№ 2а-288/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2018 года г.Давлеканово РБ
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Конавченко А.А.,
при секретаре Давлетовой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Благотворительному фонду поддержки социального развития муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по РБ обратилось в суд с иском к Благотворительному фонду поддержки социального развития МР Давлекановский район РБ о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование своих требований, что Благотворительный фонд поддержки социального развития МР Давлекановский район РБ (далее - Некоммерческая организация) зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по РБ ДД.ММ.ГГГГ и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ), юридический адрес: <адрес>. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на Управление Министерства юстиции РФ по РБ возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе ревизии регистрационного дела установлено, что Некоммерческая организация не исполняет обязанность, предусмотренную п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, согласно которым некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации не позднее 15 апреля года, следующим за отчетным, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Согласно п.3.2 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Однако данные обязанности Некоммерческой организацией с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время неоднократно не исполнены. За ДД.ММ.ГГГГ годы информация не представлена. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по РБ в адрес некоммерческой организации вынесены предупреждения № и № об устранении указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно, однако данные нарушения Некоммерческой организацией не устранены. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном нарушении Некоммерческой организацией обязанности, предусмотренной п.3 и п.3.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Пунктом 10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок вышеуказанных сведений является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. На основании вышеизложенного Управление Министерства юстиции РФ по РБ просит ликвидировать Благотворительный фонд поддержки социального развития МР Давлекановский район РБ в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по РБ в судебное заседание не явился, начальник Управления - Л.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца Управления Министерства юстиции РФ по РБ.
В судебном заседании представитель административного ответчика Удод Л.И. с административным иском согласилась и показала, что в настоящее время фонд фактически прекратил свою деятельность, счет закрыт, денег нет, но отчетные данные в период деятельности фонда всегда направлялись, только в ДД.ММ.ГГГГ году не были направлены.
Выслушав представителя ответчика Удод Л.И., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
В развитие названных конституционных положений в статье 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях" указано, что некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу пп. "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Ликвидируется некоммерческая организация по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Функции контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству РФ законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд (статья 32 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
Из представленных материалов следует, что сведения о создании Благотворительного фонда поддержки социального развития МР Давлекановский район РБ внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением Министерства юстиции РФ по РБ в рамках предоставленных полномочий вынесено и направлено в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ № о нарушении требований п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, согласно которым некоммерческая организация обязана ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные сведения организацией за ДД.ММ.ГГГГ годы не предоставлены. В связи с чем организации вынесено предупреждение, обязывающее устранить выявленное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем необходимо сообщить письменно в Управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из предъявленного Управлением Министерства юстиции РФ по РБ почтового конверта, указанное предупреждение, направленное по указанному Организацией адресу ее места нахождения, возвращено отправителю в связи неполучением адресатом.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по РБ в рамках предоставленных полномочий вновь вынесено и направлено в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ № о нарушении требований п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, согласно которым некоммерческая организация обязана ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные сведения организацией за ДД.ММ.ГГГГ годы не предоставлены. В связи с чем организации вынесено предупреждение, обязывающее устранить выявленное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем необходимо сообщить письменно в Управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из предъявленного Управлением Министерства юстиции РФ по РБ почтового конверта, указанное предупреждение, направленное по указанному Организацией адресу ее места нахождения, возвращено отправителю в связи неполучением адресатом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Удод Л.И. пояснила, что фонд предоставлял в уполномоченный орган все необходимые документы за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, однако каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов не предоставила.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик не исполняет требования закона о предоставлении в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, предупреждения Управления Министерства юстиции РФ по РБ об устранении нарушений законодательства административным ответчиком не исполнено, что свидетельствуют о нарушении административным ответчиком действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Из представленных суду доказательств следует, что требования названного Федерального закона и Устава фонда, регулирующие деятельность органов управления и контроля фонда, фондом не исполнялись.
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.4 главы 4 Устава высшим органом управления Фондом является Совет Фонда, действующий на общественных началах и обеспечивающий соблюдение Фондом целей, для достижения которых он был создан. Совет Фонда избирается на 3 года. Совет фонда состоит из 5 членов. Первоначальный персональный состав Совета Фонда формируется по решению Учредителя. Дальнейшее изменение состава Совета Фонда проводится по решению Совета Фонда в порядке, определенном Уставом. Члены Совета Фонда выбирают из своего состава Председателя Совета Фонда. Согласно п.4.5 Устава заседания Совета Фонда проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Согласно протоколу № Общего собрания учредителей Благотворительного фонда поддержки социального развития МР Давлекановский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ избран Совет Фонда в составе 5 членов: - Ф.Н., - В.Г., - Р.М., - А.Б., - И.Т. Председатель Совета Фонда не избран.
Таким образом, в нарушение положений Устава, фондом не принимались решения о переизбрании руководящих органов в ДД.ММ.ГГГГ году, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Совет Фонда не осуществлял своей деятельности, не проводил никаких заседаний, орган управления не переизбирался.
Доказательств того, что фондом проводились заседания Совета Фонда суду не представлено, несмотря на разъяснение административному ответчику предусмотренной частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности доказывать те обстоятельства, на которые стороны ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Учитывая изложенное, суд считает установленным, что административный ответчик в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы не обеспечивает финансовой прозрачности (открытости) и публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за его деятельностью со стороны общества и государства, грубо нарушает права и свободы граждан, в том числе право на достоверную информацию о деятельности фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что деятельность Благотворительного фонда поддержки социального развития МР Давлекановский район РБ осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями требований нормативных правовых актов, что является основанием для его ликвидации в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд поддержки социального развития муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Давлекановский районный суд РБ.
Судья: подпись
Верно. Судья: А.А.Конавченко
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2а-288/2018 Давлекановского районного суда РБ.