55RS0003-01-2021-001688-80
2-197/2022 (2-5155/2021;)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 9 марта 2022 года
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,
при секретаре судебного заседания Зыбаревой Е.В.
с участием помощника судьи Вилкс Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеева В.юА. к Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в трудовой и страховой стаж, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев В.А. обратился в суд с названным иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска, в обоснование указав, что согласно записям в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность. В феврале 2018 года обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ ему назначена минимальная пенсия в размере 8 175,03 рублей. В 2019 году он переехал в <адрес> и обратился к ответчику за разъяснением, поскольку ему было непонятно решение пенсионного фонда. В своем ответе ответчик сообщил, что в его трудовой стаж не были зачтены периоды работы до 1991 года в Республике Казахстан. С данным решением он не согласен. По его данным в трудовой стаж не включены периоды прохождения военной службы в связи с отсутствием военного билета, который был им сдан при выезде из Республики Казахстан на ПМЖ в Российскую Федерацию. Им была предоставлена справка, подтверждающая период прохождения военной службы. Также в трудовой стаж не были зачтены период обучения в ГПТУ № <адрес> СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Восточно-Джазказганском руднике в качестве электросварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8» в качестве электросварщика, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказгангеология» в качестве газоэлектросварщика, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8» в качестве электросварщика. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Восточно-Джазказганском руднике АО «Жезказганцветмет» в качестве электросварщика. В страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Б-Сервис» в качестве газоэлектросварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОО Корпорация «Казахмыс» в качестве газоэлектросварщика, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Жезказганском филиале ПХВ «ПВАСС» комитета Индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК. Указанные периоды не включены в стаж, поскольку невозможно определить уплату страховых взносов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия с просьбой включить вышеуказанные периоды в стаж и произвести перерасчет пенсии. Ответчиком отказано, в связи с тем, что истец не может подтвердить вышеуказанный стаж архивными справками. Исключение названных периодов считает незаконным, просит обязать ответчика включить в трудовой стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение ГПТУ № <адрес> Совета Министров ССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождение военной службы; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Восточно-Джазказганском руднике в качестве электросварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8» в качестве электросварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказгангеология» в качестве газоэлектросварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8» в качестве электросварщика; обязать ответчика включить в страховой стаж следующие периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Б-Сервис» в качестве газоэлектросварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОО Корпорация «Казахмыс в качестве газоэлектросварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Жезказганском филиале ПХВ «ПВАСС» комитета Индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК; взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в качестве компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг 25 300 рублей, расходы на оплату доверенности 2 100 рублей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУ УПФР в Вельском районе Саратовской области.
В дальнейшем в связи с реорганизацией ответчика и третьего лица с согласия истца произведена замена ГУ Управление ПФ РФ в Ленинском АО г. Омска его правопреемником ГУ Отделение ПФ РФ по Омской области, ГУ УПФР в Вельском районе Саратовской области его правопреемником ГУ Отделение ПФ РФ по Саратовской области.
Истец Тимофеев В.А., его представитель Кривоносова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ Отделение ПФ РФ по Омской области Сажина Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Третье лицо ГУ Отделение ПФ РФ по Саратовской области представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором указало на обоснованность принятого ГУ УПФР в Вельском районе Саратовской области, приведя доводы, изложенные в решении территориального органа пенсионного фонда РФ.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, пенсионного дела истца, проверив доводы сторон, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закона о страховых пенсиях, в редакции, действующей на дату обращения с заявлением к ответчику) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 5 Правил №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил №1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4,5,6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 №555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 №553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17.11.2014 №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункту 22 Правил №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил №884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил №884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в страховой стаж), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из материалов дела следует, что по заявлению Тимофеева В.А. в ГУ УПФР в Вольском районе Саратовской области ему с 04.04.2018 назначена страховая пенсия по старости общих основаниях в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Оценивая пенсионные права истца, ответчик определил продолжительность его страхового стажа по имеющимся документам равным 13 лет 11 месяцев 2 дня.
При этом в стаж при установлении пенсии включен период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Тимофеев В.А. выражает несогласие с продолжительностью страхового стажа, определенной территориальными органом пенсионного фонда.
Из трудовой книжки, выданной на имя Тимофеева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, чтоДД.ММ.ГГГГ он принят в СУ Медьстрой электросварщиком по третьему разряду, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, 14.091979 принят в Строительное управление Медьстрой электросварщиком по третьему разряду, уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят респираторщиком по обслуживанию подземных шахт в 27 военизированный горноспасательный отряд р-к Джезказган, ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом на ВДР, ДД.ММ.ГГГГ принят в Джезказганский рудник на шахту 57 подземным электросварщиком по третьему разряду переводом, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят на Завод горношахтного оборудования АО «Жезказганцветмет» им. ФИО8 электросварщиком 3 разряда в сборочный цех, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принят по контракту газоэлектросварщиком 3 разряда с испытательным сроком 2 месяца в АО «Жезказгангеология», уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят на шахту № свинарем подсобного хозяйства в Восточно-Жезказганский рудник АО «Жезказганцветмет им. ФИО8», ДД.ММ.ГГГГ переведен электрогазосварщиком по четвертому разряду подземного участка на шахту №; ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный трудовой договор расторгнут в связи с переездом в другую местность; ДД.ММ.ГГГГ принят в ТОО «Б-Сервис» газоэлектросварщиком третьего разряда р/п № СЦ «Белаз», 27.10.2006трудовой договор расторгнут, 01. 11.2006 принят в ТОО «Корпорация «Казахмыс» на Завод горно-шахтного оборудования в СЦ «Белаз» электросварщиком по третьему разряду, ДД.ММ.ГГГГ уволен согласно пп. 6 п. 1 ст. 54 Трудового кодекса Республики Казахстан, ДД.ММ.ГГГГ принят в филиал респираторщиком в филиал РГКП «ЦШПВАСС» Министерства по инвестициям и развитию РК, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по соглашению сторон.
Согласно архивным справкам, выданным филиалом ТОО «Корпорация Казахмыс» - Производственным объединением «Жезказганцветмет» Тимофеев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения работал:
- на Восточно-Жезказганском руднике Научно-производственного объединения «Джезказганцветмет», с ДД.ММ.ГГГГ принят на шахту 57 подземным электросварщиком I- разряда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), уволен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию (приказ об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ). За вышеуказанные периоды работы в отпуске без сохранения заработной платы, в ученическом отпуске не был, простоев производства не было (л.д. 58,61);
- на Восточно-Жезказганском руднике Акционерного общества «Жезказганцветмет», с ДД.ММ.ГГГГ принят свинарем подсобного хозяйства шахты 57 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведен электросварщиком 4 разряда шахты 57 (приказ №к от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переездом в другую местность (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). За вышеуказанные периоды работы в отпуске без сохранения заработной платы, в ученическом отпуске не был, простоев производства не было (л.д. 62);
- на Заводе горно-шахтного оборудования, с ДД.ММ.ГГГГ принят подземным электрогазосварщиком по третьему разряду ремонтного пункта № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ переведен подземным электрогазосварщиком по третьему разряду ремонтного пункта «Белаз» (приказ № к от ДД.ММ.ГГГГ), уволен с ДД.ММ.ГГГГ за прогулы (приказ № к от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 60,63).
В названные периоды истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, с которой производились необходимые отчисления на государственное социальное страхование, а с ДД.ММ.ГГГГ уплачивались обязательные пенсионные взносы (л.д. 64-68).
Согласно справке о переименовании на основании распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № было образовано Джезказганское Рудоуправление. На основании распоряжения Карагандинского Совнархоза № от ДД.ММ.ГГГГ на базе Джезказганского Рудоуправления образован Джезказганский ордена Ленина горно-металлургический комбинат имени ФИО8 и перешел в непосредственное подчинение к Управлению цветной металлургии Совета народного хозяйства Карагандинского экономического административного района. На основании Постановления Совета Министров Казахской ССР от ДД.ММ.ГГГГ № Джезказганский ордена Ленина горно-металлургический комбинат имени ФИО8 Карагандинского СНХ переименован в Государственное Научно-производственное объединение «Джезказганцветмет». Согласно учредительному договору от ДД.ММ.ГГГГ государственное научно-производственное объединение «Джезказганцветмет» (НПО «Джезказганцветмет») преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Жезказганцветмет». В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Акционерное общество открытого типа «Жезказганцветмет» переименовано в Акционерное общество «Жезказганцветмет». Решением общего собрания акционеров, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, Акционерное общество «Жезказганцветмет» переименовано в Акционерное общество открытого типа (АООТ) «Корпорация Казахмыс». Управление юстиции Карагандинской области свидетельство о государственной перерегистрации юридического лица 4375-1930-110 от ДД.ММ.ГГГГ. Решением общего собрания акционеров, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, Акционерное общество открытого типа «Корпорация Казахмыс» переименовано в Открытое акционерное общество (ОАО) «Корпорация Казахмыс» (свидетельство о перерегистрации от ДД.ММ.ГГГГ №- АО). Изменение оттиска печатей в связи с переименованием не проводилось. На основании решения общего собрания акционеров, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной перерегистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № АО Открытое акционерное общество (ОАО) «Корпорация Казахмыс» переименовано в Акционерное общество «Корпорация Казахмыс». На основании Протокола № заседания Правления АО «Корпорация Казахмыс» от ДД.ММ.ГГГГ в составе АО «Корпорация Казахмыс» образован филиал - «Жезказганский горно-металлургический комбинат АО «Корпорация Казахмыс» (ЖГМК). На основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № - ТОО (ИУ) Акционерное общество (АО) «Корпорация Казахмыс» переименовано в Товарищество с ограниченной ответственностью «Корпорация Казахмыс». Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Правления ТОО «Корпорация Казахмыс» принято решение переименовать филиал товарищества с ограниченной ответственностью «Корпорация Казахмыс- Жезказганский горно-металлургический комбинат» в филиал ТОО «Корпорация Казахмыс» - Производственное объединение «Жезказганцветмет».
Согласно архивной справке Коммунального государственного учреждения «Государственный архив <адрес>» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области в документах архивного фонда АО «Жезказгангеология» имеются сведения о принятии Тимофеева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принят по контракту в ЖКХ газоэлектросварщиком 3 разряда с испытательным сроком на 2 месяца с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) и увольнении Тимофеева В.А. – газоэлектросварщика по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 76).
В справке Карагандинского филиала товарищества с ограниченной ответственностью «Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Жезказганском военизированном горноспасательном отряде - филиале Республиканского государственного казённого предприятия «Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, переименованном в Жезказганский филиал Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба» Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, а в настоящее время преобразованном в Жезказганский аварийно-спасательный отряд Товарищества с ограниченной ответственностью «Аварийно-спасательная служба «Серiктес», в качестве горноспасателя по обслуживанию подземных шахт рудников Производственного объединения «Жезказганцветмет» ТОО «Корпорация Казахмыс» в должности респираторщика 3 категории по обслуживанию подземных шахт газоаналитического взвода Жезказганского военизированного горноспасательного отряда (ЖВГСО) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о приёме № л/с от ДД.ММ.ГГГГ); респираторщика 3 категории по обслуживанию подземных шахт взвода рудника Жомарт ЖВГСО с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о переводе № л/с от ДД.ММ.ГГГГ); респираторщика оперативного взвода ЖВГСО по обслуживанию подземных шахт с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о переводе № л/с от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ (приказ об увольнении № л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке о перерегистрации от ДД.ММ.ГГГГ Филиал «Жезказганский военизированный горноспасательный отряд» Республиканского государственного казенного предприятия «Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан перерегистрирован в «Жезказганский военизированный горноспасательный отряд» - филиал Республиканского государственного казенного предприятия «Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Свидетельство об учетной перерегистрации филиала юридического лица №-Ф-л от ДД.ММ.ГГГГ. «Жезказганский военизированный горноспасательный отряд» - филиал Республиканского государственного казенного предприятия «Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно- спасательных служб» Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан перерегистрирован в «Жезказганский военизированный горноспасательный отряд» - филиал Республиканского государственного казенного предприятия «Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), который перерегистрирован в Жезказганский филиал Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба» Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство об учетной перерегистрации филиала юридического лица№-Ф-л от ДД.ММ.ГГГГ). Жезказганский филиал республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба» Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан перерегистрирован в Жезказганский филиал Товарищества с ограниченной ответственностью «Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» (договор № от ДД.ММ.ГГГГ, справка об учетной перерегистрации филиала №-Ф-л от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с решением участников Товарищества с ограниченной ответственностью «Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» (далее ТОО «РЦШ ПВАСС») и приказом ТОО «РЦШ ПВАСС» от ДД.ММ.ГГГГ № Жезказганский филиал ТОО «РЦШ ПВАСС» реорганизован путём слияния к Карагандинскому филиалу ТОО «РЦШ ПВАСС». В связи с реорганизацией предприятие переименовано в Жезказганский аварийно-спасательный отряд Товарищества с ограниченной ответственностью «Аварийно-спасательная служба «Серiктес» ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения на Тимофеева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислялись обязательные пенсионные взносы. Поле период в платежных поручениях для перечисления обязательных пенсионных взносов было введено с июля 2006 года. Для уточнения информации по факту уплаты обязательных пенсионных взносов за указанный период необходимо обратиться на предприятие, производившее перечисления.
Принимая во внимание, что записями в трудовой книжке, а также архивными справками подтверждается факт работы истца в спорные периоды времени, при этом с ДД.ММ.ГГГГ с его заработной платы работодателями исчислялись и уплачивались обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, суд приходит к выводу о наличии основании для включения в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Восточно-Джазказганском руднике Научно-Производственного объединения «Джезказганцветмет»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказгангеология»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Б-Сервис»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО Корпорация «Казахмыс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Жезказганский филиал ПХВ «ПВАСС» Комитета индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, поскольку наличие оснований для их зачета в страховой стаж подтверждено исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Само по себе осуществление трудовой деятельности на территории Республики Казахстан в силу приведенных выше правовых положений не лишает истца права на включение названных периодов в страховой стаж при назначении страховой пенсии на территории Российской Федерации.
Разрешая исковые требования в части включения в общий трудовой стаж периода обучения ГПТУ № <адрес> СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
В период прохождения истцом обучения в Всесоюзной школе по подготовке мастеров для предприятий комбикормовой промышленности Министерства хлебопродуктов СССР до 01 января 1992 года действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590.
В соответствии с подп. «з» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается в том числе, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Таким образом, период обучения истца относится к подлежащим включению в общий трудовой стаж, однако из материалов пенсионного дела усматривается, что указанный период зачтен территориальным органом Пенсионного Фонда РФ в его трудовой стаж и учтен при назначении пенсии. Оснований для его повторного включения в стаж истца и удовлетворения требований в данной части у суда не имеется.
Как следует из материалов пенсионного дела, при оценке пенсионных прав Тимофеева В.А. в его стаж не включен период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ, которая проходила на территории Казахской ССР.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Республиканским государственным учреждением «Отдел по делам обороны <адрес>» Министерства обороны Республики Казахстан гражданину, выезжающему за пределы Республики Казахстан на постоянное местожительство, Тимофеев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил действительную военную службу в вооруженных силах Совета Министров ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть № в должности командира отделения, воинское звание младший сержант, был призван на военную службу Никольским ГВК <адрес>, снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ, военный билет серия НС № оставлен для хранения в ОДО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения Тимофеевым В.А. действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Казахская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (29.05.1977 по 07.06.1979) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. №-VII «О всеобщей воинской обязанности».
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Таким образом, и законодательство, действовавшее в период прохождения истцом двоенной службы, и действующее в настоящее время законодательство предусматривает включение в стаж периода прохождения военной службы.
При этом Тимофеев В.А. в настоящее время уже является получателем пенсии по старости, однако его пенсионные права оценены и пенсия назначена ему без учета указанного периода.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При установлении пенсии ее расчет всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту.
При таком положении, зачет периода прохождения действительной военной службы в общий трудовой стаж имеет значение при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В приведенной связи суд полагает необходимым исковые требования Тимофеева В.А. в данной части удовлетворить, включив в его общий трудовой стаж период прохождения военной службы в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1099 Гражданского кодекса РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Правовое регулирование отношений, связанных с основаниями возникновения и порядка реализации прав граждан на пенсионное обеспечение осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нормами которых ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за несвоевременную выплату пенсии (либо невыплату в полном объеме) не предусмотрена.
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
С учетом изложенного в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 88, ст.94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым в частности относятся расходы на оплату услуг представителей и другими расходы, признанные судом необходимыми.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, органы Пенсионного Фонда Российской Федерации не освобождены от возмещения стороне, выигравшей спор, судебных расходов.
Как разъяснено в абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.
Принимая во внимание, что предметом спора были неимущественные требования истца, решение состоялось в пользу истца, истец имеет право на возмещение судебных расходов.
Как следует из разъяснений, данных в п.п. 11 - 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В обоснование требований о возмещении судебных расходов истцом представлены договоры об оказании юридических услуг №-ОМСК-ПД от ДД.ММ.ГГГГ и №-ОМСК-ПД от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные с ООО «Адвоклад Омск» в лице ФИО9, действующей на основании доверенности, по условиям которого исполнитель обязался оказать заказчику юридические услуги в виде подготовке заявления в ПФР ЛАО г. Омска о перерасчете пенсии и включении в пенсионный стаж, отправка заявления по почте, похода в ПФР ЛАО г. Омска для получения ответа на подготовленную претензию, подготовке искового заявления о перерасчете пенсии и представительство в суде, стоимость услуг по договорам составила 7 100 рублей и 18 200 рублей соответственно, всего 25 300 рублей.
Согласно актам оказанных услуг по договору №-ОМСК-ПД от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ исполнителем оказаны услуги в виде консультации и анализа документов, подготовке претензии в ПФР ЛАО г. Омска о перерасчете пенсии и включении в пенсионный стаж, отправка претензии по почте.
За оказанные услуги истцом оплачено 26 000 рублей, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства интересы Тимофеева В.А. представляла Кривоносова Е.В., участвовавшая в судебных заседаниях по делу.
Применительно к положениям ст. 100 ГПК РФ, соотнося заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя с объемом защищенного права, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, объем фактически выполненной представителем истца работы, его временные и интеллектуальные затраты, сложность спора, правовою позицию сторон в ходе его рассмотрения, содержание составленных им процессуальных документов, сложность и объем материала, изучение которого требовалось для их составления, размер вознаграждения, обычно получаемый за аналогичные услуги, а также возражения ответчика относительно заявленной истцом суммы, суд полагает возможным заявленные требования о возмещении судебных расходов удовлетворить частично, взыскав в пользу истца 5 000 рублей, считая данную сумму соответствующей принципу разумности.
Кроме того Тимофеевым В.А. заявлены требования о возмещении расходов на составление доверенности в размере 2 100 рублей.
Как указано в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Поскольку представленная по настоящему делу доверенность (лд. 133) составлена на общее представительство интересов заявителя, а не по конкретному делу, выдана за несколько месяцев до обращения истца в суд, допускает возможность ее использования в иных правоотношениях, выходящих за пределы рассматриваемого судом спора, основания для возмещения расходов по ее нотариальному удостоверению у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимофеева В.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области включить в общий трудовой стаж Тимофеева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения период прохождения военной службы в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области включить в страховой стаж Тимофеева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Восточно-Джазказганском руднике Научно-Производственного объединения «Джезказганцветмет»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказгангеология»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Жезказганцветмет им ФИО8»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Б-Сервис»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО Корпорация «Казахмыс»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Жезказганский филиал ПХВ «ПВАСС» Комитета индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области в пользу Тимофеева В.А. в счет возмещения судебных расходов 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Савчук
Мотивированный текст решения изготовлен 16 марта 2022 года.
Судья А.Л. Савчук