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. Задолженность составляет <данные изъяты> руб.

Согласно справке государственного казенного учреждения <адрес> - управление социальной защиты по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем за период с февраля 2014 года по ноябрь 2014 года составляет <данные изъяты>, в том числе:

- ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

- ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

- ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

В рамках настоящего дела истица просит возложить обязанность по перечислению суммы задолженности, полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы» (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>.

В ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истица Насекина Ю.А. является участником государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с февраля 2014 года по ноябрь 2014 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истице не осуществлялась.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (далее Положение).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Вместе с тем, закреплено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями <адрес> (в том числе от ДД.ММ.ГГГГ), до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

Пунктом 1 Положения закреплены условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из содержания пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям , к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения <адрес> путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, а также функции государственного казенного учреждения <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес>, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) ответчика.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти <адрес>.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истица Насекина Ю.А. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность осуществить истцу за счет средств областного бюджета компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальное обеспечение, не являются имущественными в гражданско-правовом смысле и не подлежат в связи с этим имущественной (гражданско-правовой) оценке, размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 300 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Указанная сумма госпошлины в размере 300 рублей подлежит взысканию с управления в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Насекиной Юлии Андреевны к ГКУ АО Управление социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Возложить на государственное казенное учреждение <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность осуществить выплату Наскиной Юлии Андреевне за счет средств областного бюджета <адрес> компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за период с февраля 2014 года по ноябрь 2014 год в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с государственного казенного учреждения <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу Насекиной Юлии Андреевны расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.М. Стасюк

2-30/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Насекина Ю.А.
Ответчики
Социальная защита населения по Михайловскому району
Другие
Ковалева Н.Н.
Правительство Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Ковалев А.С.
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mihailovskiy.amr.sudrf.ru
11.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2016Передача материалов судье
12.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2016Судебное заседание
26.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее