Решение по делу № 8Г-14524/2020 от 07.09.2020

                                                                          №88-15580/2020

        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                                                             20 октября 2020 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    Председательствующего    Родиной А.К.

    Судей    Сапрыкиной Н.И., Храмцовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-4548/2019 по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", о возложении обязанности,

по кассационному представлению Уральского транспортного прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 18 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 мая 2020 года.

    Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых    по делу судебных актах, доводах кассационного представления, возражений, пояснения прокурора отдела управления ГУ ГП РФ Кустикова А.Г., поддержавшего доводы кассационного представления, представителя ОАО «РЖД», действующей по доверенности, Басковой И.И., просившей отказать в удовлетворении кассационного представления и оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о возложении обязанности образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) - железнодорожной станции Бородулино от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка по факту невыполнения Свердловской дирекцией пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства по обеспечению железнодорожной станции Бородулино государственной охраной. В соответствии с содержанием письма Пермского центра организации работы железнодорожной станции - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением от 26 января 2018 года № 168/свжд дцс-1 Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее по тексту Росжелдор) ОТИ железнодорожная станция Бородулино 31 июля 2012 года включена в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории, реестровый номер <данные изъяты> Уведомление об установлении категории № <данные изъяты> от 02 августа 2012 года получено ОАО «РЖД» 09 августа 2012 года. Обязанность ответчика обеспечить охрану ОТИ подразделениями транспортной безопасности предусмотрена как ранее действовавшими Требованиями № 43, так и действующими в настоящее время Требованиями №495, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года (Требования № 495).В нарушение пп. 3 п. 5 Требований № 495 ОАО «РЖД» (субъект транспортной инфраструктуры) - не выполнил обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделе:-: транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах ОТИ, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства, в отношении которых приведет к прекращению функционирования    ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 18 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 мая 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационном представлении Уральский транспортный прокурор просит об отмене судебных актов как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального права. В обоснование представления указано, что судом неверно истолкованы положения закона, регулирующие спорное отношение, в силу которых обязанность обеспечения транспортной безопасности ОТИ должна быть исполнена субъектом транспортной инфраструктуры вне зависимости от наличия утвержденных оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, исполнение данной обязанности, не может рассматриваться как реализация плана обеспечения транспортной безопасности, что следует из положений п. 5 Требований № 495 (в пп. 7). К моменту составления плана и представления его ОАО «РЖД» на утверждение в компетентный орган, ответчик обязан обеспечить фактическое реальное наличие на соответствующем ОТИ подразделения транспортной безопасности (создать свое либо привлечь на основании договора). Такое толкование закона подтверждено судебной практикой, что судом не учтено. Объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены незаконному вмешательству, в связи с чем, неисполнение ответчиком мероприятий по обеспечению транспортной безопасности создает угрозу безопасности государства, может стать причиной вреда жизни, здоровью граждан, их имущества, окружающей среде

Представитель ОАО РЖД, действующая по доверенности Верещагина Ю.С. в возражениях на кассационное представление просит об оставлении судебных актов без изменения, кассационного представления без удовлетворения.

Третье лицо Уральское территориальное управление Росжелдора в судебное заседание не явилось, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст.ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что объект транспортной инфраструктуры- железнодорожная станция Бородулино, расположенная по адресу Пермский край, Верещагинский район, ст. Бородулино решением Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее- Росжелдор) от 31 июля 2012 года внесён в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств под реестровым номером ЖСТ303082.

С учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий для данного объекта транспортной инфраструктуры, ему присвоена вторая категория.

Результат оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры утверждён Росжелдором 11 декабря 2015 года.

Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», нормативными актами, утвержденными приказами Министерства транспорта Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, с учетом того, что в силу прямого указания пп. 3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 № 495, образование (сформирование) и (или) привлечение для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделений транспортной безопасности должно производиться в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, которые подлежат корректировке, и в которых должны быть установлены сроки реализации мероприятий, предусмотренных планом, в настоящее время дополнительная оценка уязвимости станции проведена, необходимо утверждать План безопасности и только на основании такого Плана создавать подразделения транспортной безопасности, ввиду отсутствия иного порядка формирования таких подразделений, пришел к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности обеспечить охрану ОТИ подразделением транспортной безопасности, в отсутствие соответствующего законодательству плана обеспечения транспортной безопасности, заявлены преждевременно.

Проверяя законность вынесенного судебного акта, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился, указав, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не доказал необходимость понуждения ответчика к принятию каких-либо срочных мер обеспечения транспортной безопасности, не обосновал объем таких мер, не представил данных о соответствии ранее составленного плана, к исполнению которого просит понудить ответчика, новым требованиям транспортной безопасности. Реализации подлежит лишь тот план, безусловно соответствующий актуальным требованиям безопасности. Обеспечение последней зависит от степени защищенности объекта, оценка которой, в свою очередь, возможна лишь при точных исходных данных об этом объекте и подтвержденных компетентным органом последовательных этапах осуществления соответствующих им мероприятий. Избранный прокурором способ гражданско-правовой защиты, в отличие от требований о привлечении к ответственности или административных требований о признании бездействия неправомерным, характеризуется наличием к моменту рассмотрения спора достоверных сведений о возможности и эффективности восстановления положения предложенными истцом средствами и способами. Наличие на стороне ответчика нарушений утративших актуальность требований или несоблюдение им сроков проверки на соответствие новым требованиям для разрешения заявленного истцом спора, по существу его требований, правового значения не имеют.

    Между тем судами не учтено следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности – это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры – это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 3 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).

Под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции и другие структурные элементы (подп. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, в соответствии с указанным федеральным законом утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования). Требования вступили в силу с 01 июля 2017 года.

Как следует из п.п 17 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) или переходе права их использования на ином законном основании обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

Согласно подп. 3, 33 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее – группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее – критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (п. 3); оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" (п. 33).

Пунктом 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п.п. 6 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

Аналогичный срок для разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности был установлен п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 (утратил силу в соответствии Приказ Минтранса России от 03.10.2017 N 403).

Кроме того, на указанные субъекты п.п. 9 п. 5 указанных Требований возложена обязанность утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

Отказывая в удовлетворении исковых требований суды пришли к выводу о том, что образование (сформирование) и (или) привлечение для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделений транспортной безопасности должно производиться в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, которые подлежат корректировке, и в которых должны быть установлены сроки реализации мероприятий, предусмотренных планом и поскольку в настоящее время дополнительная оценка уязвимости станции проведена, необходимо утверждать план безопасности и только на основании такого плана создавать подразделения транспортной безопасности

Однако суды не учли, что из системного анализа указанных выше норм следует, что подразделение транспортной безопасности должно быть сформировано и (или) привлечено к обеспечению транспортной безопасности до момента утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, поскольку положение об указанных подразделениях является приложением к такому плану.

При этом в соответствии с п.п. 18 п. 5 Требований проведение дополнительной оценки является основанием для внесения изменений в уже существующий план в 3-х месячный срок.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что с учетом времени внесения объекта железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (31 июля 2012 года), утверждения оценки уязвимости (11 декабря 2015 года), необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости, сроки для разработки и утверждения такого плана, равно как и внесения в него изменений истекли.

Также истекли и сроки реализации указанного плана, которые в соответствии с п.п. 7 п. 5 Требований для объектов транспортной инфраструктуры для объектов 2 категории составляют в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

    Между тем указанные обстоятельства не были предметом исследования и оценки судебных инстанций, полагавших, что заявленные прокурором требования являются преждевременными.

Однако с этим выводом согласиться нельзя, на аналогичные нарушения норм материального права истец сослался и в апелляционной жалобе, но суд апелляционной инстанции при проверке законности постановленного решения в апелляционном порядке данные нарушения не устранил.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 1 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), в связи с чем в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда полагает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 13 мая 2019 года отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, правоотношения сторон и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 мая 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий

Судьи

8Г-14524/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Седьмой отдел (кассационный) Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Пермский транспортный прокурор
Уральская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Уральское территориальное управление Росжелдора
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Сапрыкина Наталья Ивановна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
20.10.2020Судебное заседание
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее