Дело № 12-671/2023
Р Е Ш Е Н И Е
07 декабря 2023 года г.Ярославль
Судья Кировского районного суда г.Ярославля Прудников Р.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, Артемьева С.М.,
представителя ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» Кутюминой С.В.,
при секретаре Соколовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
Артемьева Сергея Михайловича, <данные изъяты>,
на постановление контролера-ревизора ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» Дюковой А.В. № 0367 от 21.11.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.26 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением контролера-ревизора ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» Дюковой А.В. № 0367 от 21.11.2023 Артемьев С.М. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.26 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях» и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2.000 рублей за административное правонарушение, выразившееся в том, что 21.11.2023 г., в 08 часов 56 минут, по адресу: «г.Ярославль», в автобусе государственный регистрационный знак Т 946 ЕХ 76, бортовой номер 12056, маршрут № 92, пассажир Артемьев С.М. «осуществил проезд без оплаты, а именно не прошла оплата», чем нарушил требования п.3 Порядка подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах Ярославской области, утвержденного постановлением правительства Ярославской области от 25.08.2021 г. № 571-п.
Артемьев С.М. обратился в суд с жалобой на вышеупомянутое постановление, в которой ставится вопрос об его отмене.
В жалобе указывается, что, зайдя в автобус, Артемьев С.М. сразу оплатил проезд, но оплата не прошла, так как Артемьев С.М. перевел деньги на счет проездного билета 21.11.2023 г., в 08 часов 44 минуты, в универсальной кассе, но на счет эти деньги не зачислились. Поскольку Артемьеву С.М. нужно было ехать до проспекта Ленина г.Ярославля, он решил подождать, пока проездной активируется, ввиду отсутствия у него других способов оплаты проезда.
Кроме того, Артемьев С.М. утверждает, что на видеозаписи из автобуса видно, как он пытался оплатить проезд, следовательно, закон нарушать он не собирался.
В судебном заседании Артемьев С.М. жалобу поддержал.
Представитель ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» Кутюмина С.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Контролер-ревизор ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» Дюкова А.В. не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем ее неявка не препятствует рассмотрению жалоб по существу.
Проверив материалы дела в полном объеме по правилам ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья находит оспариваемое постановление подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Приходя к такому решению, судья учитывает, что согласно ст.24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
Исходя из норм ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, место совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, относятся к неотъемлемым элементам протокола об административном правонарушении.
В силу п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении подлежат отражению обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
С учетом вышеизложенных положений закона место совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, являются обстоятельствами, подлежащими обязательному доказыванию при производстве по делу об административном правонарушении, а также указанию в постановлении по делу об административном правонарушении.
При этом по смыслу закона место совершения административного правонарушения должно быть уточнено в протоколе и в постановлении по делу об административном правонарушении до степени, позволяющей определить не только муниципальное образование в пределах субъекта Российской Федерации, но и другие административно-территориальные единицы в границах муниципального образования (улицу либо участок местности с адресной привязкой), где совершались действия либо допускалось бездействие, образующие объективную сторону состава вменяемого правонарушения.
Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении № 0877 пр от 21.11.2023 г. место совершения Артемьевым С.М. административного правонарушения не отражено, в том числе, не упомянуты даже субъект Российской Федерации, муниципальное образование или населенный пункт, где совершено правонарушение.
Исходя из положений ч.2 ст.26.2, п.3 ч.4 ст.28.1 и ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является доказательством и одновременно с этим процессуальным документом, составление которого влечет за собой возбуждение дела об административном правонарушении в отношении конкретного лица. Таким образом, согласно требованиям ч.1 ст.1.6 и ч.3 ст.26.2 КоАП РФ отсутствие в протоколе об административном правонарушении № 0877 пр от 21.11.2023 г. данных, прямо предусмотренных законом, исключает возможность использования такого протокола как в качестве допустимого доказательства, так и в качестве надлежащего процессуального акта о возбуждении дела об административном правонарушении.
Помимо этого, в постановлении по делу об административном правонарушении № 0367 от 21.11.2023 г. имеется ссылка лишь на то, что вменяемое Артемьеву С.М. правонарушение совершено в г.Ярославле. Однако данная ссылка сама по себе не достаточна для правильного и надлежащего установления места совершения административного правонарушения, в том числе и ввиду того, что г.Ярославль разделен на районы, в границы которых входят конкретные улицы, подпадающие полностью либо частично в зависимости от адресной привязки под территориальную юрисдикцию различных районных судов.
Одновременно с этим диспозиция ч.2 ст.26 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях» предусматривает административную ответственность за неподтверждение пассажиром в порядке, установленном нормативным правовым актом Ярославской области, оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, предусмотренных федеральным законодательством, а также неподтверждение пассажиром в указанном порядке права на бесплатный проезд или льготный проезд при проезде по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском и пригородном сообщении, полномочия по установлению которых перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также при проезде по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении, установленным в границах муниципальных образований, полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом которых отнесены в порядке перераспределения к полномочиям органов государственной власти.
При этом нормы ч.2 ст.26 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях» являются специальными по отношению к общим положениям, закрепленным в ч.1 той же статьи, предусматривая повышенную административную ответственность за квалифицированный состав правонарушения, обязательным и отличительным признаком которого является категория маршрута общественного транспорта, при проезде в котором было совершено соответствующее деяние.
В связи с этим проезд в общественном транспорте без оплаты или не прохождение оплаты проезда, на что имеется ссылка в постановлении № 0367 от 21.11.2023 г., к признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.36 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», не относятся.
Кроме того, указание, сделанное в постановлении № 0367 от 21.11.2023 г. при формулировке события административного правонарушения, на проезд Артемьева С.М. без оплаты в автобусе маршрута № 92 (без уточнения категории этого маршрута), также самостоятельно не достаточно для установления наличия таком деянии всех обязательных элементов, образующих объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.36 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях».
С учетом вышеизложенного обстоятельства, на основании которых в отношении Артемьева С.М. было вынесено постановление № 0367 от 21.11.2023 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.36 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», не могут быть признаны доказанными.
При этом, поскольку стадия подготовки дела к рассмотрению, на которой подлежат устранению недостатки протокола об административном правонарушении, в настоящее время является невосполнимой, дело не подлежит направлению на новое рассмотрение.
Следовательно, недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление № 0367 от 21.11.2023 г., влечет за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении Артемьева С.М.
Отзыв на жалобу представителя ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» не содержит указаний на обстоятельства, опровергающие вышеуказанные выводы, поэтому приведенные в отзыве аргументы не могут служить достаточным основанием для оставления оспариваемого постановления без изменения.
Доводы жалобы Артемьева С.М. судья в решении отдельно не оценивает, так как в сложившейся ситуации самостоятельного правового значения они не имеют и на исход дела повлиять не способны.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление контролера-ревизора ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» Дюковой А.В. № 0367 от 21.11.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.26 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Артемьева Сергея Михайловича отменить, а производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Прудников Р.В.