Дело № 2-2398/2022
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2022 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.,
с участием: старшего помощника прокурора города Хабаровска – Кочиевой К.В., представителей ответчика – Зайцевой Т.В., Чистяковой И.А., ответчика Великоцкой Т.И., при секретаре Романской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к МУП г.Хабаровска «УО МКД», Великоцкой Татьяне Ивановне, Карачунскому Дмитрию Евгеньевичу, Ивановой Наталье Викторовне, Подшивалову Денису Михайловичу, Подшиваловой Наталье Викторовне, Сергеенко Сергею Сергеевичу о возложении обязанности выполнения ремонтных работ,
установил:
Прокурор г.Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации города Хабаровска, обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточный торговый дом» о возложении обязанности выполнения ремонтных работ.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и об охране объектов культурного наследия. Проверкой установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> принято на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения «Дом доходный К.В.Викулиной» до 1918 года» на основании решения Малого Совета народных депутатов Хабаровского края от 20.08.1993 № 172 «Об утверждении списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране». Объект культурного наследия регионального значения зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия на основании приказа министерства культуры Российской Федерации от 29.12.2015 № 28807-р. В настоящее время первый этаж здания является административным, эксплуатируется ООО «Дальневосточный Торговый Дом», второй этаж занят жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан и администрации г.Хабаровска. В отношении указанного объекта культурного наследия распоряжением Управления государственной охраны объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено охранное обязательство для исполнения требований и условий, содержащихся в нем. В соответствии с данным охранным обязательством собственник объекта культурного наследия обязан обеспечить содержание объекта культурного наследия и всего связанного с ним имущества в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, не допускать ухудшения и порчи предметов охраны объекта культурного наследия, содержать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, а также безотлагательно принимать меры для дальнейшего разрушения и обеспечить восстановление объекта культурного наследия в случае нанесения ущерба. В 2016 г. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия края установлено неудовлетворительное техническое состояние вышеуказанного дома, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ здание имело существенные дефекты стен, покрытия кровли, балкон на главном фасаде находился в аварийном состоянии и грозил обрушением. По результатам проведенной проверки в адрес собственников помещений вышеуказанного дома в 2016 г. и 2018 г. выданы предписания с требованиями выполнить противоаварийные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, которые до настоящего времени не исполнены. В нарушение положений Закона об охране объектов культурного наследия, ответчики на протяжении длительного времени не начали ремонтные работы, без производства которых состояние здания создает угрозу разрушения объекта культурного наследия. Просит обязать администрацию г.Хабаровска, ООО «Дальневосточный Торговый Дом» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по реставрации объекта культурного наследия «Дом доходный К.В.Викулиной», до 1918 года», расположенный по адресу: <адрес>.
В процессе рассмотрения дела, прокурор неоднократно уточнял исковые требования. Исходя из уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, просил обязать администрацию г.Хабаровска, ООО «Дальневосточный Торговый Дом» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом доходный К.В.Викулиной» до 1918 года», расположенного по адресу <адрес>, а именно: выполнить противоаварийные мероприятия для предотвращения дальнейшего разрушения балкона, ремонт и реставрацию на юго-западном фасаде и северо-западном дворовом фасаде.
В окончательной редакции, просит обязать МУП г.Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» (ИНН 2722062627) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом доходны К.В.Викулиной», до 1918 года», расположенного по адресу: <адрес> а именно: принять меры к незамедлительному ограждению территории под балконом с юго-западной стороны с целью исключения нахождения людей под аварийными конструкциями, выполнить противоаварийные мероприятия для предотвращения дальнейшего разрушения балкона, с учетом требований, установленных в ч.2 ст. 47.2 Закона об объектах культурного наследия.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Сажко И.Н. (с учетом замены ненадлежащего ответчика Сажко И.Н. надлежащим Великоцкую Т.И. ввиду смены собственника на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме), Карачунский Д.Е., Подшивалов Н.В., Подшивалов Д.М., Сергеенко С.С.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме, к участию в деле соответчиком привлечено МУП г.Хабаровска «УО МКД».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требования прокурора к ответчикам - администрации города Хабаровска, ООО «Дальневосточный торговый дом», прекращено в связи с отказом от иска в указанной части с одновременным привлечением указанных лиц к участию в деле в качестве третьих лиц.
В судебное заседание ответчики, третьи лица не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Хабаровска – Кочиева К.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала к управляющей организации, полагая, что именно управляющая компания обязана от имени собственников выполнять работы по содержанию объекта культурного наследия в надлежащем состоянии.
Представитель ответчика – Зайцева Т.В. (ООО «ДТД»), исковые требования не признала, пояснив, что ООО «Дальневосточный Торговый Дом» является одним из собственником, при этом, собственником только части помещений, расположенных на первом этаже указанного многоквартирного дома, данный объект является многоквартирным домом, управление которым в соответствии с жилищным законодательством, осуществляет управляющая организация МУП г.Хабаровска «Управляющая организация по МКД» на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая организация должна обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания в соответствии с требованиями жилищного законодательства и соответствующих Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, в требованиях ООО «Дальневосточный Торговый Дом» необходимо отказать, при том, что балкон расположен на втором этаже многоквартирного дома и предназначен для обслуживания только одной квартиры, фасад здания относится к общему имуществу многоквартирного дома.
Представитель ответчика – МУП г.Хабаровска «УО МКД» - Чистякова И.А., исковые требования не признала, полагая, что управляющая организация является ненадлежащим ответчиком, работы должны быть выполнены в отношении объекта культурного наследия, для чего необходим определенный порядок, работы являются капитальными, в минимальный перечень работ по управлению, капитальный ремонт не включен, управляющая организация лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия не имеет. Собственники должны выбрать организацию, имеющую лицензию на выполнение ремонтных работ в доме культурного наследия, перед таким выбором инициировать проведение общего внеочередного собрания с вопросами об источниках финансирования работ и разработке проектной документации, но до 2013 г. от собственников на капитальный ремонт поступило всего 6970,48 руб. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании ответчик Великоцкая Т.И., исковые требования не признала, пояснив, что управляющая организация действует от имени всех собственников в правоотношениях, в том числе, для необходимости выполнения работ по капитальному ремонту. Со своей стороны, она готова внести свой вклад соразмерно своей доле, но со стороны управляющей организации должны быть выполнены мероприятия, в том числе, по заключению договоров с учетом особого статуса объекта. Из программы капитального ремонта дом исключен, именно организовать работы должна управляющая компания.
Исходя из отзыва администрация г.Хабаровска с исковыми требованиями не согласна, полагая, что администрация г.Хабаровска без долевого участия всех собственников помещений дома, не имеет возможности произвести ремонтные работы объекта культурного наследия, которые производятся в соответствии с действующими специальными нормами законодательства. Весь комплекс работ включает получение разрешений, согласований, финансирования, что составляет длительный период времени.
Согласно письменного отзыва, управление государственной охраны объектов культурного наследия указывает на то, что объект является объектом культурного наследия, работы по его восстановлению, ремонту и другие работы, связанные с охраной и содержанием объекта культурного наследия возлагаются действующим законодательством и согласно требованиям охранного обязательства на всех законных владельцев объекта культурного наследия, которым данный объект принадлежит на праве собственности. Требования прокурора находит законными и обоснованными.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды, в том числе: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (ст.3.1). Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Статьей 45 ГПК РФ закреплены полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве, в соответствии с которыми, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, «дом жилой Викулиной К.Ф.», до 1912 г. (с уточнение до 1918 г.), расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера № (приказ Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Объект культурного наследия принят на государственную охрану как памятник архитектуры регионального (краевого) значения, на основании постановления краевой Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом Министерства культуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «утвержден предмет охраны объекта культурного наследия (памятника архитектуры) регионального значения «Дом жилой К.Ф.Викулиной, до 1918 г.»., расположенный по адресу: <адрес>, принятого на государственную охрану решением Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 20 августа 1993 г. № 172 «Об утверждении списков памятников истории и культуры краевого значения, подлежащей государственной охране». Границы территории определены Приказом Министерства культуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу статей 33, 47.6 Закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
обследование и фотофиксация один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, с составлением актов технического состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности, отнесено к одному из мероприятий по охране объекта культурного наследия.
Охрана объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Как следует из Распоряжения Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №, данным распоряжением утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «До жилой Викулиной К.Ф.» до 1912 г., расположенного по адресу: <адрес>, в силу п. 15 которого, работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона 73-ФЗ.
В силу п. 18 Охранного обязательства, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона возлагается на собственников или иных законных владельцев объекта культурного наследия.
Исходя из фактически установленных обстоятельств, что подтверждено и в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом проверки от мая 2022 г., проведенной прокурором в период рассмотрения настоящего дела, в нарушение приведенных норм, собственники на протяжении длительного времени не осуществляют своих обязанностей по проведению ремонтных работ, что очевидно создает угрозу разрушения объекта культурного наследия, на что обоснованно ссылается прокурор в обоснование своих требований.
В ходе проведенных мероприятий по контролю в 2016 г. установлено, что объект является двухэтажным каменным домом прямоугольном в плане, расположенным в нижней части отрезка ул.Комсомольская, между ул.Муравьева-Амурского и Уссурийским бульваром. Частью дворого фасада (С-З) примыкает вплотную к расположенному выше по рельефу зданию-памятнику. Имеет оригинальную композицию фасадов, выдержанную в духе эклектики с элементами модерна. Стены дома кирпичные, сложены в лицевой, «цепной» кладке. Стены второго этажа главного и торцевых фасадов окрашены; основное поле фасадов в светло-желтый цвет, выступающие детали в белый цвет. В 2010 г. механическим способом выполнена расчистка кирпича фасадов первого этажа с нарушением технологии. Состояние объекта характеризуется как удовлетворительное, выявлены нарушения в виде аварийного состояния балкона расположенного на 2 этаже и отсутствие охранной доски на объекте культурного наследия. По результатам проверки Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края рекомендовано: направить законным владельца акт технического состояния здания-памятника собственникам (законным владельцам); направить предписание об устранении выявленных нарушений собственникам (законным владельцам). Собственнику (законному владельцу) рекомендовано выполнить противоаварийные мероприятия в отношении балкона второго этажа, во избежании обрушения; выполнять требования охранных обязательств и плана работ по сохранению объекта культурного наследия.
По результатам проверки, Управление государственной охраны объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ выдало предписание № администрации городского округа «город Хабаровска» совместно с другими собственниками (законными владельцами) жилых и функциональных помещений объекта культурного наследия, в перечень работ включив работы по выполнению противоаварийных мероприятий по восстановлению балкона второго этажа, во избежании обрушения.
Аналогичные предписания выписаны физическим лицам: Рыбкину Г.В. (по помещению <адрес> (предписание № от ДД.ММ.ГГГГ); Сажко И.Н. (собственник помещений II(1-4)); ООО «Дальневосточный торговый дом».
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, письмом ООО «Дальневосточный торговый дом» от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений расположенных в объекте культурного наследия регионального значения по адресу: <адрес>, проводимого общего голосования. Данным протоколом принято во избежание обрушения балкона второго этажа решение управлению ЖКХ ЭЖВ администрации г.Хабаровска (являющимся основным собственником жилых помещений расположенных в данном объекте) обратиться в городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям для объявления многоквартирного дома по <адрес>, чрезвычайной ситуацией местного значения, в соответствии с действующим законодательством.Дополнительно материалы дела содержат записку, направленную в комиссию по чрезвычайным ситуациям города Хабаровска о рассмотрении вопроса об объявлении чрезвычайной ситуации местного значения в отношении <адрес> для проведения противоаварийных мероприятий и копия проекта локально-сметного расчета для проведения обследования аварийного балкона. Учитывая данные действия в отношении объекта культурного наследия, принято решение о продлении срока устранения нарушений, изложенных в предписании. В ответе прокурору г.Хабаровска, администрация города Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ (№ ссылается на то, что здание находится в долевой собственности граждан и администрации <адрес>, в адрес МУП <адрес> «УО МКД» повторно направлено обращение об организации собрания собственников помещений в жилом <адрес> с вынесением на повестку дня выполнение противоаварийных мероприятий по восстановлению балкона второго этажа, во избежание обрушения. До настоящего времени, противоаварийные работы в отношении объекта охраны, не проведены, что зафиксировано в соответствующем акте по состоянию на 2022 год, и не оспаривается ответчиками. Согласно Акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного по поручению суда - ДД.ММ.ГГГГ №, объект находится в технически неисправном состоянии, в состав (перечень) работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории включаются: незамедлительное ограждение территории под балконом с юго-западной стороны с целью исключения нахождения людей под аварийными его конструкциями; незамедлительная очистка от мусора, травы и сухих веток территории и приямка с северо-западной стороны; получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; научно-исследовательские работы по сохранению объекта культурного наследия; проектные работы по сохранению объекта культурного наследия (в объеме требуемых производственных работ); производственные работы по сохранению объекта культурного наследия, в т.ч., выполнение противоаварийных мероприятий для предотвращения дальнейшего разрушения балкона, ремонт помещений, ремонт и реставрация фасадов, ремонт конструкций крыши, замена заполнений оконных проемов на деревянные в соответствии с первоначальным архитектурным обликом, благоустройство прилегающей территории и организованный водоотвод с территории. Данные, зафиксированные в акте, подтверждаются крупномасштабными фотографиями имеющихся разрушений. Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона. В силу статьи 56.1 Закона, обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства. В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.В процессе рассмотрения гражданского дела, необходимость осуществления работ по ремонту в отношении объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, не оспаривался сторонами и данная необходимость подтверждена материалами дела. Разрешая заявленные требования, суд исходит из особого статуса и ценности объекта культурного наследия порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте, который регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона № 73-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, в том числе в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера и их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществление образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В соответствии с частью 1 статьи 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной целостности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона. Статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ регламентированы требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства. Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 – 47.4 настоящего Федерального закона. Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство в отношении объектов культурного наследия регионального значения утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия. Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия (пункт 10 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ). В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац 1). В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, представлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абзац 2 пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ). Таким образом, из положений вышеприведенных норм специального закона № 73-ФЗ, регулирующего вопросы сохранения, использования, популяризацию и государственной охраны памятников истории и культуры, по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия – спорного здания, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена в силу императивной нормы закона (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ) на Управляющую организацию, что вытекает, в том числе из части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, исходя из которой по договору управления многоквартирного дома одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечить в первую очередь требований к надежности и безопасности многоквартирного дома и безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества. В обязанность управляющей компании в отношении многоквартирного дома, включается в том числе, обязанность по поддержанию в пригодном для эксплуатации состоянии элементов конструкции жилого дома, что соответствует правилам содержания МКД, а также подпункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, исходя из которого, в такой перечень услуг и работ, выполняемых управляющими организациями, включаются и работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, в частности, выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках.
Согласно п. 4.2.4.2, 4.2.3.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту. Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделов стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Пунктом 7 приложения № к указанным Правилам к текущему ремонту отнесены работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов.
При управлении многоквартирным домом, согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При этом, вопреки утверждения ответчика, действующими нормами жилищного законодательства не обусловлено качество оказание услуг и сам факт их оказания наличием либо отсутствие задолженности у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Обстоятельство, что жилой дом относится к объектам культурного наследия, не исключает его содержание и не освобождает управляющую организацию от принятия мер, направленных на сохранность общего имущества многоквартирного дома, в том числе, принятия мер по обеспечению безопасных и комфортных условий проживания в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судом также учитывается, что НО «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» исключил многоквартирный <адрес> из Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы», согласно подпункта 2 Постановления Правительства Хабаровского края от 23.05.2017 « 202-пр, в связи с тем, что данный дом имеет менее чем пять квартир и данные обстоятельства, как и возврат внесенных взносов, подтверждены в процессе рассмотрения дала.
Согласно сообщения управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику МУП г.Хабаровска «УО МКД» поручено выполнить противоаварийные мероприятия на объекте культурного наследия регионального значения в виде работ по изготовлению и монтажу настила из дерева на балконе в квартире нанимателя данного многоквартирного <адрес>.
Кроме того, ответчиком представлено заключение № по материалам обследования состояния памятника истории и культуры «Дом доходный К.Ф.Викулиной», составленное ещё по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по заказу МУП г.Хабаровска «УО МКД» организацией - ООО «Оценка-Партнер», исходя из содержания которого в ходе исследования установлено, что все работы в отношении объекта относятся к капитальному ремонту, при том, что в силу п. 2.1 Договора управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом договора является выполнение управляющей организацией в течение срока действия договора за плату услуг и работ по: управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организации доставки коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению, водоотведению.
Возлагая на управляющую организацию обязанность по устранению дефектов, обнаруженных в ходе проверки, судом также учитываются положения п. 3.2.7 Договора, которым возлагаются обязанность на управляющую организацию, выполнять работы и оказывать услуги, не предусмотренные в составе перечней работ и услуг, если необходимость их проведения вызвана необходимостью устранения угрозы жизни и здоровья проживающих в многоквартирном доме, устранением последствий аварий или угрозы наступления ущерба общему имуществу в многоквартирном доме, в связи с нарушением собственниками помещений или иными пользователями п.п.3.3.3-3.3.15 настоящего договора. Выполнение таких работ и услуг осуществляется за счет средств, поступивших от оплаты работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (капитальному ремонту). Информирование собственников помещений и пользователем осуществляется, путем вывешивание уведомления на входных дверях каждого подъезда многоквартирного дома.
К остальным ответчикам требования удовлетворению не подлежат.
Разрешая вопрос о сроке, в силу положений статьи 206 ГПК РФ, судом учитывается, что ввиду установления факторов разрушения, срок для ограждению территории под балконом с юго-западной стороны с целью исключения нахождения людей под аварийными конструкциями, необходимо установить в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, а срок для выполнения противоаварийных мероприятий, установить по требованию прокурора до ДД.ММ.ГГГГ, что является разумным с учетом проведения особой процедуры для целей проведения ремонтных работ в отношении объекта культурного наследия.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Хабаровска удовлетворить частично.
Возложить на МУП г.Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» (ИНН 2722062627) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом доходны К.В.Викулиной», до 1918 года», расположенного по адресу: <адрес> а именно: выполнить противоаварийные мероприятия для предотвращения дальнейшего разрушения балкона, с учетом требований, установленных в ч.2 ст. 47.2 Закона об объектах культурного наследия.
Возложить на МУП г.Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» (ИНН 2722062627) в срок в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом доходны К.В.Викулиной», до 1918 года», расположенного по адресу: <адрес> а именно: принять меры к незамедлительному ограждению территории под балконом с юго-западной стороны с целью исключения нахождения людей под аварийными конструкциями.
В удовлетворении исковых требований к ответчикам Великоцкой Татьяне Ивановне, Карачунскому Дмитрию Евгеньевичу, Ивановой Наталье Викторовне, Подшивалову Денису Михайловичу, Подшиваловой Наталье Викторовне, Сергеенко Сергею Сергеевичу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Дата составления мотивированного решения 16.09.2022 г.
Судья О.С.Белоусова