2-1347/2022
25RS0004-01-2022-001066-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Олесик О.В.,
при секретаре Хоменко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО, ФИО2, ФИО7, ФИО10, ФИО9 к ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю о компенсации морального вреда,
установил:
истцы обратились в суд с названным иском, указав в обоснование, что состоят в трудовых отношениях с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» филиала «Медицинская часть <номер>» ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России», находящегося по адресу: <адрес>: ФИО6 – в должности медицинской сестры процедурной; ФИО, ФИО2 и ФИО7 – в должности медицинских сестер палатных; ФИО10 – в должности фельдшера-лаборанта; ФИО9 – в должности зубного врача стоматологического кабинета. <дата> в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по ПК этапом для отбывания наказания прибыл осужденный ФИО3 с признаками коронавирусной инфекции. В учреждении, согласно постановлению главного государственного санитарного врача ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» от <дата> <номер> и распоряжению начальника ФКУ ИК-27 ГУ ФСИН России по ПК от <дата> № 19-р были введены ограничительные мероприятия (карантин). В связи с этим приказом начальника ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» от <дата> <номер> введены режимно-ограничительные мероприятия (карантин) в филиале «Медицинская часть № 7», которым предписан перевод медицинских работников филиала на двухнедельный режим работы без возможности выхода за пределы исправительной колонии, что не обусловлено условиями трудового договора, и не был соблюден порядок изменения определенных сторонами его условий. Однако приказом начальника ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России от <дата> <номер> в связи с отсутствием на рабочем месте в отношении медицинских работников филиала с <дата> была проведена служебная проверка, по результатам которой рабочие дни с <дата> по <дата> признаны прогулами, издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, в связи с чем заработная плата не начислялась и не выплачивалась. По результатам проверки прокуратуры Советского района г. Владивостока приказы ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» от 24.08.2021 «Об объявлении днями прогулов» признаны незаконными, равно, как и не выплата заработной платы за указанный период. Установлены нарушения руководством ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» сроков подготовки, издания и выплат стимулирующего характера согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 №1896 медицинским работникам – истцам, филиала «Медицинская часть № 7». С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просят взыскать с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» в пользу каждого из них в счет компенсации морального вреда по 15 000 руб.
Протокольным определением от 02.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУФСИН России по Приморскому краю.
В судебном заседании ФИО6, ФИО8, ФИО9 уточненные требования поддержали по изложенным в них и в иске доводам.
ФИО8 пояснила, что она – мать-одиночка, ей необходимы денежные средства на содержание себя и детей. Их отстранили от работы, лишили заработка. Они психологически тяжело переживали данную ситуацию, ездили каждый день на работу, но их не пускали на КПП, так как режимный объект, в связи с чем перенесли моральные страдания. И только после прокурорской проверки их услышали и восстановили нарушенные права. У нее дети на иждивении, их кормить нечем было, так как зарплату не выдали.
ФИО6 дополнила, пояснив, что компенсация морального вреда заявлена в разумных пределах. Когда они выявили больного короновирусом, поставили в известность руководство и попросили уточнить режим их рабочего дня. Когда приехала проверка, она находилась в поликлинике, они рассчитывали, что их признали «контактными», но, как выяснилось, этого не произошло. На КПП их не пускали, несмотря на то, что они каждый день приходили на работу, документов никаких представили. Пустили только один раз для встречи новых сотрудников, так как они не могли оставить медчасть без сотрудников. Их обвинили в прогулах, а до этого заставляли писать заявления на отпуск без содержания. Они позвонили в трудовую инспекцию, и им сказали, что они не должны писать такое заявление, а должен быть приказ об отстранении от работы с сохранением денежного содержания. Однако был вынесен приказ о прогулах, и не заплатили денежные средства: ни аванс, ни заработную плату. Помимо этого, им снизили премию в конце года. У нее на иждивении находится муж – инвалид. Зарплату, на которую ежемесячно они рассчитывали, им не заплатили, лишив средств к существованию. Прогулы поставили с 02.07.2021 по 25.07.2021, заработная плата была выплачена только в конце ноября-декабря 2021 года, все денежные средства за работу с короновирусными выплатили только в марте-феврале 2022 года. ФИО в тот момент была беременная (срок 5 месяцев), ФИО2 только вышла из отпуска, ее сразу не пустили на территорию, у ФИО7 двое маленьких детей. Условий для нахождения на территории колонии женщинам нет. Женщинам вообще запрещено в ночное время находиться на территории колонии, так как колония мужская и строгого режима. Несмотря на все эти обстоятельства, было признано, что они прогуливали. Только прокурорская проверка все расставила на свои места.
ФИО9 в дополнение указал, что лично он неделю находился на карантине в колонии, а ему тоже поставили прогулы. У него также на иждивении находится ребенок, семью не на что было содержать.
Представители ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» – ФИО4 и ФИО5, возражали против заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях, полагали размер морального вреда завышенным. Указали, что ранее был направлен распорядок работы медицинских работников в карантинных условиях, в который в последующем были внесены изменения, и который до сотрудников не был доведен. После прокурорской проверки приказы о прогулах отменены, и истцам произведены выплаты. Подтвердили, что женщинам действительно не разрешено находиться на территории колонии в ночное время.
Представитель ГУФСИН России по ПК ФИО6 уточненные исковые требования не признала, указав, что учреждение является не надлежащим ответчиком, истцы в управлении не трудоустроены, они работают в ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России», которое является самостоятельным юридическим лицом.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истцов ФИО, ФИО2, ФИО7, уведомленных надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, исходя из требований ст.ст. 56, 67, 157 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» филиала «Медицинская часть <номер>» ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России», находящегося по адресу: <адрес>: ФИО6, согласно трудовому договору от 23.09.2019, – в должности медицинской сестры процедурной; ФИО, согласно трудовому договору от 07.04.2020, – в должности медицинской сестры палатной; ФИО2, согласно трудовому договору от 16.04.2020, – в должности медицинской сестры палатной; ФИО7, согласно трудовому договору от 05.11.2019, – в должности медицинской сестра палатной; ФИО8 (Хмиль) Е.В., согласно трудовому договору от 01.04.2019, – в должности фельдшера-лаборанта; ФИО9, согласно трудовому договору от 01.03.2021, – в должности зубного врача стоматологического кабинета.
28.06.2021 в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по ПК, где работают истцы, этапом для отбывания наказания прибыл осужденный ФИО3 с признаками коронавирусной инфекции.
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» от 30.06.2021 №212 и распоряжению начальника ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю от 01.072021 № 19-р в учреждении были введены ограничительные мероприятия (карантин).
Приказом начальника ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» от 05.07.2021 №239 введены режимно-ограничительные мероприятия (карантин) в филиале «Медицинская часть № 7» ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России», которым предписан перевод медицинских работников филиала на двухнедельный режим работы без возможности выхода за пределы ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю.
При этом, как установлено в ходе разбирательства дела, женщинам не разрешено находиться на территории исправительного учреждения в ночное время, в том числе, оставаться ночевать.
Приказом начальника ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» от 12.07.2021 №246 в связи с отсутствием на рабочем месте в отношении медицинских работников филиала №7 02.07.2021 была проведена служебная проверка, по результатам которой рабочие дни истцов с 02.07.2021 по 25.07.2021 признаны прогулами, издан приказ о применении к ним дисциплинарного взыскания в виде выговора, в связи с чем заработная плата им не начислялась и не выплачивалась.
По обращению коллектива филиала «Медицинская часть № 7» ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» в прокуратуру Приморского края от 07.07.2021 прокуратурой Советского района г. Владивостока проведена проверка.
В ходе проверки начальнику ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» 28.08.2021 направлены требования о предоставлении сведений и документов, в том числе, в отношении истцов.
15.10.2021 прокурором Советского района г. Владивостока в адрес начальника ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» направлено требование об устранении нарушений трудового законодательства, в том числе, в отношении истцов.
02.11.2021 и 09.11.2021 прокурором района в адрес в адрес начальника ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» направлены протесты с требованием отмены в отношении истцов приказов от 24.08.2021 «Об объявлении днями прогулов.
Таким образом, по результатам прокурорской проверки приказы ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» от 24.08.2021 «Об объявлении днями прогулов» признаны незаконными, равно, как и не выплата заработной платы истцам за указанный период.
Также прокуратурой района установлены нарушения руководством ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» сроков подготовки, издания и выплат стимулирующего характера согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 №1896 медицинским работникам – истцам филиала «Медицинская часть № 7» ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России».
29.12.2021 в адрес прокурора Советского района г. Владивостока начальником ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» направлено сообщение о полном удовлетворении требований прокурора, изложенных в протестах, а также выплате 24.12.2021 компенсации за задержку заработной платы медицинскому персоналу филиала «Медицинская часть № 7 ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» за период с 02.07.2021 по 25.07.2021
28.01.2022 истцами на имя начальника ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» направлено заявление о выплате им компенсации морального вреда за неправомерные действия в порядке ст. 237 ТК РФ, оставшееся без ответа.
Права и обязанности работника и работодателя установлены ст.ст. 21 и 22 ТК РФ.
В силу требованиям ст. 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе на: предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, данным в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
С учетом изложенного, работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Однако, определяя размер такой компенсации, суд не может действовать произвольно. При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
В силу ст.ст. 151, 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из нормативных положений, регулирующих отношения по компенсации морального вреда, причиненного работнику, и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению в системной взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими понятие морального вреда, способы и размер компенсации морального вреда, следует, что работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий работника как последствия нарушения его трудовых прав, неправомерного действия (бездействия) работодателя как причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом, вины работодателя в причинении работнику морального вреда.
Учитывая значимость для истцов нематериальных благ, нарушенных ответчиком ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России», а именно их права на труд, которое относится к числу фундаментальных неотчуждаемых прав человека и с реализацией которого связана возможность осуществления работником ряда других социально-трудовых прав, в частности, права на справедливую оплату труда, которая была произведена спустя 5 месяцев, а окончательно выплачена в феврале-марте 2022 года, на отдых, социальное обеспечение, характер и глубину нравственных страданий и переживаний работников (у каждого из них семьи, дети, другие иждивенцы), значимость для них прав, нарушенных работодателем, объем таких нарушений, степень вины работодателя, который только после прокурорской проверки отменил приказы о прогулах и произвел причитающиеся им выплаты, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истцов о компенсации морального вреда в размере по 10 000 руб. каждому.
Правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.
ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» реализует публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН, а, следовательно, в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования ФИО6, ФИО, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9 удовлетворить в части.
Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» (ОГРН 1032502118208) в пользу ФИО6 в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» в пользу ФИО в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» в пользу ФИО2 в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» в пользу ФИО7 в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» в пользу ФИО10 в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-25 ФСИН России» в пользу ФИО9 в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
В остальной части уточненного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29.09.2022.
Судья О.В. Олесик