Дело № 2-1647/17г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2017 года г. Махачкала
Ленинский районный суд в составе председательствующего судьи Айгуновой З.Б. при секретаре Магомедовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании иск заместителя прокурора г.Махачкалы к МУП «Котельная» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Махачкалы обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к МУП «Котельная» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции, указав при этом, что по результатам проведенной прокуратурой города Махачкалы в марте 2017 года проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности МУП «Котельная» (далее - МУП) выявлен ряд нарушений в сфере предупреждения коррупционных проявлений.
Согласно статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273) организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» методических рекомендациях (п. «б» ст.25), предназначенных для использованиями всеми организациями, содержится примерный перечень антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:
-разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
-разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;
-разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
-введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;
-введение процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);
- введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
-введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
-введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
-проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;
-проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;
-ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;
-проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
-ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции
-проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
-организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
-осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
-осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;
-осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;
-периодическое проведение внешнего аудита;
-привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;
-проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
-подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Между тем, по вине руководства МУП указанные выше мероприятия не выполнены.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Интересы Российской Федерации выражаются в необходимости обеспечения точного и единообразного исполнения норм законодательства о противодействии коррупции.
Непринятие МУП комплекса мер, направленных на противодействие коррупции, делает невозможным исполнение требований Федерального закона «О противодействии коррупции», недостижимыми задачи и неисполненными функции государства в сфере борьбы с коррупцией, что в целом негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства, а, следовательно, нарушает интересы Российской Федерации и жителей муниципального образования «город Махачкала».
В судебном заседании помощник прокурора города Хадисов Ш.Х. исковые требования поддержал.
В судебном заседании директор МУП «Котельная» Касумов Ш.Ю. иск не признал, при этом пояснил, что указанные в иске нарушения имели место, но в настоящее время устранены.
Суд выслушав стороны, изучив материалы дела приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона « О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, противодействие коррупции – это деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а так же приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Из справки о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции от 28.03.2017 следует, что выявлены следующие нарушения: не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции; не определено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, в договоры не введена стандартная антикоррупционная оговорка, не проводится регулярная оценка результатов по противодействию коррупции
ФЗ от 25 декабря 2008г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с п. 6 ст. 3 названного закона одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению.
Статьёй 13.3 ФЗ № 273 на организации возложены обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. В ч. 2 указанной статьи перечислены возможные меры по предупреждению коррупции.
Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2011г. утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Доводы ответчика о том что им устранены все нарушения указанные в законодательстве о противодействии коррупции не могут быть приняты судом в качестве доказательства так как они были устранены после принятия искового заявления в суд.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Махачкалы удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Котельная» в установленном действующим законодательством порядке разработать и принять следующие меры по предупреждению и противодействию коррупции:
определить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
разработать и внедрить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;
принять кодекс этики и служебного поведения работников организации,
правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
ввести процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации от формальных и неформальных санкций;
указать в трудовых договорах работников как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
определить порядок периодического проведения внешнего аудита и привлечения внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Айгунова З.Б.