Решение по делу № 33-773/2012 от 29.08.2012

Решение по гражданскому делу - кассация

Судья Некрасова Ю.Г.                                                                                                            Дело № 636/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                                                                                       11 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Чикашовой М.Н.,

судей Дамдын Л.Д., Кунгаа Т.В.,

при секретаре Монгуш С.В.,

с участием прокурора Ойдуп У.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по иску прокурора г.Кызыла в интересах Хертека Б.Б. к мэрии г. Кызыла об обязании предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июля 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Кызыла в интересах Хертека Б.Б. обратился в суд с иском к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить Сат А.Г. жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м. В обоснование иска, указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Хертека Б.Б. о нарушении его жилищных прав на получение жилого помещения. По социальному статусу Хертек Б.Б., является сиротой, отец и мать истца умерли. До совершеннолетия истец обучался в школе- интернате г. Кызыла. Хертек Б..Б. собственного жилья не имеет. Состоит на учете нуждающихся в жилье детей-сирот. В нарушение требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Хертеку Б.Б. ответчиком не предоставлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения после окончания учебного заведения, несмотря на то, что он стоит в льготной очереди по получению жилья. В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья Хертек Б.Б.., нарушено его право на жилье, гарантированное федеральным законодательством. Просили обязать мэрию г. Кызыла предоставить в течение 6 месяцев Хертек Б.Б. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующего санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.

Суд обязал мэрию города Кызыла предоставить Хертеку Б.Б. в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.

Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г.Кызыла, действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём финансовых средств (субвенций), предусмотренных г. Кызылу в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий, количество детей-сирот, состоящих на учете, установление факта перечисления денежных средств. Выяснение данных обстоятельств, по мнению ответчика, позволяет правильно определить пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.

Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что оно подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005г. № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сиpoт и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из утвержденного этим Законом Республики Тыва перечня следует, что указанными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены муниципальные образования Республики Тыва, в том числе городской округ г. Кызыла.

Судом установлено, что Хертек Б.Б. подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как Х.Б.Д. - отец Хертека Б.Б. умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № Отдела ЗАГС Кызылского кожууна), его мать - Х.Т.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № Отдела Управления ЗАГС РТ в г. Кызыле). С 1998 по 2005 год Хертек Б.Б. обучался в Государственном образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющего внеочередное право на получение жилья как сирота с 25 августа 2005 года согласно постановлению мэра г. Кызыла от 15.09.2005г. № под порядковым №.

Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела и применив нормы материального права, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и обязал мэрию г. Кызыла предоставить Хертеку Б.Б.жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12, 5 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Уйнукай А.Г. о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.

Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2012года.

Председательствующий

Судьи

33-773/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
11.09.2012Судебное заседание
13.09.2012Дело сдано в канцелярию
13.09.2012Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее