Дело № 2-1361/2014                        <данные изъяты>

                     РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

5 ноября 2014 года г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Соловей А.В., с участием прокурора Бывальцева А.Л., при секретаре Маракулиной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МО «Бобинское сельское поселение Слободского района» в лице администрации Бобинского сельского поселения Слободского района и Департаменту лесного хозяйства Кировской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

             УСТАНОВИЛ:

Слободской межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 50 м. северо-западнее дер.Большие Раскопины в лесном массиве у лесной дороги в объеме около 20 куб.м. на площади около 70 кв.м.

В обоснование иска указывается, что Слободской межрайонной прокуратурой по обращению граждан проведена проверка соблюдения администрацией Бобинского сельского поселения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения.

Проверкой установлено, что на территории Бобинского сельского поселения в 50 метрах северо-западнее дер. Большие Раскопины в лесном массиве у лесной дороги несанкционированно размещены отходы в объеме около 20 куб. м. на площади около 70 кв. м.

Место несанкционированного складирования отходов находится на землях лесного фонда в границах Бобинского сельского поселения Слободского района.

Ссылаясь на право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции Российской Федерации, статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц к МО «Бобинское сельское поселение Слободского района» в лице администрации Бобинского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку. В процессе судебного разбирательства по ходатайству прокурора, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент лесного хозяйства Кировской области.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Слободского межрайонного прокурора Бывальцев А.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, основываясь на доводах, изложенных в иске.

При этом прокурор от иска в части требований к администрации Бобинского сельского поселения отказался, просит обязать Департамент лесного хозяйства организовать работы по ликвидации указанной несанкционированной свалки.

Администрация Бобинского сельского поселения в письменных отзывах на иск и представитель администрации в процессе судебного разбирательства иск не признает, полагает, что требование
осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с участков лесного фонда, не находящихся в муниципальной собственности, за счет средств бюджета поселения является не соответствующим действующему законодательству, указывает, что по смыслу статьи 11 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131) в состав территории муниципального образования входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Однако данное обстоятельство не может являться основанием вменения органам местного самоуправления в обязанность осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местных бюджетов с любых участков, в том числе участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.

Часть 2 статьи 1 ФЗ № 131 определяет, что решение вопросов местного значения обеспечивается исходя из интересов поселения, муниципальные правовые акты в порядке абзаца 2 части 5 статьи 20 указанного ФЗ могут предусматривать очистки от мусора и земельных участков, находящихся в частной собственности. В тоже время оказание подобных мер социальной поддержки и социальной помощи в отношении юридических лиц, равно как и публично-правовых образований, законодательством не допускается.

Кроме того, в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с частью статьи 51 Лесного кодекса РФ охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определении в соответствии со статьей 81-84 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены ст. 84 Лесного кодекса РФ и возникают в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Администрация Бобинского сельского поселения проводит целенаправленную работу осуществляя свои функции по организации сбора ТБО и утилизации в рамках предоставляемых полномочий в соответствии с федеральным законодательством и на основании утвержденного бюджета.

В данном судебном заседании представитель администрации Бобинского сельского поселения пояснил, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент лесного хозяйства Кировской области и согласился с позицией прокурора по поводу отказа от иска к администрации Бобинского сельского поселения.

Определением суда отказ Слободского межрайонного прокурора от иска по делу по иску Слободского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МО «Бобинское сельское поселение Слободского района» в лице администрации Бобинского сельского поселения Слободского района и Департаменту лесного хозяйства Кировской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в части требований к администрации Бобинского сельского поселения принят и производство по делу в этой части прекращено.

Представитель Департамента лесного хозяйства Кировской области в письменных возражениях на иск и в судебном заседании указывал, что в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.8 данного Федерального закона, а также ст.14 и 16 ФЗ №131 организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям местного самоуправления поселений, организация, сбор, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона №131-Ф3 в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе земли лесного фонда. Таким образом, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Свалки бытового мусора в лесах - это результат жизнедеятельности населения.

Ответчик полагает, что меры по ликвидации несанкционированных свалок мусора в лесах нельзя приравнивать к санитарно-оздоровительным мероприятиям, так как под санитарно-оздоровительными мероприятиями понимается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения, связанных с воздействием природных процессов (ветровальники, буреломы и др.).

Согласно п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала осуществление отдельных своих полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочие по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Таким органом государственной власти в Кировской области является Департамент лесного хозяйства Кировско й области.

Возникновение свалки бытового мусора и отходов не является следствием действий либо бездействия уполномоченного органа власти Кировской области в рамках реализации предоставленных ему полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Кроме того, ответчик указал, что Департамент лесного хозяйства, как орган государственной власти не располагает необходимыми ресурсами по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не переданных в аренду.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая, что рассматриваемые правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о правомерном характере обращения прокурора с иском.Согласно п. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п.1). Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2).

Согласно п. «е» ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Из материалов дела видно, что в ходе проведения проверки Слободской межрайонной прокуратурой установлено, что на территории Бобинского сельского поселения в 50 метрах северо-западнее дер. Большие Раскопины в лесном массиве у лесной дороги несанкционированно размещены отходы в объеме около 20 куб. м. на площади около 70 кв. м в составе: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный, отходы полиэтилентерефталата (в том числе пленки на его базе) стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп, бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений, отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений.

Место несанкционированного складирования отходов находится на землях лесного фонда в границах Бобинского сельского поселения Слободского района.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из п. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.

В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Департамент лесного хозяйства Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Департамент является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (п. 1.1 Положения о Департаменте лесного хозяйства, утвержденного Постановлением области от 28 марта 2012 года №145/167.

Как усматривается из материалов дела, бытовые отходы обнаружены на участках лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности, доказательств обратного ответчиком не представлено, а потому именно Департамент в силу изложенного должен организовать его охрану и защиту, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами.

Кроме того требования прокурора соотносятся с положениями Земельного кодекса РФ.

Как указано выше, ст. 13 Земельного кодекса РФ определяет, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.

В силу ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно–гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Доводы представителя Департамента лесного хозяйства о том, что обязанность проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на землях лесного фонда должна быть возложена на администрацию Бобинского сельского поселения, как орган местного самоуправления, суд находит несостоятельными.

К вопросам местного значения в силу ч. 1 ст. 14 ФЗ №131отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не ликвидация несанкционированных свалок. Учитывая, что территория, на которой организована несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, то, как указывалось выше, именно на Департаменте лесного хозяйства лежит обязанность по ликвидации несанкционированного захламления указанной выше территории.

Администрацией Бобинского сельского поселения представлены суду достаточные доказательства того, что администрация сельского поседения принимает исчерпывающий перечень мер и проводит необходимые мероприятия по исполнению законодательства в сфере охраны окружающей природной среды.

Доказательств о том, что выявленная свалка образовалась вследствие нарушения местной администрацией положений ФЗ №131 материалы дела не содержат.

Таким образом, исковые требования прокурора к Департаменту лесного хозяйства Кировской области обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 50 ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 70 ░░. ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░.

2-1361/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Слободской межрайонный прокурор
Ответчики
Департамент лесного хозяйства Кировской области
Бобинское сельское поселение в лице администрации Бобинсского сельского поселения Слободского р-на
Другие
Департамент лесного хозяйства Кировской области
Суд
Слободской районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
slobodskoy.kir.sudrf.ru
26.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2014Передача материалов судье
27.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2014Судебное заседание
26.09.2014Судебное заседание
27.10.2014Судебное заседание
05.11.2014Судебное заседание
10.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2015Дело оформлено
18.05.2015Дело передано в архив
05.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее