Судья: Маркова Н.В. № 33А-13136
Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-3953/2019)
(42RS0009-01-2019-005886-71)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» декабря 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Быковой С.В.,
судей Киклевич С.В. и Пронченко И.Е.,
при секретаре Логунове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску Мяклова Сергея Александровича к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области о возложении обязанности совершить действие
по апелляционной жалобе представителя Мяклова С.А. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Мяклов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области о возложении обязанности совершить действие.
Требования мотивированы тем, что является собственником <адрес>. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Жилищник». От управляющей организации ему стало известно о том, что в ГЖИ КО поступил запрос от ООО «УК «МКД» о передаче управления многоквартирным домом на основании проведенного в доме общего собрания.
Ему, как собственнику, доподлинно известно о том, что в 2019 г. собственники многоквартирного дома не проводили никаких общих собраний относительно смены управляющей организации. Таким образом, предоставление в адрес ГЖИ КО иной управляющей организацией каких-либо протоколов вызвало сомнение в его достоверности.
Учитывая положения с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, и п. 4 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие жилищный надзор, утверждённого Приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр, ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также наличие у Государственной жилищной инспекции Кемеровской области протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> о смене управляющей организации, им был направлен запрос в ГЖИ КО о предоставлении копий документов о проведении общего собрания.
В ответ от ГЖИ КО был получен бланк протокола полностью обезличенный, из которого не представляется возможным определить ни инициатора проведения общего собрания, ни того, кто выступал по повестке дня, ни секретаря собрания и членов счетной комиссии.
Считает, что незаконные действия ГЖИ КО, полностью лишают его возможности воспользоваться правом оспорить данный протокол в судебном порядке.
Просил обязать ГЖИ КО предоставить заверенную копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от 26.02.2019 со всеми приложениями, а также предоставить возможность сравнить предоставленную заверенную копию с экземпляром имеющимся у ГЖИ КО; взыскать с ГЖИ КО понесенные судебные издержки по оплате услуг представителя и государственной пошлины.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2019 года в удовлетворении требований Мяклову С.А. отказано.
В апелляционной жалобе представителя Мяклова С.А. Ширяев В.А. просит решение суда отменить.
Указывает на то, что суд принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ссылался на то, что административным истцом не были предприняты должные меры по обращению за документами в Управляющую компанию либо в систему ГИС ЖКХ, в которой должны также храниться истребуемые сведения.
При этом, суд не учел, что для входа в Систему, необходимо иметь специальное оборудование - компьютер, а также в обязательном порядке пройти процедуру идентификации и верификации системы профиля, для которого гражданину необходимо было бы ехать в специализированные организации для прохождения такой процедуры (МФЦ, Мои Документы), что учитывая возраст и право гражданина как собственника жилого помещения на ознакомление с делами по данному дому, не являются его обязанностью иметь такие специальное оборудование и разрешение на вход в систему.
Считает, что в данном государственном органе имеются оригиналы документов, за которыми он и обратился как собственник помещения в данном многоквартирном доме, однако получил отказ.
Суд согласился с позицией административного ответчика о том, что предоставив административному истцу необходимые документы ГЖИ нарушила бы права других собственников многоквартирного дома, т.к. там содержаться персональные данные, раскрытие которых третьим лицам недопустимо.
Данный вывод суда несостоятелен и полностью опровергается нормами действующего законодательства.
Предоставление заверенных копий протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома со всеми к нему приложениями - непосредственно одному из собственников данного дома является разумным и обоснованным в силу того, что законом определена обязанность именно ГЖИ КО хранить подлинники данных документов.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика Селянину М.В., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов усматривается и судом установлено, что Мяклов С.А. является собственником <адрес>. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Жилищник».
21.05.2019 г. он обратился в Государственную жилищную инспекцию Кемеровской области с заявлением, в котором просил предоставить возможность ознакомления с документами, предоставленными ООО «УК МКД» в Государственную жилищную инспекцию <адрес> в отношении многоквартирного <адрес>, а также получить заверенную копию решения и протокола общего собрания собственников (л.д.7-8).
Данное заявление Мяклова С.А. было рассмотрено Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и начальником отдела лицензирования Ванеевой О.В. дан ответ от 20.06.2019 №844-ЛО об отказе Мяклову С.А. в ознакомлении с запрашиваемыми документами (л.д.9-11). В адрес административного истца направлен протокол №18 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> от 26.02.2019 в обезличенном виде (л.д.12-16), т.к. протокол общего собрания от 26.02.2019, содержат персональные данные лиц, которые не подлежат распространению без их согласия.
Согласно ст. 3 ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно п. 5 названной статьи под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.
В силу ст. 7 ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (ч. 3 ст. 9 Закона о персональных данных).
Пунктом 7 ч. 4 названной статьи установлено, что согласие должно содержать перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.В соответствии со ст. 17 Закона о персональных данных субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Мяклов С.А. не принимал участия в проведении общего собрания собственников жилья 26.02.2019 г., не участвовал в голосовании на этом собрании, согласия лиц, чьи персональные данные имеются в протоколе общего собрания на передачу данной информации третьим лицам не имеется.
Статьями 9 и 12 ФЗ ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Согласно ст.46 ч.1 п.1.1 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Закон не возлагает на государственную жилищную инспекцию обязанность по предоставлению гражданам копий протоколов общего собрания собственников жилья.
Согласно ст.3 Положения о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 июня 2014 г. N 235, выдача копий протоколов общих собраний собственников жилья не входит в компетенцию жилищной инспекции.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» с 01.07.2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.
Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя N 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Раздел 10 указанного Приказа определена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Таким образом, именно у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом <адрес>, в данном случае – ООО «УК МКД», имеется обязанность по размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотренной законом информации, в том числе, протокола общего собрания собственников помещений от 26.02.2019, в установленные законом сроки.
Данная обязанность управляющей компанией – ООО «УК МКД» была исполнена 01.03.2019 г., что подтверждается сведениями из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, представленными стороной ответчика в судебном заседании 19.09.2019 г. и приобщенными к материалам настоящего дела.
Поэтому у административного истца не было препятствий в ознакомлении с документами о деятельности ООО «УК МКД».
Административный истец не представил доказательств, подтверждающих нарушение его прав административным ответчиком.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что требования Мяклова С.А. не подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Ссылку административного истца на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.01.2018 №2486-ЕС/04 обоснованно не принял во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, о чем указано в самом письме от 26.01.2018 №2486-ЕС/04.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: