УИД: 76RS0014-02-2019-000295-62
дело № 12-306/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 17 июля 2019 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Козлов А.Ю.,
при секретаре Шамариной А.А.,
рассмотрев жалобу мэрии города Ярославля, адрес местонахождения: г. Ярославль, ул. Андропова, д.6, в лице представителя (защитника) по доверенности Вдовиной Л.Н., на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением зам. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 № 100 от 07.05.2019 г. мэрия г. Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Из постановления следует, что в межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство № 16623/16/76025-ИП, возбужденное 17.06.2013 г. на основании исполнительного документа, выданного на основании решения Кировского районного суда г. Ярославля по гражданскому делу № 2-1726/2012, вступившему в законную силу 18.10.2012 г., которым на должника – мэрию г. Ярославля возложена обязанность в срок до 01.07.2013 г. обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № 302, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д.79, д.57, п. 2-4, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время, с восстановлением работоспособности систем вентиляции, водоснабжения, энергоснабжения и канализации; укомплектованием пожарного щита; восстановлением герметичности защитного сооружения, окраской металлических дверей и труб инженерных систем; окраской стен потолков и перегородок защитного сооружения; размещением в защитном сооружении документации, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ № 583 от 15.12.2002 г.
Постановление о возбуждении исполнительного производства 17.07.2013 г. вручено должнику.
26.08.2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника мэрии г. Ярославля исполнительского сбора.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава от 05 июня 2016 г. мэрия г. Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
06.12.2018 г. должнику вручено постановление от 03.12.2018 г. о назначении нового срока исполнения до 01.02.2019 г. Должник поставлен в известность о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 105, ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении требований исполнительного документа неимущественного характера после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин к должнику будут применены штрафные санкции, предусмотренные ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Извещение о явке для составления протокола об административном правонарушении получено должником 18.04.2019 г., определение о назначении времени и места рассмотрения дела вручено должнику 06.05.2019 г.
При составлении протокола об административном правонарушении от 23.04.2019 г. и при рассмотрении дела представитель должника мэрии г. Ярославля не присутствовал.
Копия постановления по делу об административном правонарушении от 07.05.2019 г. № 100 получена мэрией города Ярославля 21.05.2019 г.
В установленный законом срок мэрия г. Ярославля обратилась в суд с жалобой, просит отменить постановление зам. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 № 100 от 07.05.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В жалобе указано, что постановление № 100 от 07.05.2019 г. вынесено за рамками трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку после вынесения постановления об установлении нового срока исполнения от 29.08.2017 г. прошло больше года. Постановление не основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, не установлено, что у мэрии города Ярославля имелась возможность для выполнения требования судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, но мэрией города не были приняты все зависящие от нее меры по его соблюдению. Мэрией города Ярославля был составлен план-график выполнения решения Кировского районного суда г. Ярославля о проведении ремонтных работ в защитных сооружениях города, учитывая их большое количество и значительные потребности в денежных средствах. Так, ремонт защитного сооружения № 302 планировался на 2027 год, однако по результатам инвентаризации оно предложено на списание. Тем не менее, мэрией города Ярославля была разработана необходимая документация для размещения в данном защитном сооружении (паспорт убежища, журнал проверки состояния убежища, сигналы оповещения гражданской обороны и т.д.) Сведения эти были предоставлены мэрией города Ярославля судебному приставу-исполнителю, но не были учтены при вынесении постановления. 31.07.2015 г. вступили в силу изменения в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Кроме того, судебный пристав-исполнитель в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве», исходя из специфики предмета исполнения - проведение работ по ремонту защитного сооружения, а также исходя из правового положения должника - органа местного самоуправления, обязанного законодательством к выполнению конкурсных процедур при расходовании бюджетных средств, вправе определить этапность выполнения работ по исполнению судебного решения и установить для каждого из этапов разумный срок его выполнения, контролировать исполнение данных сроков и принимать установленные законом меры в случае их нарушения должником. Помимо этого мэрия города Ярославля считает, что при формальном нарушении установленного срока само по себе это нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, а потому является малозначительным.
В судебном заседании защитник мэрии города Ярославля Вдовина Л.Н., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, дополнительно указала, что вина мэрии г. Ярославля в умышленном нарушении срока исполнения решения суда не установлена, состав административного правонарушения отсутствует. В июне 2019 г. приказом департамента строительства Ярославской области создана комиссия по снятию с учета защитных сооружений, по результатам деятельности которой планируется передать все защитные сооружения в областную собственность. Судебному приставу-исполнителю неоднократно направляли сведения об отсутствии достаточного финансирования для восстановления всех защитных сооружений, о списании данного убежища, передаче в областную собственность. Предоставленная должником информация к материалам исполнительного производства не приобщается, в приостановлении исполнительного производства было отказано.Должностное лицо межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом.
Жалоба мэрии г. Ярославля рассмотрена при имеющейся явке.
Выслушав объяснения защитника, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области 03.12.2018 года было вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в котором установлен должнику срок для исполнения требований исполнительного документа до 01.02.2019 года.
Данное постановление о назначении нового срока исполнения получено мэрией г. Ярославля 06.12.2018 года.
Срок давности привлечения мэрии города Ярославля к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в силу ст.4.5 КоАП РФ составляет один год и на момент вынесения обжалуемого постановления от 07.05.2019 г. не истек. Доводы жалобы мэрии города Ярославля в этой части являются необоснованными.
Вместе с тем, обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии в действиях мэрии г. Ярославля состава административного правонарушения.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, то есть до 01.02.2019 г., требования исполнительного документа не исполнены, должником не представлены доказательства, устанавливающие уважительные причины нарушения установленного срока, а также документы, подтверждающие исполнение решения суда, либо принятие каких-либо мер, направленных на исполнение решения суда.
Мэрии города Ярославля вменяется в вину неисполнение неимущественных требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Между тем, в нарушение требований ст. 29.10 КоАП РФ постановление № 100 от 07.05.2019 г. не содержит указания на установление факта неисполнения требований исполнительного документа мэрией города Ярославля во вновь назначенный срок и на доказательства, которыми подтверждается данное обстоятельство.
В материалах исполнительного производства также отсутствуют данные о том, что после привлечения мэрии города Ярославля к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ проводилась проверка факта исполнения решения суда от 02.08.2012 г. Объяснений по данным обстоятельствам у должника не истребовано; факт неисполнения и причины неисполнения решения суда, а также существование возможности исполнения решения суда с учетом недостаточности финансирования и решения органа местного самоуправления о списании защитного сооружения гражданской обороны, согласно материалам дела об административном правонарушении, не устанавливались.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо прочего, виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Защитник мэрии г. Ярославля Вдовина Л.Н. помимо прочего ссылалась на то, что мэрией города Ярославля предпринимаются действия по организации торгов, однако заявки на участие в торгах не поступают. Исполнение органом местного самоуправления требований исполнительного документа должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающими продолжительную по времени процедуру заключения муниципального контракта.
Указанные обстоятельства не были учтены при вынесении постановления № 100 от 07.05.2019 г. Наличие возможности у мэрии города Ярославля исполнить требования исполнительного документа в установленный срок, который составляет два месяца - с 06.12.2018 г. по 01.02.2019 г., начальником отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области при рассмотрении дела об административном правонарушении не проверялось.
С учетом объема требований исполнительного документа, положений законодательства о порядке заключения контрактов органом местного самоуправления, предусматривающем конкурентные способы закупок, продолжительности процедуры закупок, прихожу к выводу, что срок, установленный постановлением от 07.05.2019 г., не являлся разумным и достаточным; неисполнение решения суда в этот срок было обусловлено объективными причинами.
При изложенных обстоятельствах вины мэрии г. Ярославля в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имеется.
Таким образом, в действиях мэрии г. Ярославля отсутствует субъективная сторона как необходимый элемент состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, постановление по делу об административном правонарушении от 07.05.2019 г. № 100 зам. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15. КоАП РФ, в отношении мэрии г. Ярославля – прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 от 07 мая 2019 г. № 100 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении мэрии г. Ярославля отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья А.Ю.Козлов