Копия
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2 февраля 2016 года г. Салехард
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И.,
при секретаре Васильевой В.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-42/2016 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьсктеплонефть» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ноябрьсктеплонефть» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: № общей площадью <данные изъяты> имеющего адресный ориентир: <адрес>, равной его рыночной стоимости. В обоснование иска указано, что общество является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого согласно кадастровой справке составляет <данные изъяты>, в то время как согласно отчету об оценке рыночная стоимость участка составила <данные изъяты>. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца как плательщика арендных платежей.
Департаментом имущественных отношений ЯНАО направлен отзыв на заявление, в котором просили в иске отказать, указав, что вызывает сомнения установленная оценщиком рыночная стоимость земельного участка, т.к. оценщиком некорректно подобраны аналоги, содержание отчета не соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО также ходатайствовало о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Фомин Е.В. не возражал против удовлетворения иска, при этом просил отказать в части возложения обязанности по внесению изменения в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Департамента имущественных отношений ЯНАО Попова Ю.А. поддержала представленные возражения.
Представитель Администрации МО г. Ноябрьск и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу участия в рассмотрении дела не принимали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Ноябрьсктеплонефть» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, обшей площадью <данные изъяты>., адресный ориентир: ЯНАО, <адрес>, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> (л.д.31).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2012 года № 1000 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
В соответствие с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка. При определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 года N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка является базой для расчета арендной платы взимаемой с административного истца, он как арендатор земельного участка имеет право оспаривания кадастровой стоимости.
При этом обязанность доказать наличие недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В этой связи, обществом был представлен суду отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно данным отчета рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.
Как усматривается из отчета, оценщик обосновал отказ от использования доходного и затратного метода, использовал сравнительный метод. Отчёт мотивирован, отвечает критерию достоверности, его содержание соответствует ст. 11 Закона Об оценочной деятельности, в порядке ст. 17.1 прошел экспертизу со стороны эксперта саморегулируемой организации оценщиков.
Представленный отчет подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.
В силу статьи 12 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Доводы в ходатайстве о назначении судебной оценочной экспертизы по существу являются ничем не подтвержденными предположениями, при том, что лицо заявившее такое ходатайство, отчет другого оценщика и с иной стоимостью, суду не представило. При этом, обстоятельств недостоверности представленного административным истцом отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, судом не установлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по тем же вопросам не имеется.
При указанных обстоятельствах, когда кадастровая стоимость земельного участка, установленная по результатам государственной кадастровой оценки земель, превышает его рыночную стоимость на одну и ту же дату, что противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, суд удовлетворяет требование административного иска.
На основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно положениям Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 года № П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Поскольку фактически заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, оно надлежаще предъявлено к органу, уполномоченному в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, то есть к ФГБУ.
Между тем, с учетом положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, согласно которому определение судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части указания новой кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в части возложении обязанности на орган кадастрового учета совершить определенные действия, поскольку судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Относительно требований о компенсации расходов по оплате госпошлины суд указывает следующее.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов (п.31).
Административный ответчик не имеет противоположных с административным истцом интересов, в этой связи, в компенсации расходов на оплату государственной пошлины административному истцу также надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № обшей площадью <данные изъяты> имеющего адресный ориентир: ЯНАО, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Суда ЯНАО в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Мосиявич С.И.