ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6289/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 10 ноября 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Мизоновой М.Л. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Алтай от 20 августа 2020 г., вынесенное в отношении ООО «Коммунальщик» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Мизоновой М.Л. от 13 апреля 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 2 июля 2020 г., ООО «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Алтай от 20 августа 2020 г. указанные акты отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе заместитель руководителя - начальник отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Мизонова М.Л. просит решение судьи Верховного Суда Республики Алтай отменить, считая его незаконным.
Изучив материалы об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 2.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай, утвержденного приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 17 июня 2019 г. № 301-Д, территории муниципальных образований Республики Алтай подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частота вывоза ТКО определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО и договора об оказании услуг по обращению с ТКО (п. 5.29 Порядка).
Как следует из материалов данного дела, основанием для его возбуждения послужили изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и решении судьи районного суда выводы о том, что ООО «Коммунальщик», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории административно-производственного объединения – 1 (г. Горно-Алтайск, Майминский район, Чемальский район, Чойский район, Турочакский район), 9 января 2020 г. не приняло мер к своевременному сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Горно-Алтайска из контейнеров по ул. Пушкина, 170, что привело к их переполнению, чем нарушило требования ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13, ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, п. 2.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай, утвержденного приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 17 июня 2019 г. № 301-Д.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда, судья Верховного Суда Республики Алтай пришел к выводу о том, что положения приведенных выше нормативно-правовых актов, нарушение которых вменено ООО «Коммунальщик», не регламентируют периодичность вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок. В связи с этим суд признал необоснованными выводы должностного лица административного органа о совершении ООО «Коммунальщик» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
По изложенным основаниям судья Верховного Суда Республики Алтай отменил постановление административного органа и решение судьи районного суда, прекратив производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Необходимо учитывать, что КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. При этом не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ закреплена возможность отмены судебного акта о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступившего в законную силу решения судьи Верховного Суда Республики Алтай в соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, не установлено.
Данных, указывающих на то, что судьей Верховного Суда Республики Алтай допущены существенные нарушения, имеющие фундаментальный, принципиальный характер, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Решение судьи Верховного Суда Республики Алтай от 20 августа 2020 г., вынесенное в отношении ООО «Коммунальщик» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Мизоновой М.Л. – без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов