Решение по делу № 2-1264/2023 от 27.01.2023

Дело №2-1264/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М    Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

03 мая 2023 года                                г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего – Злотникова В.Я.,

при секретаре – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> к ФИО1, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> обратился в суд с иском к ответчику ФИО1, в котором просит взыскать с ответчика меру социальной поддержки «Денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 384,07 руб.

Требования мотивированы тем, что ответчик состояла на учете у истца    как получатель вышеуказанной меры социальной поддержки в связи с нахождением в приемной семье ФИО7 несовершеннолетней ФИО7 (Коноплевой) Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По заявлению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена мера социальной поддержки «Денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям» по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась к истцу с заявлением о прекращении указанной выплаты в связи с поступлением ФИО4 в высшее учебное заведение на бюджет и перевод на полное государственное обеспечение. При этом, согласно поступившей истцу информации, ФИО4 была зачислена на полное государственное обеспечение в ВУЗ с ДД.ММ.ГГГГ. Истец указывает, что вследствие несвоевременного извещения ответчиком истца о наступивших обстоятельствах, влияющих на выплату пособия, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику необоснованно была выплачена мера социальной поддержки «Денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям» в сумме 91 384,07 руб., в добровольном порядке ответчик отказывается возвратить данную сумму, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (л.д.71).

В судебное заседание истец явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель истца направил в суд заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание также не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, представила в материалы дела заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении иска, поскольку высшее учебное заведение, куда поступила на обучение ФИО4 не является образовательной, медицинской организацией, учреждением социального обслуживания, обеспечивающим временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оно не берет несовершеннолетних под надзор, не выполняет обязанности опекуна или попечителя, а лишь оказывает меры материальной поддержки, что не является основанием для прекращения исполнения функций установленного ранее опекунства либо попечительства.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.

Суд, исследовав собранные по делу доказательства, считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами.

Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

Указанные правила вытекают из части 1 статьи 17 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Согласно пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 данного Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Частью 10 статьи 12 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ЗРК "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в <адрес>" определено, что порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и принятым в приемную семью, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, определяется нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 683 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям (далее – Порядок).

В соответствии с п.3.1 Порядка денежное вознаграждение назначается приемному родителю, опекуну или попечителю, осуществляющему опеку или попечительство на возмездной основе (далее - приемному родителю), на которого возложены обязанности опекуна или попечителя ребенка.

Денежное вознаграждение назначается с даты заключения договора о приемной семье (о передаче ребенка под возмездную форму опеки) (пункт 3.3 Порядка).

Согласно п.3.4 Выплата денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, прекращается по решению органа труда и социальной защиты населения со дня, следующего за тем, в котором возникли соответствующие обстоятельства, указанные в пункте 2.7 настоящего Порядка.

В подпункте 2.7.5 пункта 2.7 Порядка указано, что основанием для прекращения выплаты ежемесячной помощи является:

- перевод (устройство) подопечного на обучение на полное государственное обеспечение в образовательные, медицинские организации, в том числе в федеральные образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной помощи государства;

Также в пункте 2.7 Порядка определено, что в случае возникновения обстоятельств, вследствие которых может быть прекращена выплата ежемесячной помощи, ее получатели обязаны в пятидневный срок сообщить об этом в орган труда и социальной защиты населения.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм социальной выплаты в виде денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, опекунам или попечителям.

С учетом того, что действующим законодательством Российской Федерации гарантируется право опекуна на получение причитающегося ему денежного вознаграждения, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ малолетняя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в приемную семью ФИО6 и ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и приемными родителями ФИО6, ФИО1 заключен Договор о приемной семье по условиям которого приемные родители приняли на воспитание в приемную семью с установлением опеки над несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11-13).

В пункте 2.3 Договора стороны определили, что приемные родители получают денежные средства на содержание ребенка.

На основании заявления ФИО1 (л.д.14) принято решение о назначении ей меры социальной поддержки «Денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Согласно свидетельства о перемене имени ФИО5 переменила фамилию на ФИО7 (л.д.19).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась к истцу с заявлением о прекращении выплаты на содержание ребенка ФИО4 в связи с поступлением в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» и переводом на полное государственное обеспечение (л.д.20).

Из сообщения проректора ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 является студентом 1 курса очной бюджетной формы обучения, дата начала обучения с ДД.ММ.ГГГГ, находится на полном государственном обучении (л.д.31).

Согласно справки о стипендии и других доходах за сентябрь 2021 – ноябрь 2021 ФИО4 Университетом выплачивалась стипендия с сентября по ноябрь 2021 года в сумме по 6 865 руб. ежемесячно, также ей выплачена денежная компенсация на приобретение продуктов питания в сентябре 2021 года – 12 990 руб., в октябре 2021 года – 13 423 руб., в ноябре 2021 года – 12 990 руб., а также в сентябре 2021 года выплачена компенсация для приобретения комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря в сумме 7 719,46 руб. (л.д.21).

Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены переплаты ответчику двух видов социальных выплат:

- МСП «Ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях» в сумме 92 367,80 руб.;

- МСП «Денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям» в сумме 91 384,07 руб. (л.д.6).

Согласно копии квитанции от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 погасила переплату в сумме 92 367,80 руб. (л.д.53), о чем также указано истцом в иске.

ДД.ММ.ГГГГ1 года ответчик обратилась в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» с заявлением в котором указала, что в декабре ей стало известно, со слов своего подопечного ребенка, что последняя переведена на полное государственное обеспечение, при этом заявление на перевод ребенка на полное государственное обеспечение ответчик не писала. В связи с этим, ответчик просила сообщить ей суммы назначенных мер социальной поддержки, а в случае, если информация ошибочна и ребенок не находится на государственном обеспечении – предоставить соответствующую справку (л.д.52).

Согласно копии ответа проректора ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ на письмо ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 имеет право на полное государственное обеспечение как ребенок-сирота и обеспечивается денежной компенсацией для приобретения продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).

Из содержания вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что получатель ежемесячной помощи обязан в пятидневный срок сообщить о возникновении обстоятельств, вследствие которых может быть прекращена выплата ежемесячной помощи.

При этом, что ни в статьях 36, 37 Гражданского кодекса РФ, ни в статье 148.1 Семейного кодекса РФ, ни в статье 15 закона "Об опеке и попечительстве", ни в Договоре о приемной семье не содержится обязанности приемных родителей выяснять в образовательном учреждении о том находится ли их ребенок на полном государственном обеспечении.

Поскольку каких-либо доказательств того, что ответчик узнала о нахождении ФИО4 на полном государственном обеспечении ранее ДД.ММ.ГГГГ не представлено, суд полагает, что истцом в материалы дела не предоставлены доказательства недобросовестности действий ответчика, что является необходимым для взыскания с ответчика суммы неосновательного обогащения.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> к ФИО1, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о взыскании денежных средств – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.

     Судья

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1264/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МКУ Департамент труда и социальной защиты
Ответчики
Лунина Любовь Васильевна
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Злотников Василий Яковлевич
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее