ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-8941/2024
Судья первой инстанции: Даниленко Е.А.
Дело № 2-1770/2024
УИД: 91RS0022-01-2024-002354-06
03 сентября 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: |
Бондарева Р.В. |
судей: |
Матвиенко Н.О., Бойко З.А. |
при секретаре: |
Плескун А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслобоевой Анны Васильевны к Администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье, по апелляционной жалобе представителя Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
Маслобоева А.В. обратилась в суд о возложении на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям муниципального образования не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения. Требования мотивированы тем, что она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Феодосии <адрес> Республики Крым, поскольку она собственным жильем не обеспечена. Вместе с тем, ответчик её соответствующим жильем не обеспечил, в связи с чем она просит в судебном порядке обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда.
Решением Феодосийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Феодосии Республики Крым, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Администрацией города Феодосии жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в объеме выделенных району субвенций за счет средств республиканского бюджета и федерального бюджета. Вместе с тем, недостаточный объем финансирования не позволяет в полном объеме обеспечить детей-сирот жилыми помещениями. Кроме этого, предоставление жилого помещения вне очереди по отношению к иным лицам, которые состоят в очереди перед истцом, приведет к нарушению их прав.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, выслушав истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение в полной мере соответствует.
Судом первой инстанции установлено, что Маслобоева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, лишенных родительского попечения.
Постановлением Администрации города Феодосии № от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями как ребенок, оставшийся без родительского попечения.
Из информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым следует, что согласно выписке из ЕГРН Маслобоева А.В. является собственником 1/16 доли жилого помещения - <адрес>, площадью 50 кв. м. в <адрес> в г. Феодосия Республики Крым на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Феодосийского городского нотариального округа Ждановой Е.А.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней Маслобоевой А.В. в жилом помещении по адресу: г. Феодосия, <адрес>, с учетом того, что на ее долю приходится 6,66 кв.м, в то время как постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании городской округ Феодосия Республики Крым» установлена учебная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым 8 кв. м. на каждого члена семьи.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Крым "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" от 18 декабря 2014 г. № 46-ЗРК/2014.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Принимая во внимание приведенные нормы права и установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно принял решение об удовлетворении заявленных исковых требований о возложении на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности предоставить Маслобоевой А.В. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования города Феодосии Республики Крым, не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в полном объеме необходимого финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебной коллегией во внимание быть приняты не могут, поскольку недостаточный объем финансовых средств не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу может повлечь нарушение прав иных лиц, которые находятся в очереди на получение жилья до истца, судебная коллегия отклоняет, поскольку право на обращение в суд за защитой нарушенного права, в том числе от незаконного бездействия органов власти, имеют все граждане, чьи жилищные права нарушаются, вне зависимости от очередности на получение жилья.
Судом первой инстанции правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного способа защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов истца, созданы условия для правильного рассмотрения дела.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда.
Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Феодосии Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи: