2-2261/2024
44RS0001-01-2024-002057-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Ковунева А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыжовой А.М., с участием представителя истца Герцева Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамукашвили Р.П. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возобновлении выплат, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Мамукашвили Р.П. обратился в Свердловский районный суд г.Костромы и указывает, что <дата> обратился в адрес ответчика с заявлением о возобновлении выплат в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения в связи с № с <дата> год, однако ответчик отказал в возобновлении выплаты. Полагает, что решение ответчика нарушает его право на социальную поддержку в момент наступления тяжёлой жизненной ситуации. В настоящее время ответчик не выплатил ЕДК за ноябрь и декабрь 2023 года, а также за январь и февраль 2024 года., расчёт точной суммы компенсации заявителю не известны. Ответчик причинил истцу нравственные страдания, в связи с чем ему причинен моральный вред в размере 50 000 руб. На основании изложенного, просит: восстановить нарушенные его право на социальную поддержку с последующей выплатой ЕДК, взыскать с ответчика 50 000 руб. компенсации морального вреда.
Истец Мамукашвили Р.П. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в своё отсутствие, в ходатайстве также указывал, что исковые требования поддерживает в полном объеме, полагает, что на момент обращения к ответчику за возобновлением выплаты у него никаких задолженностей не имел.
Представитель ответчика Герцева Л.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ответчик исковые требования не признает, поскольку Мамукашвили Р.П. являлся получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации по категории «Инвалид», которая была приостановлена на основании пп.1 п.15 Порядка выплата ежемесячной денежной компенсации, поскольку у ОГКУ «ЦСВ» на момент получения заявления о возобновлении выплаты имелись документы о наличии у Мамукашвили Р.П. непогашенной судебной задолженности, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований в полном объеме не имеется.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО ТГК №2, ООО УК «Юбилейный 2007», ООО УК «Ремжилстрой+», ООО «Новатэк-Кострома», ООО «ЭкоТехноМенеджмент» уведомлены надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч. 2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).
В силу ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно ст. 31 данного Федерального закона, в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной услугой является предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу п. 2 ст. 4 данного Федерального закона к основным принципам предоставления государственных услуг относится заявительный порядок обращения за их предоставлением.
Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011 №57-а «О предоставлении мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан» в связи с переходом на оказание государственных услуг в электронном виде утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан.
Порядок определяет механизм предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным законодательством в форме ежемесячной денежной компенсации (п. 1).
Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации имеют отдельные категории граждан, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат».
Согласно Приложению №1 к настоящему Порядку, к гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации относятся инвалиды.
В соответствии с пп. 2 п. 4 Порядка назначение ежемесячной денежной компенсации производится Центром гражданам, впервые обратившимся за получением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - с первого числа месяца, следующего за датой обращения и предъявления документов, указанных в п. 4.2 настоящего Порядка, в областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» или его обособленное структурное подразделение (далее - МФЦ).
В силу пп. 1 п. 4.1 Порядка основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации является обращение гражданина (представителя гражданина) посредством личного обращения в МФЦ с заявлением и документами, указанными в п. 4.2 Порядка.
Согласно п. 4.2 Порядка, в перечень документов, необходимых для предоставления ежемесячной денежной компенсации, входят: 1) заявление о назначении меры социальной поддержки по форме, установленной департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) документы, дающие право на получение мер социальной поддержки, в частности, один из следующих: удостоверение о праве на меры социальной поддержки установленного образца; справка о праве на меры социальной поддержки; справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; 4) справка органа Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства о назначении ежемесячной денежной выплаты; 5) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
В соответствии с п. 4.4 Порядка Центр регистрирует поступившие от МФЦ или от гражданина, а также полученные в порядке межведомственного электронного взаимодействия документы не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их получения Центром, рассматривает их и принимает решение о назначении ежемесячной денежной компенсации и определении ее размера или об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации. Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации и определении ее размера или об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации принимается Центром в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в п. 4.2 настоящего Порядка, в Центре. О принятом решении гражданин уведомляется письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно материалам гражданского дела, Мамукашвили Р.П., <дата> г.р. установлена № на период до <дата>, что подтверждается справкой №, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Костромской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы от <дата>.
Мамукашвили Р.П. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, что сторонами в ходе рассмотрения гражданского дела не оспаривалось.
Согласно п.5 Устава ОГКУ «Центр социальных выплат», Центр является некоммерческой организацией, созданной Костромской областью в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» для обеспечения полномочий департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по решению практических задач в сфере предоставления социальных выплат и компенсаций, путем изменения типа существующего областного государственного учреждения «Центр социальных выплат», финансируемой за счет средств бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.
Целью создания Центра является обеспечение полномочий департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению социальных выплат и компенсаций. Предметом деятельности Центра является назначение и предоставление гражданам, проживающим на территории Костромской области, социальных выплат, компенсаций в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством (п. п. 16, 17).
К основным функциям Центра отнесено назначение, расчет и выплата мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан (п.18).
Для выполнения функций Центр осуществляет основные виды деятельности, в том числе: осуществление приема от граждан документов для назначения и предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи; осуществление приема граждан, рассмотрение письменных обращений, оказание содействия гражданам в получении необходимых документов, проведение информационно-разъяснительной работы, проведение мониторинга по предоставлению мер социальной поддержки (п.19).
Из материалов дела также следует, что с <дата> Мамукашвили Р.П. являлся получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации по категории №
Согласно справке о социальных выплатах № от <дата> Мамукашвили Р.П. в период с <дата> по <дата> получал ежемесячные выплаты по категории «Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», «Ежемесячная денежная компенсация федеральным льготникам на оплату взносов за капитальный ремонт», а также «Ежемесячную государственную социальную помощь малоимущим».
Мамукашвили Р.П. от <дата> обратился в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о возобновлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с продлением группы инвалидности.
Как указывает, ответчик и это не оспорено истцом, решением ОГКУ «ЦСВ» ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была продлена за период с <дата> по <дата>, однако выплата не была возобновлена ввиду наличия непогашенной судебной задолженности, о чём был уведомлен Мамукашвили Р.П. (письмо от <дата> №).
Не согласившись с указанным решением, Мамукашвили Р.П. обратился в суд с указанным исковым заявление, в обоснование которого указывает на отсутствие задолженности за оплату коммунальных услуг.
Согласно п.2 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более, чем за три последних года.
Согласно п. 15 Порядка выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается на основании решения, принятого Центром в следующих случаях: 1) получения Центром из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства информации о наличии у гражданина непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором судебный акт вступил в законную силу; 2) получения Центром информации об изменении состава семьи, перемены гражданином места жительства (пребывания), площади занимаемого жилого помещения, основания получения ежемесячной денежной компенсации, обнаружения недостоверности представленных ранее документов либо иных обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления ежемесячной денежной компенсации с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Центр получил указанную информацию; 3) истечение срока, на который была установлена инвалидность, - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; 4) неполучения ежемесячной денежной компенсации в течение 6 месяцев подряд в случае доставки ее через почтовые отделения связи - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.
Согласно п. 15.1 Порядка возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Центром было получено от гражданина заявление о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации по форме, установленной департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области. К заявлению о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации прилагаются: 1) документы об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по которым ранее образовалась задолженность, - в случае приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с обстоятельством, указанным в подпункте 1 пункта 15 настоящего Порядка; 2) документы, подтверждающие возникновение обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, - в случае приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с обстоятельством, указанным в подпункте 2 пункта 15 настоящего Порядка; 3) справка, подтверждающая факт продления срока установления инвалидности, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, в случае приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с обстоятельством, указанным в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка. Ежемесячная денежная компенсация, которая была приостановлена в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1, 2, 4 пункта 15 настоящего Порядка, выплачивается за весь период, в течение которого выплата указанной ежемесячной денежной компенсации была приостановлена (со дня приостановления), но не более чем за три года, при условии, что в указанный период гражданином не было утрачено право на получение ежемесячной денежной компенсации. Ежемесячная денежная компенсация, которая была приостановлена в связи с обстоятельством, указанным в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка, выплачивается с месяца, с которого гражданин вновь признан инвалидом. В случаях пропуска гражданином срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением группы инвалидности за прошлое время выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется со дня, с которого гражданин вновь признан инвалидом, независимо от срока, прошедшего после прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации, но не более чем за три года.
Заявление о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации рассматривается Центром не позднее 5 рабочих дней со дня получением Центром указанного заявления со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 15.1 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения заявления о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации и документов, указанных в пункте 15.1 настоящего Порядка, Центр принимает решение о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации или об отказе в возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации. О принятом решении гражданин уведомляется письменно в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 15.2 Порядка)
Так, из ответа ОСП по Фабричному округу г.Костромы следует, что на ноябрь 2023 г. были возбуждены следующие исполнительные производства:
от <дата> за №-ИП, статус исполнительного производства – в исполнении, взыскатель: МУП г.Костромы «Городские сети», возбуждено на основании ВС №, сумма долга – 3 975,05 руб., сущность – задолженность по платежам за газ, тепло и электроэнергию;
от <дата> за №-ИП, статус исполнительного производства – в исполнении, взыскатель: ПАО ТГК №2, возбуждено на основании ВС №, сумма долга – 20 643,68 руб., сущность – задолженность по платежам за газ, тепло и электроэнергию;
от <дата> за №-ИП, статус исполнительного производства – в исполнении, взыскатель: ПАО ТГК №2, возбуждено на основании ВС №, сумма долга – 13 016,55 руб., сущность – задолженность по платежам за газ, тепло и электроэнергию;
от <дата> за №-ИП, статус исполнительного производства – в исполнении, взыскатель: ПАО ТГК №2, возбуждено на основании ВС №, сумма долга – 20 697,97 руб., сущность – задолженность по платежам за газ, тепло и электроэнергию.
Кроме того как следует ответа на запрос суда ПАО «Территориальная генерирующая компания №» от <дата>, организация осуществляет поставку тепловой энергии, в том числе для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных и частных домах. По адресу: <адрес> открыто 2 лицевых счета:. л/с № открыт с <дата> по <дата> год (лицевой счет архивный); л/с № открыт с <дата> (лицевой счет действующий). Задолженность по лицевому счету № составляет 31358,87руб., задолженность по лицевому счету № составляет 45687,48 руб., в отношении Мамукашвили Р.П., <дата> г.р., взысканы на основании судебных актов следующие периоды задолженности, которые на текущий момент перед ПАО «ТГК №» не погашены: по л/с № взыскана задолженность по судебному приказу № от <дата> за период с <дата> по <дата> по пеням в размере 5 348,58руб., расходы по оплате государственной пошлине в размере 200 руб.; взыскана задолженность за период с <дата> по <дата> в размере 11509,18руб., пени в размере 1000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 500,37руб. № взыскана задолженность за период с <дата> по <дата> в размере 19849,69 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 793,33руб. № по л/с № взыскана задолженность по судебному приказу № от <дата> за период с <дата> по <дата> в размере 7438,37руб., пени в размере 1063,34руб., начисленные с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., взыскана задолженность за период с <дата> по <дата> в размере 13821,29 руб., пени в размере 985,34руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 592,27руб. № взыскана задолженность за период с <дата> по <дата> в размере 18547,88 руб., пени в размере 1354,01 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 796,08руб. №
Согласно ответу на запрос суда от <дата> ООО «ЭкоТехноМенеджмент», <дата> МССУ № 10 Ленинского судебного района г. Костромы вынесен судебный приказ №, которым с Мамукашвили Р.П., <дата> г.р., в пользу ООО «ЭкоТехноМенеджмент» взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО по адресу: <адрес> – за период с <дата> по <дата> в сумме 4235 руб., а так же расходы по оплате госпошлины. Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен на основании возражений должника, задолженность за данный период не погашена, задолженность за период с <дата> по дату ответа на запрос а судебном порядке не взыскивалась, по задолженности по отмененному судебному приказу подготовлено исковое заявление.
Согласно сведениям МУП г. Костромы «Городские сети» предоставленным на запрос ответчику, решением МССУ № 12 Ленинского судебного района г. Костромы от <дата> с Мамукашвили Р.П., <дата> г.р., в пользу предприятия взыскана задолженность по оплате за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> в размере 3575,05 руб., заочное решение вступило в законную силу <дата>, по состоянию на <дата> имеется судебная задолженность по оплате за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» по адресу: <адрес> - в сумме 3575,05 руб., поскольку решение решением МССУ № 12 Ленинского судебного района г. Костромы от <дата> не исполнено.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Право истца, как ... на предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в части платы за содержание жилого помещения, лицами, участвующими в деле не оспаривается. Вместе с тем, из действующей на момент обращения Мамукашвили Р.П. редакции п.2 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, следует, что данная компенсация не предоставляется при наличии вступившего в законную силу судебного акта о непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. При этом на момент обращения Мамукашвили Р.П. в ОГКУ «Центр социальных выплат» задолженности по оплате коммунальных услуг у последнего имелись, что объективно подтверждается собранные по делу доказательствами.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств
В силу ст. 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Истец, не смотря на вышеприведенные требования процессуального законодательства свои доводы об отсутствии таковой ничем объективно не подтвердил, сведений о причинах по которым образовалась задолженность перед вышеприведенными поставщиками коммунальных услуг суду так же не сообщил, а равно как и сведений о том, какие действия предпринимались по ее погашению.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что ОГКУ «Центр социальных выплат», не смотря наличие подтвержденного согласно представленным с заявлением от <дата> документам права на получение вышеуказанной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обосновано не возобновил выплату такой компенсации в силу положений п. 2,15.1 Порядка, по вышеуказанному заявлению истица от <дата>, и поскольку в учреждение заявлений от Мамукашвили Р.П. с документами об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по которым ранее образовалась задолженность не поступало, сведений о чем материалы дела не содержат, правовых оснований для обязания ответчика возобновить данную выплату, о чем заявлено истцом в его исковых требованиях не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Положениями ст. 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в том числе, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
По смыслу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 года N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Согласно п. 37 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 года N 33 моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Возможность компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда в соответствии со ст. 1100 ГК РФ в настоящем случае исключается, таким образом ответственность по ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ в данном случае у причинителя вреда по заявленным истцом доводам наступает на общих основаниях, предусмотренных ст. 1064 ГК РФ, при наличии обозначенных в ней условий, а именно: наличие вреда; противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда; причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вина причинителя вреда.
Поскольку суд не установил в ходе рассмотрения дела наличия противоправного поведения, в форме действия или бездействия, со стороны должностных лиц ответчика, в данном случае основания для взыскания заявленной истцом компенсации морального вреда вследствие, указанных в обоснование иска обстоятельств не имеется и требования в данной части так же подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мамукашвили Р.П. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возобновлении выплат, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Ковунев А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2024 года.