Решение по делу № 2-644/2022 от 31.03.2022

Дело

УИД 21RS0-59

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                <адрес>

Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда ФИО1 Республики гражданское дело по иску Мельниковой М.К.А. к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,

у с т а н о в и л :

Мельникова К.А. посредством своего представителя ФИО9, действующей на основании доверенности с правом подписывать и предъявлять исковое заявление, обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что постановлением администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет граждан, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно письму администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ М.К.А. относится категории лиц из числа детей-сирот, поскольку ее мать - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении в графе «отец» стоит прочерк.

Мельникова К.А. не имеет постоянного места жительства, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>, <адрес>, в жилом доме у приемной матери (опекуна), и является студенткой Канашского медицинского колледжа, состоит на полном государственном обеспечении, временно проживает на съёмных квартирах.

Истец Мельникова К.А. и её представитель Дорничева А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; согласно поступившему в суд заявлению представитель истца Дорничева А.В. просила рассмотреть дело без её участия в судебном заседании, поддержав исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО1 Республики, извещенный о месте и времени судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в судебное заседание не явился; представил возражение на исковое заявление (л.д.), согласно которому администрация <адрес> ФИО1 Республики просит в удовлетворении иска отказать, указывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденном главой администрации <адрес> ФИО1 Республики, Мельникова К.А. числится под номером . Жилое помещение специализированного жилищного фонда М.К.А. будет предоставлено в порядке очередности, и у неё права на внеочередное предоставление жилого помещения, ранее иных лиц, подавших аналогичные заявления, отсутствуют. Удовлетворение иска и предоставление ей жилья влечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые включены в список детей-сирот раньше М.К.А.

Представители третьих лиц: Министерства финансов ФИО1 Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон и представителей третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тесту - ЖК РФ)).

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения предусмотрены в части 2 статьи 23.1 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории ФИО1 Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном ФИО1 Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона ФИО1 Республики полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями ФИО1 Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Мельникова К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет (л.д.).

Постановлением главы администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова К.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. (оборотная сторона)).

Мельникова К.А. зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что подтверждается копией паспорта (л.д.), адресной справкой (л.д), и ей какие-либо объекты недвижимости на правах собственности не принадлежат (л.д).

Из выписки из похозяйственной книги Вутабосинского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в домохозяйстве по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, проживают: ФИО5 и ФИО6 (л.д.), указанное домовладение принадлежит на праве собственности ФИО5 (л.д.).

Из постановления главы администрации Вутабосинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в Вутабосинском сельском поселении <адрес> Чувашкой Республики» усматривается, что утверждены учетная норма площади жилья в количестве 14 кв.м общей площади жилого помещения и норма предоставления жилого помещения в количестве 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.).

Малолетняя М.К.А. передана на воспитание опекуну ФИО6 (л.д.).

Согласно наследственному делу опекун ФИО6 от имени малолетней ФИО4 подала заявление о принятии наследства по закону на все денежные средства, внесенные вклады или находящиеся на любых других счетах в любых учреждениях Сбербанка, а также причитающиеся по ним проценты и компенсации (л.д.).

Из постановления и.о. главы администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья за малолетней М.К.А., ДД.ММ.ГГГГ» усматривается, что связи с передачей малолетней М.К.А. на воспитание в приемную семью ФИО6 за ней закреплено право пользования жилой площадью по адресу: ФИО1 Республика, <адрес> (л.д.).

Согласно справке администрации Шихазанского сельского поселения ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова К.А. с ДД.ММ.ГГГГ не проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

<адрес> жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО1 Республика, <адрес>, составляет 48,9 кв.м.

Постановлением администрации Шихазанского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в Шихазанском сельском поселении <адрес> ФИО1 Республики» установлена учетная норма в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, и норма предоставления жилого помещения в количестве 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех человек и более.

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> Чувашской Республики возложена обязанность предоставить ФИО7 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления (л.д.). Данное решение исполнено, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) и актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Действующее законодательство не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий. При это отсутствие законодательно определенного срока, в течение которого данной категории граждан должно предоставляться такое жилое помещение, должно толковаться не иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, а отсутствие у органа местного самоуправления необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности в отношении истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Мельникова К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Мельниковой М.К.А. к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> ФИО1 Республики предоставить Мельниковой М.К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО1 Республики через Канашский районный суд ФИО1 Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                                Б.З. Орлов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дело

УИД 21RS0-59

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                <адрес>

Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда ФИО1 Республики гражданское дело по иску Мельниковой М.К.А. к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,

у с т а н о в и л :

Мельникова К.А. посредством своего представителя ФИО9, действующей на основании доверенности с правом подписывать и предъявлять исковое заявление, обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что постановлением администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет граждан, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно письму администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ М.К.А. относится категории лиц из числа детей-сирот, поскольку ее мать - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении в графе «отец» стоит прочерк.

Мельникова К.А. не имеет постоянного места жительства, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>, <адрес>, в жилом доме у приемной матери (опекуна), и является студенткой Канашского медицинского колледжа, состоит на полном государственном обеспечении, временно проживает на съёмных квартирах.

Истец Мельникова К.А. и её представитель Дорничева А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; согласно поступившему в суд заявлению представитель истца Дорничева А.В. просила рассмотреть дело без её участия в судебном заседании, поддержав исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО1 Республики, извещенный о месте и времени судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в судебное заседание не явился; представил возражение на исковое заявление (л.д.), согласно которому администрация <адрес> ФИО1 Республики просит в удовлетворении иска отказать, указывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденном главой администрации <адрес> ФИО1 Республики, Мельникова К.А. числится под номером . Жилое помещение специализированного жилищного фонда М.К.А. будет предоставлено в порядке очередности, и у неё права на внеочередное предоставление жилого помещения, ранее иных лиц, подавших аналогичные заявления, отсутствуют. Удовлетворение иска и предоставление ей жилья влечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые включены в список детей-сирот раньше М.К.А.

Представители третьих лиц: Министерства финансов ФИО1 Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон и представителей третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тесту - ЖК РФ)).

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения предусмотрены в части 2 статьи 23.1 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории ФИО1 Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном ФИО1 Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона ФИО1 Республики полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями ФИО1 Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Мельникова К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет (л.д.).

Постановлением главы администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова К.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. (оборотная сторона)).

Мельникова К.А. зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что подтверждается копией паспорта (л.д.), адресной справкой (л.д), и ей какие-либо объекты недвижимости на правах собственности не принадлежат (л.д).

Из выписки из похозяйственной книги Вутабосинского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в домохозяйстве по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, проживают: ФИО5 и ФИО6 (л.д.), указанное домовладение принадлежит на праве собственности ФИО5 (л.д.).

Из постановления главы администрации Вутабосинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в Вутабосинском сельском поселении <адрес> Чувашкой Республики» усматривается, что утверждены учетная норма площади жилья в количестве 14 кв.м общей площади жилого помещения и норма предоставления жилого помещения в количестве 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.).

Малолетняя М.К.А. передана на воспитание опекуну ФИО6 (л.д.).

Согласно наследственному делу опекун ФИО6 от имени малолетней ФИО4 подала заявление о принятии наследства по закону на все денежные средства, внесенные вклады или находящиеся на любых других счетах в любых учреждениях Сбербанка, а также причитающиеся по ним проценты и компенсации (л.д.).

Из постановления и.о. главы администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья за малолетней М.К.А., ДД.ММ.ГГГГ» усматривается, что связи с передачей малолетней М.К.А. на воспитание в приемную семью ФИО6 за ней закреплено право пользования жилой площадью по адресу: ФИО1 Республика, <адрес> (л.д.).

Согласно справке администрации Шихазанского сельского поселения ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова К.А. с ДД.ММ.ГГГГ не проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

<адрес> жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО1 Республика, <адрес>, составляет 48,9 кв.м.

Постановлением администрации Шихазанского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в Шихазанском сельском поселении <адрес> ФИО1 Республики» установлена учетная норма в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, и норма предоставления жилого помещения в количестве 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех человек и более.

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> Чувашской Республики возложена обязанность предоставить ФИО7 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления (л.д.). Данное решение исполнено, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) и актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Действующее законодательство не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий. При это отсутствие законодательно определенного срока, в течение которого данной категории граждан должно предоставляться такое жилое помещение, должно толковаться не иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, а отсутствие у органа местного самоуправления необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности в отношении истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Мельникова К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Мельниковой М.К.А. к администрации <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> ФИО1 Республики предоставить Мельниковой М.К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО1 Республики через Канашский районный суд ФИО1 Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                                Б.З. Орлов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-644/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Орлов Борис Зинонович
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
31.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
15.06.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
16.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
07.07.2022Дело оформлено
23.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее