61RS0021-01-2024-00164-07
Дело № 2-467/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2024 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бабиной С.А.,
при секретаре Черненко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Ростовской области к Алимову А.У.О. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство здравоохранения Ростовской области обратилось в суд с исковым заявлением к Алимову А.У.О. о взыскании денежных средств, указывая, что в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 года № 654 «Об утверждении программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» между министерством здравоохранения Ростовской области и Алимовым А.У.О. заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты от 19 октября 2020 года № №., в соответствии с которым ответчику из средств областного бюджета была предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 750 000,00 руб.
Согласно п. п. 3.1.1 п.3 договора ответчик обязан отработать пять лет по основному месту работы в МБУЗ <адрес>. Однако трудовые отношения с данным работодателем прекращены ранее установленного срока 30 июля 2023 года.
В соответствии с пп.3.1.3 п.3 договора в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока ответчик обязан возвратить в бюджет Ростовской области в течение 30 календарных дней часть единовременной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, то есть произвести возврат 333 102,03 руб. в срок по 30 августа 2023 года. Однако, возврат названных денежных средств до настоящего времени не произведен.
Согласно п.п. 4.2 п. 3 договора за нарушение сроков, предусмотренных п.п. 3.1.3 п. 3 договора предусмотрена пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от подлежащей возврату суммы единовременной выплаты за каждый день просрочки. По состоянию на 22 сентября 2023 года просрочка составила 23 дня, и ответчику начислены штрафные санкции в размере 3319,82 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит взыскать с ответчика в доход областного бюджета денежные средства в размере 336421,85 руб. (в том числе 333 102,03 руб. – задолженность, 3319,82 руб. – штрафные санкции).
Истец о месте и времени судебного заседания извещен в порядке, предусмотренном ст.113 ГПК РФ (л.д. 68), в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.
Ответчик Алимов А.У.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещался в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ путем направления извещения по месту жительства и регистрации, извещения возвращены с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 69,70). Применительно положений ст.ст. 10,12, 165.1 ГК РФ, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела. Руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп.3.3.1 п.3 Постановления Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 года № 654 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» финансовое обеспечение единовременных выплат осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздраву Ростовской области на указанные цели.
Единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (п. 3.1.1 Постановления Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 года № 654).
Единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, в размере 0,75 млн рублей - для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях, перечень которых утверждается Правительством Ростовской области (п. 3.2.1 Постановления Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 года № 654).
Договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусматривает обязательства медицинского работника:
исполнять в течение пяти лет со дня заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты трудовые обязанности на должности в соответствии с трудовым договором с медицинской организацией при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (п. 3.2.5 Постановления Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 года № 654).
По смыслу указанного постановления, медицинский работник, получивший единовременную компенсационную выплату обязан отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с медицинской организацией, в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока, возвратить министерству здравоохранения Ростовской области часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Как усматривается из материалов дела, между министерством здравоохранения Ростовской области и Алимовым А.У.О. заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты от 19 октября 2020 года № №, в соответствии с которым ответчику из средств областного бюджета была предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 750 000,00 руб.
Согласно пп. 3.1.1 п.3 договора ответчик обязан отработать пять лет по основному месту работы <адрес>
Однако до истечения установленного пятилетнего срока трудовые отношения между Алимовым А.У.О. и ГБУ РО «ЦРБ» в <адрес> прекращены ранее установленного срока 30 июля 2023 года по инициативе работника (л.д. 24).
В соответствии с пп.3.1.3 п.3 договора в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока ответчик обязан возвратить в бюджет Ростовской области в течение 30 календарных дней часть единовременной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Следовательно, ответчик уволился без уважительных причин до истечения пятилетнего срока, предусмотренного договором о предоставлении компенсации и у него возникла обязанность по возврату части компенсации пропорционально неотработанному времени.
Алимов А.У.О., заключая договор на осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере 750 000 рублей, добровольно принял на себя обязанность с момента заключения договора отработать пять лет по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Правовое регулирование, установленное ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N, от 27 октября 2015 года N 2483-О).
В соответствии с пп. «в» п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» после оформления указанным медицинским работником трудового договора с учреждением здравоохранения уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ следует заключить с ним договор, предусматривающий, в том числе возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Заключенный между сторонами договор от 19 октября 2020 года № соответствует данным нормативным требованиям.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Так, согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности, в частности, возникают вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Таким образом, у Алимова А.У.О. возникла обязанность отработать в течение пяти лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором, заключенным с учреждением здравоохранения, с даты заключения договора от 19 октября 2020 года.
Однако он был уволен без уважительных причин по собственному желанию до истечения данного срока, в связи с чем у него возникла обязанность возвратить часть компенсационной выплаты.
При этом, условиями заключенного с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты п. 3.1.3 период возврата части единовременной компенсационной выплаты предусматривает рассчитывать с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду, что не противоречит пп. «в» п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о необходимости взыскания с ответчика денежных средств в счет возврата единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора с ГБУ РО «ЦРБ» в <адрес>, пропорционально неотработанному медицинским работником (ответчиком) периоду, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что заключая договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, ответчик добровольно принял на себя обязанность отработать не менее пяти лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить истцу часть компенсационной выплаты, пропорционально неотработанному периоду.
Суд полагает возможным согласиться с расчетом размера компенсационной выплаты подлежащей возврату представленным истцом, поскольку таковой соответствует закону и является арифметики верным.
Таким образом, размер компенсационной выплаты, подлежащей возврату составляет 333102,03 руб.
Согласно п.п. 4.2 п. 3 договора за нарушение сроков, предусмотренных п.п. 3.1.3 п. 3 договора предусмотрена пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от подлежащей возврату суммы единовременной выплаты за каждый день просрочки.
По состоянию на 22 сентября 2023 года просрочка составила 23 дня, и ответчику начислены штрафные санкции в размере 3319,82 руб.
Между тем, привлечение к ответственности за неисполнение обязательств в виде уплаты неустойки зависит от того, являются ли спорные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание в законодательстве Российской Федерации о возможности их применения к спорным отношениям.
Вместе с тем положения Порядка, а также условия договора от 19 октября 2020 года не регулируют обязательства гражданско-правового характера. В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином прав, на получение мер социальной поддержки, в связи с прибытием ответчика на работу в сельскую местность в медицинское учреждение, подведомственное Министерству здравоохранения.
Поскольку отношения по предоставлению ответчику меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам в смысле, придаваемым гражданским законодательством, то взыскание судом с него неустойки за пользование бюджетными денежными средствами (не возвращенной части единовременной компенсационной выплаты, предоставленной в связи с его прибытием на работу) п. 4.2 договора противоречит существу и правовой природе спорных правоотношений и произведенной выплаты.
В силу ст. 5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из указанного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать указанному Кодексу.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании неустойки не подлежат удовлетворению.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, суд пришёл к выводу, что требования истца к ответчику подлежат частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца для последующего перечисления в доход областного бюджета Ростовской области необходимо взыскать денежные средства в счет возврата части единовременной компенсационной выплаты в размере 333102,03 руб., в остальной части отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Общие правила распределения судебных расходов между сторонами установлены в ст. ст. 98 - 103 ГПК РФ, в том числе в ст. 98 ГПК РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Вместе с этим по смыслу статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации судебная процедура, включая производство по делам, вытекающим из трудовых отношений, определяется законодателем.
Положения ст. 37 Конституции Российской Федерации, обуславливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, как социальном правовом государстве.
При этом законодатель учитывает не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя (в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу), в силу чего устанавливает процессуальные гарантии защиты трудовых прав работников при рассмотрении трудовых споров в суде, к числу которых относится и освобождение работника от судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).
Так, согласно положениям ст. 393 ТК РФ, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Исходя из положений указанной нормы, работник освобождается от всех судебных расходов независимо от результатов рассмотрения дела судом, в том числе в случае частичного или полного отказа в удовлетворении требований работника либо частичного или полного удовлетворения требований работодателя, что связано с необходимостью обеспечения надлежащей защиты прав работника, находящегося в организационной зависимости от работодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 1320-О-О от 13 октября 2009, правило об освобождении работника от судебных расходов при рассмотрении трудового спора направлено на обеспечение его права на судебную защиту с целью предоставления ему равного с работодателем доступа к правосудию и не противоречит принципу равенства, закрепленному в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав, трудовое законодательство предусматривает освобождение работников от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.
Таким образом, ответчик освобождён от уплат государственной пошлины в доход бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Министерства здравоохранения Ростовской области к Алимову А.У.О. о взыскании денежных средств, удовлетворить частично.
Взыскать с Алимова А.У.О., ДД.ММ.ГГГГ года, уроженца <адрес> (паспорт <данные изъяты> в пользу Министерства здравоохранения Ростовской области для последующего перечисления в доход областного бюджета Ростовской области денежные средства в счет возврата части единовременной компенсационной выплаты в размере 333102 (триста тридцать три тысячи сто два) руб. 03 коп.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.А.Бабина
Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2024 года.