Дело № 33-18305/2021
№ 2-4157/2021
УИД: 66RS0004-01-2021-004660-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2021 года г. Екатеринбург
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Кокшарова Е.В.,
Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюковой О.А. к Министерству здравоохранения Свердловской области, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Новолялинская районная больница» о понуждении к заключению договора, предоставлении единовременной компенсационной выплаты
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения Крюковой О.А., ее представителя Колбина А.А. (по ходатайству истца), поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Соколова Д.Н. (доверенность №12-4 от 11 января 2021 года), возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крюкова О.А. обратилась с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области (далее-Министерство), Фонду социального страхования Российской Федерации (далее-«Фонд»), о понуждении к заключению договора, предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 2016 по 2019 годы обучалась в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Свердловский областной медицинский колледж». По окончании колледжа, 08 июля 2019 года, была трудоустроена в Новолялинскую районную больницу на временную ставку фельдшера терапевтического участка филиала поликлиники «Лобвинская ГБ» с целью перевода на ставку фельдшера скорой медицинской помощи. В период с 30 сентября 2019 года по 15 ноября 2019 года проходила обучение по специальности «Скорая и неотложная медицинская помощь». С 01 октября 2019 года истец работает фельдшером скорой медицинской помощи в п.Лобве. В ноябре 2019 года в адрес Министерства были предоставлены все необходимые документы на участие в программе «Земский доктор», вместе с тем, единовременная компенсационная выплата не была выплачена. В ответ на ее обращение 08 сентября 2020 года Министерство сообщило о неполучении в 2019 году соответствующего пакета документов на участие в госпрограмме; ссылаясь на получение документов 15 июля 2020 года, указало, что, поскольку, истец принят на должность фельдшера кабинета неотложной помощи 05 июля 2019 года, следовательно, не является медицинским работником, прибывшим или переехавшим на работу в год реализации выплаты, а также принятым медицинским работником на вакантную должность, включенную в реестр.
Истец полагал, что Министерством был утерян пакет документов, направленный в 2019 году для заключения договора на получение единовременной компенсационной выплаты, отказ ответчика является незаконным, нарушает её право на получение единовременной компенсационной выплаты в сумме 500 000 руб. на основании Постановления Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 года №431-ПП.
Определением суда от 28 мая 2021 гола к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Новолялинская районная больница» (далее-«Новолялинская районная больница»).
В судебном заседании сторона истца исковые требования поддержала.
Министерство здравоохранения иск не признало, в его удовлетворении просило отказать. Ссылалось на неполучение документов на участие в госпрограмме в 2019 году, отсутствие у истца права на предоставление компенсационной выплаты, поскольку она предоставляется лицам, переехавшим в сельские населенные пункты, место своего жительства (п. Лобва) с 2018 года Крюкова О. А. не меняла.
Новолялинская районная больница исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства направления в Министерство соответствующего пакета документов для получения единовременной компенсационной выплаты в 2019 году.
Фонд в отзыве на иск указал, что участником спорных правоотношений не является.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 августа 2021 года в удовлетворении иска Крюковой О.А. отказано.
С указанным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит об отмене оспариваемого решения суда. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для назначения единовременной выплаты в размере 500 000 руб., предусмотренной Постановлением Правительства Свердловской области № 431–ПП от 16 июля 2019 года «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50000 человек, расположенные на территории Свердловской области» в связи с отсутствием переезда в другой населенный пункт. Полагает, что период обучения в медицинском колледже г. Серов Свердловской области, предложение истцу по окончании обучения вакантных мест нескольких медицинских учреждений Свердловской области, должны быть расценены как свидетельствующие именно о прибытии истца для трудоустройства в пос. Лобва и обоснованности заявленных требований о взыскании единовременной компенсационной выплаты 500 000 руб.
Представители ответчиков (Фонд, Новолялинская районная больница) в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, что следует из размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда. С учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено, что ГБПОУ «Свердловский медицинский колледж» 21 июня 2019 истцу выдан диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 31.02.01 «Лечебное дело», квалификация «Фельдшер».
15 июля 2019 года между Крюковой О.А. и Новолялинской районной больницей заключен трудовой договор № 69. По условиям данного договора истец принят по основному месту работы в подразделение «Поликлиника» на должность фельдшера участкового на 1,0 ставку на время очередного отпуска Худяковой Л.В.
20 сентября 2019 года стороны трудового договора заключили дополнительное соглашение, по условиям которого истец переведен на должность фельдшера (1,0 ставки) поста отделения скорой медицинской помощи филиала «Лобвинская ГБ».
В период с 30 сентября 2019 года по 15 ноября 2019 года истец проходил обучение в ГБПОУ «Свердловский медицинский колледж» по программе профессиональной переподготовки «Скорая и неотложная помощь», специальность «Скорая и неотложная помощь».
В предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 года № 431-ПП «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области» истцу отказано, со ссылкой на то, что документы на получение единовременной компенсационной выплаты от ГАУЗ СО «Новолялинская РБ» или истца в 2019 году не поступали в адрес Министерства не поступали. Правовых оснований для предоставления спорной выплаты согласно пакету документов, поступивших 15 июля 2020 года, не имеется, поскольку Крюкова О. А. не является медицинским работником, прибывшим или переехавшим на работу в год реализации выплаты, а также принятым медицинским работником на вакантную должность, включенную в реестр.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Постановлением Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 года № 431-ПП «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области», пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в виду несоответствия истца критериям медицинских работников, имеющих право на получение спорной компенсации.
В целях укомплектования медицинских организаций Свердловской области медицинскими кадрами и привлечения специалистов в сельские населенные пункты, повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению, реализации положений ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Правительством Свердловской области принято Постановление Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 года № 431-ПП «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области», действовавшее на момент подачи Крюковой О.А. заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (ноябрь 2019) и заключения трудового договора.
Министерство здравоохранения Свердловской области определено исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на заключение договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области.
Суд установив, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности, истец на момент заключения трудового договора, так и в настоящее время постоянно была зарегистрирована в Свердловской области Новолялинский район, пос. Лобва, <адрес> перемену места жительства при трудоустройстве в учреждение здравоохранения не осуществляла, пришел к выводу, что при указанных обстоятельствах исковые требования Крюковой О.А. по указанным в иске основаниям и понуждении ответчиков к заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на основании Постановления Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 года № 431-ПП удовлетворению не подлежат.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно п. 2 Положения о порядке выплаты от 16 июля 2019 года № 431-ПП выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или Управлению здравоохранения Администрации города Екатеринбурга (далее - медицинская организация), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, согласованный Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - медицинский работник), в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров.
Пунктом 3 постановления установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2019 года до 31 декабря 2021 года.
В соответствии с п. 8 Порядка, решение об отказе в заключении договора принимается в случае, если:
1) медицинский работник не соответствует требованиям пункта 2 настоящего порядка;
2) документы представлены не в полном объеме;
3) представленные документы содержат недостоверные либо искаженные сведения.
Руководствуясь вышеуказанными норами закона, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Судебная коллегия полагает ошибочным довод апелляционной жалобы истца о том, что Крюкова О.А. является медицинским работником, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт с населением до 50 тыс. человек, поскольку до обучения в медицинском колледже г. Серов Свердловской области, в период обучения, а также при заключении трудового договора от 05 июля 2019 года № 69 о работе в должности фельдшера участкового на 1,0 ставку на время очередного отпуска Худяковой Л.В. и дополнительного соглашения к нему от 20 сентября 2019 года о переводе на должность фельдшера на 1,0 ставку в ГБУЗ СО «Новолялинская районная больница» филиала «Лобвинская ГБ» в структурное подразделение – пост отделения скорой медицинской помощи на неопределенный срок имела постоянную регистрацию по месту жительства в Свердловской области, Новолялинский район, пос. Лобва, <адрес> с 06 декабря 2018.
До поступления на обучение в колледж и после окончания обучения истец проживал в пос. Лобва, своего места жительства (населенный пункт) в целях трудоустройства не менял.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что истец постоянно проживает в сельской местности, при трудоустройстве на работу в ГБУЗ СО «Новолялинская районная больница» переезд истца в сельскую местность для выполнения трудовой функции не осуществлялся.
Доводы жалобы о необходимости отнесения истца к числу лиц, прибывших в сельский населенный пункт для трудоустройства, в виду выбора пос. Лобва как места работы, а не иного муниципального образования, основаны на неправильном истолковании п. 2 вышеуказанного Порядка.
В связи с указанным оснований для отмены постановленного решения суда в части доводов жалобы о несогласии с отказом в предоставлении единовременной компенсационной выплаты судебная коллегия не усматривает
Доводы апелляционной жалобы приводились истцом в ходе производства по делу в суде первой инстанции, тщательно исследованы судом, оценены и подробно изложены в постановленном решении. Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, но при этом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, достаточных и объективных доказательств в опровержение этих выводов стороной истца не представлено, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного решения, которое постановлено с соблюдением принципов и правил, предусмотренных ст. ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в п. п. 1 - 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Волкова Я.Ю.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Редозубова Т.Л.