Решение по делу № 33а-6795/2021 от 20.08.2021

Судья Полунина О.Г.                     Дело № 33а-6795/2021

УИД 22RS0037-01-2021-000834-16

№ 2а-484/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2021 года                                   г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Новиковой Н.В.,

судей              Пасынковой О.М., Скляр А.А.,

при секретаре          Нечай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации Павловского района Алтайского края на решение Павловского районного суда Алтайского края от 6 июля 2021 года по административному делу по административному иску КА к администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконными решения комиссии и отказа в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты, возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

постановлением администрации Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края от 28 ноября 2013 года *** КА включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения средств на приобретение (строительство) жилья с составом семьи - 2 человека (л.д.***).

Постановлением администрации Павловского района Алтайского края от 23 сентября 2014 года № 1156 на основании заявления от 15 сентября 2014 года молодая семья КА, КТ признана участницей муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе» на 2011-2015 годы (л.д.***

26 января 2021 года письмом *** КА сообщено о включении его семьи в список молодых семей - претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты в рамках подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края», необходимости в этой связи представления в течение 15 рабочих дней заявления о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и документов для получения такового с приведением их перечня (л.д.***).

3 февраля 2021 года КА обратился в администрацию Павловского района Алтайского края с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение вышеуказанной социальной выплаты с указанием на состав семьи - 3 человека, включая КН, ДД.ММ.ГГ года рождения, с приложением, в том числе документов о приобретении 11 декабря 2018 года за счет ипотечного кредита жилого <адрес> в <адрес> Алтайского края (л.д.***).

Решением районной комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от 10 марта 2021 года, отраженном в протоколе ***, молодой семье КА, Т.С. в составе 3 человек (сын КД родился ДД.ММ.ГГ) отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2021 году на приобретение жилого помещения в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края».

12 марта 2021 года администрацией Павловского района Алтайского края дан ответ *** об отказе по решению вышеуказанной комиссии в выплате субсидии в рамках программы со ссылкой приобретение жилого помещения, расположенного за пределами Павловского района Алтайского края, что противоречит абзацу 4 части 5 муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», утвержденной постановлением Администрации Павловского района Алтайского края от 18 декабря 2020 года № 1251» (л.д.***).

КА 3 июня 2021 года обратился в суд с административным иском к администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконными вышеуказанных решения районной комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от 10 марта 2021 года и отказа администрации Павловского района Алтайского края в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления о выдаче свидетельства о праве на получение средств данной социальной выплаты.

В обоснование требований указал, что оспариваемые решение и ответ закону не соответствуют, поскольку федеральным и региональным законодательством допускается приобретение жилых помещений на территории Алтайского края, а орган местного самоуправления не имеет полномочий на ограничение условий участия в программе.

Решением Павловского районного суда Алтайского края от 6 июля 2021 года административный иск удовлетворен, признаны незаконными решение районной комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от 10 марта 2021 года, отказ администрации Павловского района Алтайского края в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», оформленный письмом от 12 марта 2021 года ***, на администрацию Павловского района Алтайского края возложены обязанности по повторному рассмотрению в установленном порядке заявления истца от 3 февраля 2021 года о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края», сообщению об исполнении решения суда в Павловский районный суд Алтайского края и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. С административного ответчика в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе администрация Павловского района Алтайского края просит решение отменить с принятием нового об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что оспариваемые акты основаны на положениях муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края» о необходимости приобретения либо строительства молодой семьей жилого помещения на территории Павловского района Алтайского края, которая не признана недействующей, обеспечение жильем молодых семей финансируется, в том числе из местного бюджета муниципального образования.

В письменных возражениях представитель административного истца - КМ просит об оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - КМ против доводов жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспаривалось решение районной комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от 10 марта 2021 года и отказ в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, изложенный в ответе администрации Павловского района Алтайского края от 12 марта 2021 года.

В этой связи районный суд пришел к верному выводу о предъявлении административного иска 3 июня 2021 года в установленный срок.

Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о то, что оспариваемые решение комиссии и отказ в выдаче свидетельства на право получения вышеуказанной социальной выплаты действующему законодательству не соответствуют, основаны на положениях муниципальной программы, противоречащих федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, притом что к компетенции органов местного самоуправления определение условий предоставления молодым семьям социальной выплаты при участии в названной программ не отнесено, нарушают принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства ввиду изменения положений муниципальной программы после признания молодой семьи участницей программы и приобретения в этой связи в 2018 году жилого помещения за счет ипотечного кредита.

С данными выводами следует согласиться.

В силу подпунктов «ж.1», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 3 к указанной подпрограмме являлись Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

В соответствии с паспортом данной подпрограммы ее целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, задачами - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В разделе V «Механизм реализации подпрограммы» предусматривалось, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3. Социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3 к подпрограмме.

Согласно пункту 32 Правил (приложение № 3) приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

С 1 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» вошли в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710) утверждены Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Согласно общим положениям данного нормативного правового акта молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Программы. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 к настоящим особенностям. Приложением № 1 являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат).

В рамках указанной государственной программы 9 сентября 2019 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждена Ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем оплате жилищно-коммунальных услуг», согласно которой предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование осуществляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат социальные выплаты используются, в том числе, для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (пункт 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению № 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат предусмотрено, что для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы.

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.

Согласно пункту 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Подпрограмма 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 15 июня 2020 года № 266, устанавливала, что социальная выплата предоставляется молодой семье органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме 1, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы 1, в том числе за счет субсидий из краевого и федерального бюджетов. В случае недостаточности или отсутствия средств федерального бюджета социальные выплаты на приобретение жилья предоставляются молодым семьям за счет средств краевого и местных бюджетов в порядке, устанавливаемом Правительством Алтайского края по согласованию с органами местного самоуправления. Порядок и условия предоставления социальных выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотренными приложением № 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением Правительства Алтайского края от 15 июня 2020 года № 266 утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» приложением № 5 принята подпрограмма 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае».

Как предусмотрено разделом 4 «Механизм реализации подпрограммы 1», порядок и условия предоставления социальных выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотренными приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Молодые семьи, признанные в установленном порядке участниками государственной программы Алтайского края «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» в период с 2015 по 2019 годы и не реализовавшие свое право на получение социальной выплаты, автоматически становятся участниками настоящей подпрограммы на предусмотренных в ней условиях.

Из приведенных норм федерального и регионального уровня следует, что органы местного самоуправления предоставляют социальные выплаты молодым семьям при условии приобретения жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации без ограничения территорией муниципального образования, в котором осуществлена постановка молодой семьи на учет.

Перечисленным выше законодательством, регулирующим осуществление государственной поддержки молодых семей, полномочия в части определения условий предоставления социальной выплаты органам местного самоуправления не предоставлялись.

Постановлением администрации Павловского района от 18 декабря 2020 года № 1251 была утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Павловском районе Алтайского края» на 2021-2024 годы, в абзаце 14 раздела 5 «Механизм реализации муниципальной программы» которой содержится положение о том, что жилое помещение, приобретаемое или строящееся молодой семьей (в том числе являющееся объектом долевого строительства) в рамках программы, должно находиться на территории Павловского района.

В такой ситуации районный суд в соответствии с частью 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верно применил нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу.

Кроме того, судом первой инстанции правильно обращено внимание на то, что в данном случае на момент принятия постановления администрации Павловского района от 23 сентября 2014 года № 1156 о признания семьи КА участницей муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», а также на момент приобретения жило дома в пределах Алтайского края (11 декабря 2018 года) действовала муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Павловского района Алтайского края на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением администрации Павловского района от 10 февраля 2015 года № 144, которая предусматривала, что приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 4 апреля 2006 года № 89-О и другие).

На необходимости учета данного принципа основано и кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2021 года № 51-КАД20-7-К8.

Следовательно, принятие 18 декабря 2020 года новой муниципальной программы на 2021-2024 годы, которая ограничила территорию расположения приобретаемого жилого помещения Павловским районом, не может служить основанием для лишения права на социальную выплату административного истца, который, являясь участником прежней муниципальной программы, действуя добросовестно и разумно, приобрел соответствующее ее условиям жилое помещение.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном применении действующего законодательства, выводов суда не опровергают.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Павловского районного суда Алтайского края от 6 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Павловского района Алтайского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6795/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кондратьев Андрей Николаевич
Ответчики
администрация Павловского района
Глава администрации Павловского района
Другие
Кондратьева Татьяна Сергеевна
Успешный Максим Константинович
Информация скрыта
Короткова Маргарита Алексеевна
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Пасынкова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
14.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Передано в экспедицию
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее