Дело № 57RS0014-01-2021-001629-12
производство 2-1-1150/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 декабря 2021 г. город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Решетниковой Н.Г.,
истца Илюхина А.С.,
представителя ответчика бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» по доверенности Никишовой С.А.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Ануфриевой М.В., Аминевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Илюхина А.С. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами,
установил:
Мценский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в интересах Илюхина А.С. с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области (далее Департамент) и бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Мценская ЦРБ») о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Илюхина А.С. по вопросу его льготного обеспечения лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Илюхин А.С. является <...> В ходе проверки установлено, что по рецептам от 6 сентября 2021 г. указанные лекарственные средства Илюхину А.С. в аптечном пункте не выданы ввиду их отсутствия, рецепты находятся на отсроченном обслуживании. Несмотря на наличие медицинских показаний, Илюхин А.С. указанными лекарственными препаратами не обеспечен в полном объеме. Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» нарушены права Илюхина А.С. на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
По данным основаниям Мценский межрайонный прокурор просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Илюхина А.С. лекарственными препаратами «<...> в соответствии с назначенной схемой лечения; обязать БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» производить своевременную выписку Илюхину А.С. рецептов на лекарственные препараты <...> в соответствии с назначенной схемой лечения.
В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Решетникова Н.Г. поддержала заявленные требования.
Илюхин А.С. в судебном заседании поддержал иск, заявленный в его интересах прокурором, пояснил, что лекарственные препараты «<...>» по рецепту от 6 сентября 2021 г. ему не выданы.
Представитель ответчика БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по доверенности Никишова С.А. иск не признала. Пояснила, что факт необходимости препаратов «<...> для лечения Илюхина А.С. и его нуждаемость в этом лечении и наличие права на бесплатное получение данных лекарственных средств, медицинским учреждением не оспаривается. Рецепты на указанные лекарственные средства выписываются ежемесячно, однако, в связи с недостаточным финансированием со стороны Департамента здравоохранения Орловской области, предоставление лекарственных средств в надлежащем объеме не обеспечено.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В адресованном суду заявлении представитель по доверенности Ермакова А.О. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях на иск указала, что Департамент требования Мценского межрайонного прокурора не признает. Ссылалась на то, что Илюхин А.С. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета. Средства на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению лекарственными средствами предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, объем которых определяется, в том числе, исходя из нормативов финансовых затрат на одного человека в месяц, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2021 г. № 869. Данный норматив не позволяет Департаменту организовать обеспечение граждан лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями. Назначение лекарственных средств и оформление рецептов на бесплатное получение лекарственных средств производится лечащим врачом, при этом действующим законодательством не предусмотрено, что оформление рецептов должно осуществляться в годовой потребности гражданина на лекарственное средство. В настоящее время Департаментом проводятся закупочные мероприятия лекарственных препаратов <...>
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 929н/1345н (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (подпункт 1 пункта 1).
За предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (пункт 12).
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) (пункт 14).
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (пункт 19).
Аналогичные нормы были предусмотрены ранее действовавшим Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно сведениям, представленными Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», Илюхин А.С. <...>». Илюхин А.С. включен в регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Приложением № 1 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р, «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 3073-р), лекарственные средства с международным непатентованным наименованием «Будесонид + формотерол» и «Тиотропия бромид» включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», на отсроченном обеспечении находятся рецепты, выданные Илюхину А.С., от Дата – на лекарственный препарат «<...>», от Дата - на лекарственные препараты «<...>», по которым лекарственные средства не выдана.
Таким образом, установлен факт нарушения ответчиками прав Илюхина А.С. на своевременное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Процедура получения инвалидами бесплатно лекарственных средств не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым иск удовлетворить и возложить на БУЗ ООО «Мценская ЦРБ» производить своевременную выписку Илюхину А.С. рецептов на лекарственные средства «<...> в соответствии с назначенной схемой лечения, а на Департамент здравоохранения Орловской области возложить обязанность обеспечить Илюхина А.С. лекарственными средствами <...> в соответствии с назначенной схемой лечения.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Илюхина А.С. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, удовлетворить.
Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» производить своевременную выписку Илюхину А.С., родившемуся Дата, рецептов на лекарственные средства «<...>» в соответствии с назначенной схемой лечения.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Илюхина А.С., родившегося Дата, лекарственными средствами «<...>» в соответствии с назначенной схемой лечения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2021 г.
Судья О.О. Ноздрина