Решение по делу № 33-271/2013 от 11.01.2013

Судья Екимова Н.И. Дело №33 - 271/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.

судей Машкиной И.М. и Жуковской С.В.,

при секретаре Шелеповой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 24 января 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте на решение Воркутинского городского суда от 22 октября 2012 года, которым

обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Белому А.В. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 12.11.1983 по 25.11.1985 в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из расчёта один день военной службы за два дня работы (2 года 14 дней), установить Белому А.В. стажевый коэффициент ... по специальному стажу с 01 марта 2010 года и бессрочно, произвести доплату трудовой пенсии за период с 01 марта 2010 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

Взысканы с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воркуте в пользу Белого А.В. судебные расходы в размере ... рублей.

Взыскана с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Белый А.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР со 12.11.1983 по 25.11.1985 в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату пенсии с 01 марта 2010 года с учетом стажевого коэффициента ... и индексации, взыскании судебных расходов в размере ... руб., ссылаясь на то, что при назначении пенсии ему не включен в специальный стаж работы период военной службы по призыву, что противоречит действовавшему на период прохождения службы законодательству, согласно которому служба в Советской Армии подлежала зачёту в специальный стаж работы в двойном размере.

Истец, представитель ответчика участия в судебном заседании не приняли. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ УПРФ РФ в г.Воркуте не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, учитывая следующее.

Судом установлено, что Белый А.В. с 01.03.2010 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1.1 ст.27 и статьи 29 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. № 4520-1.

Решением Воркутинского городского суда от 10.10.2011 на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте возложена обязанность зачесть Белому А.В. период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 12.11.1983 по 25.11.1985 в специальный стаж по Списку № 1, произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента ... по специальному стажу и выплатить недоплату пенсии с 01.03.2010 по день рассмотрения дела в суде с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми. Решение вступило в законную силу. При этом включение периода военной службы в специальный стаж работы не являлось предметом судебного рассмотрения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Белого А.В., суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации… Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Признавая исковые требования Белого А.В. обоснованными, суд сослался на положения Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно статьи 94 которого, военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере.

Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось.

Абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ, вступил в силу 30 января 1995 года, и утратил действие 01.01.2002 года.

Из материалов дела следует, что истец проходил службу до указанного периода (1983-1985г.г.). На момент назначения пенсии 26.04.2005 года и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.

Включение периода службы в армии в стаж исходя из предъявленных истцом требований необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.

Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в их удовлетворении.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2012 года отменить, вынести по делу новое решение, которым:

«В удовлетворении исковых требований Белого А.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми об обязании зачесть период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 12.11.1983 по 25.11.1983 в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из расчёта один день военной службы за два дня работы (2 года 14дней), установить стажевый коэффициент ... по специальному стажу с 01 марта 2010 года и бессрочно, произвести доплату трудовой пенсии за период с 01 марта 2010 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми; взыскании судебных расходов в размере ... руб., отказать».

Председательствующий –

Судьи –

33-271/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
24.01.2013Судебное заседание
18.02.2013Дело сдано в канцелярию
18.02.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее