<№>
Решение
Именем Российской Федерации
18 сентября 2023 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Ю.А.,
при секретаре Кизирян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников недвижимости «Цветной» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома, обеспечить ее содержание,
установил:
администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с иском к товариществу собственников недвижимости «Цветной» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома, обеспечить ее содержание.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Положением об администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от <Дата> <№>, администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории <адрес>, в том числе по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В рамках своих полномочий администрацией района был выявлен факт отсутствия на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>. контейнерной площадки для сбора отходов, а также контейнеров для твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.Ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора твердых коммунальных отходов на территории многоквартирного дома лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.Управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес> осуществляет ответчик. На территории многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес> контейнерная площадка для сбора отходов отсутствует, обслуживаемая территория сборниками для твердых коммунальных и крупногабаритных отходов управляющей организацией не обеспечена.Таким образом, в действиях ответчика усматриваются нарушения обязательных требований по содержанию МКД в части оборудования на обслуживаемой территории мест накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика в течении двух месяцев с момента вынесения решения в полном объеме организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес> обеспечить его содержание. Взыскать судебную неустойку, в случае неисполнения решения суда, в размере 5 000 рублей, за каждый день неисполнения решения суда.
Представитель истца Простомолотова О.А. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные исковые требования, указав, что процедура, необходимая для оформления места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес> соответствии с нормами действующего законодательства ответчиком соблюдена не была.
Представитель ответчика Третьякова А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила возражения на исковое заявление, в которых, в частности, указала, что место (площадка) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес> полностью организована и согласована с муниципалитетом.
Иные лица, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений относительно исковых требований не представили, об отложении дела не ходатайствовали.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исследовав и оценив все представленные доказательства, выслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции РФ и статья 8 Федерального закона N 52-ФЗ от <Дата> "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от <Дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от <Дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ от <Дата> "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. (пункты "д", "д(2)" пункта 11 Правил).
Согласно пункту 11 (1) названных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 290, принятым во исполнение вышеназванного пункта Правил, в работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включена организация и содержание мест накопления твердых бытовых отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от <Дата> N 170, именно организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
В силу требований частей 2, 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом она несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из положений статьи 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу <№> от <Дата> организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Более того, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, где также указаны работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26 (1).
Согласно подп. д (2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 491 содержание общего имущества включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что управление многоквартирным домом г. Саратов, <адрес> осуществляет товарищество собственников недвижимости «Цветной».
Установлено также, что на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, организованного ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, не имеется.
Согласно ответу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» от <Дата>, место (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Саратов, <адрес> является бесхозным. Заявка на включение сведений в реестр мест (площадок) накопления ТКО или иных документов, касающихся организации места (площадок) накопления ТКО от ТСН «Цветной» не поступало. Учитывая, что указанное место не соответствует требованиям действующих санитарных норм и правил, в ближащее время запланирована его ликвидация.
Поскольку обязанность по организации места накопления отходов управляющей организацией должным образом не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Возлагая на ответчика обязанность по организации, обустройству и содержанию контейнерной площадки, суд учитывает действующие правовые нормы и исследованные по делу доказательства, что собственники многоквартирного дома, выбрав способ управления домом передали управляющей организации функции по установке на придомовой территории контейнеров для размещения ТКО.
Из содержания ст. 206 ГПК РФ следует, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Доказательств должного исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении вышеуказанным многоквартирным домом ответчиком по правилам статьи 56 ГПК РФ предоставлено не было.
На основании изложенного и с учетом положений статьи 206 ГПК РФ суд, считает необходимым обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии всех необходимых процедур место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирного дома, находящегося в обслуживании, а также обеспечить его содержание.
В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Из разъяснений, изложенных в п. 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> <№> «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», следует, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка). Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
На основании судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре и о присуждении судебной неустойки выдаются отдельные исполнительные листы в отношении каждого из этих требований. Судебный акт в части взыскания судебной неустойки подлежит принудительному исполнению только по истечении определенного судом срока исполнения обязательства в натуре. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем. Такой факт не может быть установлен банком или иной кредитной организацией (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> <№>).
При определении периода присуждения судебной неустойки за неисполнения обязательств в натуре следует установить должнику срок для добровольного исполнения требований кредитора.
С учетом того, что решением суда на ответчика возложены определенные обязанности, в целях побуждения должника к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), суд полагает обоснованными требования истца о взыскании судебной неустойки в случае неисполнения решения суда, и, учитывая конкретные обстоятельства дела, на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения полагает возможным определить ее размер в 50 руб. в день.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «город Саратов» в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников недвижимости «Цветной» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома, обеспечить ее содержание удовлетворить частично.
Возложить на товарищество собственников недвижимости «Цветной» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес> обеспечить его содержание..
В случае неисполнения решения суда в установленный в решении суда срок взыскать с товарищество собственников недвижимости «Цветной» судебную неустойку, из расчета 50 руб. в день за каждый день неисполнения решения суда по день фактического исполнения решения суда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Цветной» в доход муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
Судья Ю.А. Ткаченко