75RS0029-01-2023-001071-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 г. г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе:
председательствующего, судьи Быковой Ю.В.
При секретаре Дунаевой Е.В.,
с участием представителя процессуального истца заместителя прокурора Нерчинского района Рыжинской Е.В.
представителя ответчика по доверенности Пляскиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2- 439/2023 по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края о понуждении к действию,
У с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района по обращению и.о. генерального директора КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» Носенко А.С. проведена проверка законодательства о муниципальной собственности, по результатам которого на территории г. Нерчинска выявлены бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что в № на территории производственной базы филиала предприятия - Нерчинский ДЭУч имеется теплотрасса, сведения о принадлежности которой у предприятия отсутствуют. Согласно информации Департамента государственного имущества и земельных отношений, а также администрации муниципального района «Нерчинский район» указанный объект не является их собственностью. Соответственно, фактически данная теплотрасса, является бесхозяйным объектом жилищно-коммунального хозяйства.
По указанным нарушениям прокуратурой района 27.01.2023 в адрес администрации городского поселения «Нерчинское» внесено представление об устранении нарушений, однако по результатам его рассмотрения администрацией городского поселения «Нерчинское» представление заместителя прокурора района не удовлетворено, нарушения не устранены.
Несмотря на то, что филиал КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» - Нерчинский ДЭУч, осуществляет эксплуатирование указанной теплотрассы, собственником его не является, иных собственников не имеется, соответственно, теплотрасса является бесхозяйной, в связи с чем обязанность по принятию на учет бесхозяйного объекта в силу ч.3 ст.225 ГК РФ, а также ч.б ст. 15 ФЗ №190 лежит на администрации городского поселения «Нерчинское».
Наличие бесхозяйного объекта жилищно-коммунального хозяйства влечет к ненадлежащей организации тепло-водоснабжения населения администрацией городского поселения «Нерчинское», отсутствию должного контроля за его техническим состоянием, что может повлечь создание аварийных ситуаций и нарушению прав неопределенного круга лиц, что является недопустимым.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что отопительный сезон 2023-2024 начинается с 15.09.2023 года, а объекты коммунальной инфраструктуры не готовы к ее прохождению в нормальном режиме, что создает угрозы срыва отопительного сезона, необходимо обратить решение к немедленному исполнению, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ.
Прокурор просит суд признать объект жилищно-коммунального хозяйства - теплотрассу, расположенную по ,,,, бесхозяйным имуществом.
Обязать администрацию городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, проверки наличия документе необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения.
Обязать администрацию городского поселения «Нерчинское муниципального района «Нерчинский район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.
Обязать администрацию городского поселения «Нерчинское муниципального района «Нерчинский район» уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объект теплоснабжения и направить в орган государственного энергетического надзор заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения до определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения.
Обратить решение к немедленному исполнению в связи с начало отопительного сезона 2023-2022 гг. с 15.09.2023.
По делу назначено судебное разбирательство.
В судебном заседании представитель процессуального истца, заместитель прокурора Нерчинского района Рыжинская Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации городского поселения «Нерчинское» Пляскина Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагает, что передача тепловых сетей без котельной не возможна.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста главный государственный инспектор Забайкальского края Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Потапов А.В. пояснил, при проверки готовности к отопительному сезону проводится отдельная проверка котельной и тепловых сетей, тепловые сети являются самостоятельным объектом коммунальной инфраструктуры, поскольку к ним возможно подключить не только стационарную котельную, но и модульную. О состоянии тепловых сетей по ул.Дорожная ему не известно, т.к он эту теплотрассу никогда не проверял, о ее наличии ему информацию не доводили.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имуществ недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объект незавершенного строительства.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органов регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядок установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Министерством экономического развития Российской Федерации установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приказ от 10 декабря 2015 года №931).
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городского поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.
Кроме того, согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно ч.б ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-4 «О теплоснабжении РФ» в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверить наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечения выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта технологии. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения.
Из материалов дела судом установлено, что к прокурору Нерчинского района обратился руководитель КГУП « Автомобильные дороги Забайкалья» указав, что на территории предприятия Нерчинской ДЭУч, расположенного по адресу ,,, находится теплотрасса, информация о принадлежности теплотрассы у предприятия отсутствует. На обращения в администрацию городского поселения «Нерчинское» с просьбой установления принадлежности данного имущества к муниципальной собственности, а в случае отсутствия данного имущества на балансе муниципального образования- решить вопрос о признании указанного имущества бесхозяйным. Ответ на обращение не поступил ( л.д.6-9,10).
Из представленной в материалы дела переписки руководитель КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» неоднократно обращался в органы местного самоуправления Нерчинского района для разрешения вопроса о принятии теплотрассы в муниципальную собственность ( л.д.11-21).
Теплотрасса по у.Дорожная ,,, собственностью Забайкальского края не является ( л.д.11).
На основании изложенного, прокурором Нерчинского района в адрес главы городское поселение «Нерчинское» внесено преставление о принятии бесхозяйного объекта жилищно-коммунального хозяйства, что в противном случае повлечет к ненадлежащей организации тепло-водоснабжения населения городского поселения, отсутствие должного контроля за объектом может повлечь создание аварийной ситуации и нарушению прав неопределённого круга лиц. ( л.д.24-25).
Администрацией городского поселения «Нерчинское» представление прокурора оставлено без удовлетворения, со ссылкой письмо Минфина России от 22 мая 2013 года № 03-05-05-01/18212 от 11 апреля 2013 года № 03-05-05-01/11960 указав, что тепловые сети являются неотъемлемой частью котельной и принятие их на баланс не возможно.
Из материалов дела установлено, что котельная по адресу № находится на территории Нерчинской ДЭУч, является собственность Забайкальского края находится в оперативном управлении, данная котельная отапливает предприятие и дома по ул.Дорожная, тепловые сети в чьей либо собственности не находятся.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что объект жилищно-коммунального хозяйства - теплотрасса, расположенная по ,,,, является бесхозяйным имуществом. В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-4 «О теплоснабжении РФ» и ст. 225 ГК РФ, нарождение на территории городского поседения бесхозяйного объекта- тепловых сетей, обеспечивающих тепловой энергией неопределенный круг лиц не допустимо.
Доводы представителя ответчика о том, что не тепловые сети являются неотъемлемой частью котельной, со ссылкой на письмо Минфина России от 22 мая 2013 года № 03-05-05-01/18212 от 11 апреля 2013 года № 03-05-05-01/11960, являются несостоятельными, поскольку данные письма нормативно-правовыми актами не являются, носят разъяснительный характер по порядку расчета налога на имущество организаций.
Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о том, что недвижимая вещь – теплотрасса по адресу ,,, не зарегистрирована на кем-либо на каком-либо вещном праве, а значит не имеет собственника, собственник неизвестен и его невозможно установить, бесхозяйная недвижимая вещь объекта теплоснабжения должна быть принята на учет в установленном законом порядке органом местного самоуправления- администраций городского поселения «Нерчинское», при принятии бесхозяйного объекта на учет администрации необходимо провести действия
Наличие бесхозяйного объекта жилищно-коммунального хозяйства влечет к ненадлежащей организации тепло-водоснабжения населения администрацией городского поселения «Нерчинское», отсутствию должного контроля за его техническим состоянием, что может повлечь создание аварийных ситуаций и нарушению прав неопределенного круга лиц, что является недопустимым. Администрации городского поселения необходимо обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, проверки наличия документе необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения, уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объект теплоснабжения и направить в орган государственного энергетического надзор заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения до определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения.
В соответствии с положениями ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В связи с тем, что отопительный сезон 2023-2024 начинается с 15.09.2С23 года, а объекты коммунальной инфраструктуры не готовы к ее прохождению в нормальном режиме, что создает угрозы срыва отопительного сезона, необходимо обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Нерчинского района -удовлетворить.
Признать объект жилищно-коммунального хозяйства - теплотрассу, расположенную по ,,,, бесхозяйным имуществом.
Обязать администрацию городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, проверки наличия документе необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения.
Обязать администрацию городского поселения «Нерчинское муниципального района «Нерчинский район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.
Обязать администрацию городского поселения «Нерчинское муниципального района «Нерчинский район» уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направить в орган государственного энергетического надзор заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения до определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в делу. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос, о правах и обязанностях, которых, был разрешен судом.
Апелляционные жалоба, представление подаются через Нерчинский районный суд Забайкальского края в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий, судья
Мотивированное решение принято судом 17.07.2023 года.