УИД57RS0024-01-2024-000511-71
Дело № 2-548/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2024 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.
при секретаре судебного заседания Жирковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению муниципального казенного учреждения «Жилищное управление города Орла» к Девятину Сергею Игоревичуо выселении и снятии с регистрационного учета, заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение «Жилищное управление <адрес>» (далее МКУ «Жилищное управление <адрес>») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО3 (далее – ФИО2) о выселении и снятии с регистрационного учета, заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что комната, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью и значится в Едином реестре муниципального имущества <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <адрес> на Управление городского хозяйства администрации <адрес>, жилищный отдел администрации <адрес> и Управление муниципального имущества и землепользования администрации <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать переселение граждан из <адрес> в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» на 2019-2025 годы».
Аварийный многоквартирный <адрес> включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» на 2019-2025 годы»
В соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для переселения из <адрес> ФИО3 предоставлена по договору социального найма <адрес> общей площадью 19,6 кв.м. по адресу: <адрес>, которая является муниципальной собственностью и значится в Едином реестре муниципального имущества <адрес>.
До настоящего времени ФИО2 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не заключил.
В связи с чем, просит обязать ФИО2 заключить договор социального найма жилого помещения, <адрес>, общей площадью 19,6 кв.м., по адресу: <адрес>, предоставленной на основании постановления администрации <адрес>. Выселить ФИО2 из <адрес> со снятием с регистрационного учета.
Представитель истца МКУ «Жилищное управление <адрес>» по доверенности ФИО5, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО6, в судебном заседании в порядке положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагала заявленные МКУ «Жилищное управление <адрес>» требования законными и обоснованными.
Ответчик ФИО2, извещенный судом надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
В силу положений статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судом в протокольной форме определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантирует, что право частной собственности охраняется законом.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно положениям статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных Федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи
до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежнимис одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире,им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом, неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно пунктам 12 и 20 указанного Положения Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
Поскольку потребительские свойства жилых помещений определяются,
в первую очередь, размером жилых помещений, а также количеством комнат, имеющихся в жилом помещении, постольку на суде лежит обязанность оценивать предлагаемый вариант жилого помещения для переселения граждан на соответствие названным критериям.
Вместе с тем, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 37 постановления Пленума от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, судам следует проверить, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.
В силу статьи 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию о том, что сами же по себе положения статьи 89 ЖК РФ, гарантирующие определенные условия проживания граждан, переселяемых в другие жилые помещения, направлены на обеспечение защиты их интересов и потому не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы. При этом следует учитывать, что положения части 1 статьи 89 ЖК РФ не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности проживания в данном помещении конкретных лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 554-О-О, от 28 мая 2009 года N 605-О-О, от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О).
По смыслу вышеуказанных норм права и разъяснений законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, квартира, расположенная по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и значится в Едином реестре муниципального имущества <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> признан аварийным
и подлежащим сносу.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <адрес>» на Управление городского хозяйства администрации <адрес>, жилищный отдел администрации <адрес> и Управление муниципального имущества и землепользования администрации <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать переселение граждан из <адрес> в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» на 2019-2025 годы».
Аварийный многоквартирный <адрес> включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» на 2019-2025 годы»
В соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для переселения из <адрес> ФИО3 предоставлено по договору социального найма <адрес> общей площадью 19,6 кв.м. по адресу: <адрес>, которая является муниципальной собственностью и значится в Едином реестре муниципального имущества <адрес>.
До настоящего времени ФИО2 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не заключил, что явилось основанием для обращения в суд.
Предоставляемое ответчику жилое помещение по договору социального найма имеет большую площадь (19,6кв.м.), чем занимаемое (15,3кв.м.), находится в пределах <адрес>, что не ухудшает права ответчика, в связи, с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца МКУ «Жилищное управление <адрес>» о выселении ответчика из аварийного и подлежащего сносу жилого дома в иное благоустроенное помещение, снятии ее с регистрационного учета, и заключения договора социального найма на предоставленное жилое помещение.
Истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска.
В силу статьи 103 ГПК РФ, с учетом положений статей 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с ответчика ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии с требованиями абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Муниципального казенного учреждения «Жилищное управление <адрес>» к ФИО3 о выселении, снятии с регистрационного учета и заключении договора социального найма
на предоставленное жилое помещение, удовлетворить.
Обязать ФИО3 (-- руб) заключить с муниципальным казенным учреждением «Жилищное управление <адрес>» (№) договор социального найма на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Выселить ФИО3 (-- руб) из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Снять ФИО3 (-- руб)с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО3 (-- руб) в доход бюджета муниципального образования «город Орёл» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление
об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда
об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024 года.
Судья Н.В. Севостьянова