Решение по делу № 2-880/2015 (2-5664/2014;) от 15.12.2014

                                                                                                                         Дело № 2-880/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) года Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Н.А.Малютиной

при секретаре А.М.Нейштадт,

с участием:

представителя заинтересованного лица прокуратуры <адрес> по доверенности Ю.А. Гурьевой,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Старовойтова А. А. о признании действий (бездействия) прокуратуры <адрес> при рассмотрении заявления от (ДД.ММ.ГГГГ) незаконными и обязании принять надлежащие меры по рассмотрению заявления,

УСТАНОВИЛ:

Старовойтов А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) прокуратуры <адрес> при рассмотрении заявления от (ДД.ММ.ГГГГ) года, полученного прокуратурой <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года, в части передачи на рассмотрение в (Госорган1) по <адрес> обращения, и обязать прокуратуру <адрес> принять надлежащие меры по рассмотрению указанного заявления. В обоснование своего заявления указал, что (ДД.ММ.ГГГГ) им по почте направлена жалоба в прокуратуру <адрес> на действия (бездействия) (Госорган1) по <адрес>, а именно о принятии надлежащих мер (Госорган1) по <адрес> по жалобам заявителя на (Госорган2) <адрес> в части изменения фамилии должника по исполнительному производству, которая была получена прокуратурой <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года. В своей жалобе заявитель просил провести проверку действий (бездействий) (Госорган1) по <адрес> в части непринятия надлежащих мер по изменению фамилии должника по исполнительному производству. Однако, в нарушение действующего законодательства, прокуратура <адрес> отказалась рассматривать заявление и передала его на рассмотрение в (Госорган1) по <адрес>. В связи с тем, что указанные действия прокуратуры <адрес> противоречат действующему законодательству, заявитель обратился в суд с заявлением (л.д.6).

В судебное заседание заявитель Старовойтов А.А., извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом (л.д.27), не явился. В адресованном суду письменном заявлении от (ДД.ММ.ГГГГ) Старовойтов А.А. просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие (л.д.7), в связи с чем суд на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие заявителя.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры <адрес> Гурьева Ю.А., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.13) и служебного удостоверения ТО (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, возражала против удовлетворения заявления, представила суду письменные возражения (л.д.14-17).

Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.           К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п. 3 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

При этом на основании ч. 3 данной статьи 8 письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Согласно требованиям п. 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Также в силу п. 1 статьи 26 этого Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (далее – Инструкция), устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации (п. 1.7. Инструкции).

Согласно п.3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.

На основании п.5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Согласно п. 1 статьи 17 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О прокуратуре Российской Федерации» генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

В соответствии с п. 1.4. Указания Генеральной прокуратуры РФ от 12.05.2009 года № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве необходимо тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

В судебном заседании установлено, что Старовойтов А.А. обратился в прокуратуру <адрес> с жалобой на действия (бездействие) (Госорган1) по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года, которая была получена прокуратурой <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года, что подтверждается уведомлением о вручении от (ДД.ММ.ГГГГ) и учетной карточкой обращения физических лиц (л.д.9, 20). Из указанной жалобы Старовойтова А.А. следует, что (ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновским районным судом <адрес> было вынесено решение по исковому заявлению (ФИО1) к Старовойтову А. А. об определении порядка общения с ребенком родителя проживающего отдельно и по встречному исковому заявлению Старовойтова Андрея Александровича к (ФИО1) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка и об определении порядка общения родителя с ребенком. (ДД.ММ.ГГГГ) года данное решение вступило в законную силу. В (Госорган2) <адрес> были направлены на исполнение исполнительные листы серии ВС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, серии ВС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, серии ВС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, выданные по гражданскому делу. (ДД.ММ.ГГГГ) судебным приставом-исполнителем (Госорган2) <адрес> (ФИО3), были возбуждены исполнительные производства (№), (№), (№). После вынесения решения суда (ФИО1) изменила фамилию на (ФИО4) (Госорган2) <адрес> располагает сведениями о том, что у должника по исполнительному производству изменилась фамилия, а также располагает копиями подтверждающих документов. Однако, до настоящего времени (Госорган2) <адрес> ни произведена замена фамилии должника в материалах исполнительного производства. Ранее заявитель обращался в (Госорган2) <адрес> с заявлениями о замене фамилии должника в материалах исполнительного производства, но надлежащих мер принято не было. Заявитель полагая, что данные действия (Госорган2) <адрес> нарушают его права, а также затрудняют производство по исполнительным листам, обратился с жалобой на действия (бездействия) (Госорган2) <адрес> по данному факту в (Госорган1) по <адрес>, но никаких мер по данному факту (Госорган1) по <адрес> принято не было. В связи с чем Старовойтов А.А. просил прокуратуру <адрес> провести проверку по указанным фактам в отношении (Госорган1) по <адрес> и принять меры в пределах полномочий для устранения указанных нарушений. В случае необоснованности действий (бездействий) сотрудников (Госорган1) по <адрес>, просил привлечь к ответственности виновных лиц в пределах полномочий, а также сообщить заявителю когда (дату и время), место (точный почтовый адрес), а также у кого (Ф.И.О. сотрудника, его точное положение в здании) и где он может ознакомиться с материалами данного дела. Если ознакомление с материалами дела будет назначено на конкретную дату, то данную дату просил согласовать с ним (л.д.8).

(ДД.ММ.ГГГГ) года исх.(№) прокуратура <адрес> направила для проверки обращение Старовойтова А.А. о бездействии судебных приставов-исполнителей (Госорган2), несогласии с результатами рассмотрения заявления в (Госорган1) по <адрес> руководителю (Госорган1) по <адрес> (ФИО2), с указанием подробно проинформировать прокуратуру области и уведомлении заявителя о результатах рассмотрения обращения. Копия сопроводительного письма для сведения была направлена заявителю Старовойтову А.А. (л.д.8 обор.ст., 19, 21).

Из справки прокуратуры <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) следует, что обращение Старовойтова А.А. было рассмотрено (Госорган1) по <адрес>, и ответ Старовойтову А.А. был дан (ДД.ММ.ГГГГ) года, (ДД.ММ.ГГГГ) информация направлена в прокуратуру области (л.д.18).

Старовойтов А.А. полагает, что действия (бездействия) прокуратуры <адрес> при рассмотрении его заявления от (ДД.ММ.ГГГГ) года, полученного прокуратурой <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года, в части передачи на рассмотрение в (Госорган1) по <адрес> обращения являются незаконными, поскольку не соответствуют действующему законодательству РФ.

Суд не может согласиться с позицией заявителя, находит её ошибочной по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» главный судебный пристав субъекта Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта Российской Федерации; организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 2 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В рассматриваемом случае действия прокуратуры <адрес> по направлению жалобы Старовойтова А.А. для рассмотрения руководителю (Госорган1) по <адрес> (ФИО2) совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий прокуратуры, в установленный срок, прав заявителя не нарушают.

Жалоба Старовойтова А.А. не содержит информации о том, что законность оспариваемых действий (бездействия) (Госорган1) по <адрес> проверялась его руководителем, копия ответа (Госорган1) по <адрес>, с которыми заявитель был не согласен, к обращению, поступившему в прокуратуру <адрес>, не прикладывалась, в связи с чем уставить должностное лицо, рассмотревшее его жалобу, не представляется возможным.

Также суд не усматривает бездействия прокуратуры <адрес>, выраженного, по мнению заявителя, в отказе провести проверку по привлечению к ответственности виновных лиц, по основаниям изложенным выше.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что жалоба Старовойтова А.А. была рассмотрена прокуратурой <адрес> в установленный законом срок и своевременно направлена руководителю (Госорган1) по <адрес> для предоставления возможности согласно законодательству РФ использовать полномочия по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов.

В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Заявление о признании незаконными действий (бездействия) прокуратуры <адрес> по передаче на рассмотрение в (Госорган1) по <адрес> его заявления от (ДД.ММ.ГГГГ) года подано Старовойтовым А.А. в суд (ДД.ММ.ГГГГ) года, то есть в предусмотренный законом срок для обжалования.

В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления, так как приходит к выводу о том, что в действиях прокуратуры <адрес> суд отсутствуют нарушения действующего законодательства Российской Федерации, равно как и нарушения прав, свобод и законных интересов Старовойтова А.А.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Старовойтову А. А. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) прокуратуры <адрес> при рассмотрении заявления от (ДД.ММ.ГГГГ) года и обязании принять надлежащие меры по рассмотрению заявления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.

Судья                                                                                       Н.А.Малютина

Мотивированное решение

изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ) года

2-880/2015 (2-5664/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старовойтов А.А.
Другие
Воронежская областная прокуратура
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
kominternovsky.vrn.sudrf.ru
15.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Передача материалов судье
15.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2015Предварительное судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
26.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее