12-199/2024
УИД 34RS0001-01-2023-004293-09
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 30 мая 2024 г.
Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Ломако Н.Н., рассмотрев жалобу Сапаева Дмитрия Анатольевича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Бирюкова В.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Сапаева Дмитрия Анатольевича,
с участием заместителя руководителя Нижне-Волжского Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Галушкина А.А., государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Бирюкова В.И.,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Бирюкова В.И. № от ДД.ММ.ГГГГ Сапаев Д.А. признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Сапаев Д.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование своих доводов Сапаев Д.А. указал на процессуальные нарушения при производстве административного дела, а именно он не был извещен о дате составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, протокол и постановление им не получены.
В судебное заседание Сапаев Д.А. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не представил.
Заместитель руководителя Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Галушкин А.А., государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Бирюков В.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы Сапаева Д.А., просили оставить обжалуемое постановление без изменений.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
В силу ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на принципе ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В порядке статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Из представленных материалов усматривается, 30.05.2023г. на официальный сайт Росприроднадзора поступило обращение ФИО5 от №, (вх. 8027 от 30.05.2023г) по факту слива ДД.ММ.ГГГГ в 16ч. 28мин, жидких бытовых отходов на почву в <адрес>, в точке с географическими координатами: <данные изъяты>, водителем ассенизационного автомобиля, государственный регистрационный знак В 005 РК 134.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области направлен запрос в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, о принадлежности автотранспортного средства с государственным номером В005РК 134.
Согласно полученной информации от начальника Управления ГИБДД, указанное автотранспортное средство принадлежит Сапаеву Дмитрию Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>.
На основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении выездного обследования» с привлечением специалистов аккредитованной экспертной организации филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» – ЦЛАТИ по Волгоградской области осуществлен выезд на территорию земельного участка в границах г. Краснослободск, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (с географическими координатами:, <данные изъяты>), произведен осмотр территории с отобраны пробы компонентов окружающей среды (почвы) на предмет негативного воздействия.
Согласно протоколу осмотра №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования проведен осмотр территории земельного участка, в границах г. Краснослободск, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (с географическими координатами: <данные изъяты>).
На момент выездного осмотра, в районе указанной точки с географическими координатами: <данные изъяты>, установлены следы от шин грузовых автомобилей, имеется размытая выемка в почве, предположительно точка сброса жидких отходов, и участок земли залит жидкими отходами с характерным запахом.
В ходе обследования территории специалистом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области были отобраны пробы почвы на трех пробных площадках: пробная площадка №1 - 5м х 5м, (фоновая проба) географические координаты <данные изъяты>; пробная площадка №2 - 10м х 20м, географические координаты <данные изъяты>; пробная площадка №3 - 15м х 10м, географические координаты <данные изъяты> (географические координаты определялись с помощью GPS навигатора Etpex 10 Garmin) для определения содержания концентраций загрязняющих веществ в почве.По результатам исследований выполненных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области, согласно экспертного заключение от 31.07.2023 № 216 по результатам отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, на пробной площадке № 2.
(Географические координаты пробной площадки: <данные изъяты>. Земельный участок в границах г. Краснослободска. Согласно схемы отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о показателях, по которым установлены превышения, приведены в таблице:
Наименование загрязняющего вещества |
Глубина отбора пробы, см |
Концентрация |
ПДК/ОДК/ОБУВ, иные нормативы качества4 |
Превышение, раз |
Массовая концентрация водорастворимых форм: сульфат-иона |
0-5 |
10,3 мг/кг |
13,63) мг/кг |
- |
5-20 |
71,9 мг/кг |
12,133) мг/кг |
5,9 |
|
Массовая концентрация водорастворимых форм: хлорид-иона |
0-5 |
12,3 мг/кг |
23,133) мг/кг |
- |
5-20 |
267 мг/кг |
35,433) мг/кг |
7,5 |
|
Нефтепродукты |
0-5 |
487 мг/кг |
1303) мг/кг |
3,7 |
5-20 |
163 мг/кг |
1213) мг/кг |
1,3 |
По результатам проведения отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, на пробной площадке №. (Географические координаты пробной площадки: 48.68853СШ, 44.59250ВД, земельный участок в границах <адрес>. Согласно схемы отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о показателях, по которым установлены превышения, приведены в таблице:
Наименование загрязняющего вещества |
Глубина отбора пробы, см |
Концентрация |
ПДК/ОДК/ОБУВ, иные нормативы качества4) |
Превышение, раз |
Массовая концентрация водорастворимых форм: сульфат-ион |
0-5 |
158 мг/кг |
13,63) мг/кг |
11,6 |
5-20 |
67,0 мг/кг |
12,13) мг/кг |
5,5 |
|
Массовая концентрация водорастворимых форм: хлорид-иона |
0-5 |
116 мг/кг |
23,13) мг/кг |
5,0 |
5-20 |
174 мг/кг |
35,43) мг/кг |
4,9 |
|
Нефтепродукты2) |
0-5 |
359 мг/кг |
1303) мг/кг |
2,8 |
5-20 |
192 мг/кг |
1213) мг/кг |
1,6 |
Данные показатели утверждены СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление правительства от 28 января 2021 г. № 2).
Показатель включен в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в ОООС, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года № 1316-Р. Протокол измерений проб почвы № 212п/23 от 31.07.2023.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2010 года N 238, при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества), в качестве значения норматива качества окружающей среды для почв применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
По результатам проведенной экспертизы (выводы в части влияния объекта): по результатам проведения отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений установлено наличие превышений загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в ОООС, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года № 1316-Р по сравнению с фоновыми значениям из пробной площадки № 1. Также, по ряду показателей, не включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в ОООС содержание концентраций загрязняющих веществ превышены по сравнению с фоновыми значениями из пробной площадки № 1:
- на пробной площадке №. Географические координаты пробной площадки: <данные изъяты>, общей площадью – 200 м2.
глубина 0-5см.: нефтепродукты в 3,7 раза.
глубина 5-20см.: сульфат-иона в 5,9 раза; хлорид-иона в 7,5 нефтепродукты в 1,3 раза;
- на пробной площадке №. Географические координаты пробной площадки: 48.68853СШ, 44.59250ВД общей площадью – 150 м2.
глубина 0-5см.: сульфат-иона в 11,6 раза; хлорид-иона в 5,0 нефтепродукты в 2,8 раза;
глубина 5-20см.: сульфат-иона в 5,5 раза; хлорид-иона в 4,9 нефтепродукты в 1,6 раза.
По полученным данным ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выездного обследования №-ВН.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Сапаева Д.А. направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Данному почтовому отправлению присвоен трек-№. Исходя из сведений с официального сайта «Почта России», данное почтовое отправление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Волгоградской области Бирюковым В.И. составлен протокола об административном правонарушении №-ВН в отношении Сапаева Дмитрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по факту нарушения требований ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Бирюков В.И. вынес определение №-ВН о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Сапаева Д.А. рассмотрение административного дела назначено на 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ
В этот же день, указанное определение направлено в адрес Сапаеву Д.А., почтовому отправлению присвоен трек-№. Согласно сведений с официального сайта «Почта России», указанное отправление не было получено Сапаевым Д.А., письмо возвращено отправителю, в связи с истечением срока хранения.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания №-ВН, которым Сапаев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
В этот же день, данное постановление направлено в адрес Сапаева Д.А.
Факт совершения административного правонарушения и вина Сапаева Д.А. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; а также иными материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Процессуальные и иные документы, положенные в основу постановления №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ, составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными должностными лицами, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Доказательства, представленные сторонами в материалы дела, получили надлежащую правовую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы поданной жалобы, о процессуальных нарушениях при производстве по делу, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, не опровергают совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Сапаева Д.А. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения Сапаева Д.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание в виде административного штрафа назначено Сапаеву Д.А. в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах судья приходит к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления по делу не имеется, в связи с чем жалоба Сапаева Д.А. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области Бирюкова В.И. № № от <данные изъяты> г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Сапаева Дмитрия Анатольевича – оставить без изменения, а жалобу Сапаева Дмитрия Анатольевича – без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в последующем может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 30.12.-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья