Решение по делу № 33-2085/2022 от 22.03.2022

УИД 11RS0001-01-2021-017712-65

г. Сыктывкар                      дело № 2-792/2022 (33-2085/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.

при секретаре Сакеновой К.Ю.

рассмотрела в судебном заседании 31 марта 2021 года гражданское дело по иску Караева Николая Альбертовича к Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми, Общественной палате Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Караева Николая Альбертовича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 января 2022 года, которым иск Караева Николая Альбертовича к Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми, Общественной палате Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 рублей оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения истца Караева Н.А., судебная коллегия

установила:

Караев Н.А. обратился в суд с иском к Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 рублей. В обоснование требований указал, что он отправлял обращения в Общественную наблюдательную комиссию Республики Коми, однако письменных ответов он не получил. В связи с этим ответчиком были нарушены его права, в частности нарушена ст. 59 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечена Общественная палата Российской Федерации.

Судом вынесено приведенное решение, с которым не согласился истец.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о слушании.

В суде апелляционной инстанции Караев Н.А. пояснил, что требований к Общественной палате Российской Федерации не предъявляет.

Как указывает истец с учетом дополнений, он <Дата обезличена> отправлял обращения в Общественную наблюдательную комиссию Республики Коми.

Согласно представленным ответчиком копий обращений истца, поступивших в адрес Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми, они датированы <Дата обезличена> Комиссия посетила ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, в том числе встречалась с Караевым Н.А. по вопросам, изложенных в обращениях. Также члены общественной комиссии посещали 24.10.2021 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, где встречались с Караевым Н.А. по вопросам, изложенных в обращениях.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд, руководствуясь положениями Федеральных законов от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», исходил из того, что Общественная наблюдательная комиссия Республики Коми и Общественная палата Российской Федерации не являются ни органом государственной власти, ни коммерческой организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в связи с чем нормы Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на них на распространяются.

Поскольку предметом спора являются обращения Караева Н.А. в Общественную наблюдательную комиссию Республики Коми, при этом Караевым Н.А. не заявлялись требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащим рассмотрением его обращений Общественной палатой Российской Федерации, приведенные выводы суда в части Общественной палаты Российской Федерации не являются предметом проверки суда апелляционной инстанции.

В части исковых требований к Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми выводы суда являются правильными.

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст.1).

Обращением гражданина в соответствии со ст. 4 Закона признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Частью 1 ст. 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, регламентирующей рассмотрение обращения, определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» устанавливаются правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться общественные наблюдательные комиссии.

Правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (далее также - общественный контроль), содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе, регулируются Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ общественный контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют: общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном ст. 10 настоящего Федерального закона; члены общественных наблюдательных комиссий.

Согласно ст. 6 Закона общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

В субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:

- осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;

- подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;

- содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

В силу ч. 4 си. 6 Закона общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами.

Порядок образования общественных наблюдательных комиссий и наделения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий регулируется ст. 10 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ

В ст. 15 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ определены основные формы деятельности общественной наблюдательной комиссии.

В силу п. п. 3 п. 1 ст. 15 указанного Закона решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе: посещать места принудительного содержания, беседовать с лицами, указанными в п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона (лица, находящиеся в местах принудительного содержания); в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии; обращаться по вопросам обеспечения прав человека в местах принудительного содержания к должностным лицам администраций мест принудительного содержания, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, в ведении которых находятся места принудительного содержания, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при посещении мест принудительного содержания осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в целях фиксации нарушения прав лиц, указанных в п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона.

В силу п. 9 части 3 статьи 16 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в целях реализации функций, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии, оказывать содействие общественным наблюдательным комиссиям в обеспечении их методическими материалами, документами и материалами, относящимися к деятельности общественных наблюдательных комиссий, а также проводить обучающие семинары в целях совершенствования деятельности общественных наблюдательных комиссий.

Учитывая изложенное, вывод суда о том, что Общественная наблюдательная комиссия Республики Коми не являются ни органом государственной власти, ни организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, является правильным, в связи с чем нормы Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не применимы (часть 4 статьи 1).

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с Законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда. В частности, указанная статья предусматривает, что такая компенсация производится, если вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также применения к нему ряда иных мер уголовно-процессуального принуждения.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исчерпывающий перечень случаев, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, предусмотрен статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, указанная статья предусматривает, что такая компенсация производится, если вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также применения к нему ряда иных мер уголовно-процессуального принуждения, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

При указанных обстоятельствах для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие его вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и незаконными действиями (бездействием) ответчика.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что доказательств претерпевания нравственных и физических страданий вследствие действий (бездействия) ответчика истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Общественная палата Российской Федерации в силу приведенных норм участвует формировании общественных наблюдательных комиссий, но не несет ответственности за действия (бездействие) общественных наблюдательных комиссий и их членов.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Караева Николая Альбертовича - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционной определение в окончательной форме изготовлено 01.04.2022.

Председательствующий

Судьи

33-2085/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Караев Николай Альбертович
Ответчики
Общественная наблюдательная комиссия РК
Общественная палата Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022Передано в экспедицию
31.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее