Дело № 2-1252/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2021 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.,
при секретаре Дараган Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной М.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, к Администрации г. Шахты, третьему лицу - Министерству энергетики Российской Федерации об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она и ее дети проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Данная квартира находится в долевой собственности истцов по 1/3 доли в праве общей долевой собственности у каждого на основании договора купли – продажи квартиры с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилой <адрес> значится в согласованном с Министерством энергетики РФ списке домов, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Мирная» непригодными для проживания по критериям безопасности с 2016 года.
После признания её дома непригодным для проживания в рамках реализации программы по направлению «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» она, предоставив требуемый пакет документов, обратилась в Администрацию г. Шахты с заявлением о переселении из ветхого жилья за счет средств федерального бюджета, Администрация г. Шахты включила её и членов её семьи в список на переселение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Договор о предоставлении социальной выплаты с ней до сих пор не заключен, и ее семья проживает в жилом помещении непригодном для проживания. Согласно ответа Администрации г. Шахты от 01.12.2020 вопрос о предоставлении ее семье выплат планируется рассмотреть после 2022 года.
Просит обязать Администрацию г. Шахты заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья для её семьи, состоящей из 3 человек, за счет средств, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты «Мирная», из расчета общей площади жилья на семью 54 кв.м.
Истец Сорокина М.Ю. и ФИО2, достигшая возраста 14 лет, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца и ее детей – Дмитриева М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явились, иск поддержала, в обоснование привела доводы, аналогичные вышеизложенным. Также пояснила, что Администрация г. Шахты производит заключение договоров о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, только с лицами в отношении которых принято решение суда об этом.
Представитель Администрации г. Шахты Шумаков С.А. в судебное заседание явился, иск не признал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в письменных возражения на иск.
Представитель Минэнерго РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу п. 12 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что Сорокина М.Ю. и ее несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО1 являются собственниками на праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли – продажи квартиры с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилой <адрес> признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Мирное» ОАО «Ростовуголь» по критериям безопасности.
Сорокина М.Ю. и ее несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО1 включены в список граждан, подлежащих переселению протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности ДД.ММ.ГГГГ № АЯ-671пр.
Жилой <адрес> непригоден для проживания. Проживание в данном доме угрожает безопасности жильцов, но переселиться из данного жилья они не могут, так как другого жилья не имеют.
Из ответа Администрации г. Шахты на обращение истца Сорокиной М.Ю. по вопросу переселения из ветхого жилья от 01.12.2020 следует, что ответчик, ссылаясь на отсутствие достаточного количества выделяемых денежных средств, сообщил, что рассмотрение вопроса о переселении семье истца будет возможно, ориентировочно, после 2022 года.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцу на семью имеются. После включения семьи истицы в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья Администрация г. Шахты не приняла никаких мер к предоставлению социальной выплаты семье истицы.
Соответственно, отказ Администрации г. Шахты в заключении с истцом договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, является необоснованным и нарушает права истца на жилище, гарантированные Конституцией РФ.
Ссылка ответчика на отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию города Шахты заключить с Сорокиной М.Ю. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет федерального бюджета средств, предусмотренных на реализацию программы «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» на семью из 3 человек из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2021 года
Судья Т.Л. Кинзбурская