РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2017 года
с. Шебалино Дело № 2а-391/2017
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Э.Д. Унутова,
при секретаре Петухове Н.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» (далее также - Администрация), сельской администрации муниципального образования Каспинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай (далее также – Сельская администрация) о признании незаконными бездействия и обязании к выполнению законных требований,
УСТАНОВИЛ:
В уточненном иске прокурор просит признать незаконным бездействие административных ответчиков по организации наружного уличного освещения в темное время суток на территории улиц с.Каспа, обязать административных ответчиков в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства освещение улиц Чибит, Чанкыр в с. Каспа.
В обоснование требований указано, что отсутствие в нарушение требований законодательства указанного освещения создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также создает условия для преступной и иной противоправной деятельности.
До судебного заседания от представителя Сельской администрации Анаковой Ю.А. поступили возражения, в которых указывает, что по улице Телесова, Чибит, Манакудюр установлены 5 фонарей уличного освещения. До конца декабря текущего года планируют установить еще 3 светильника.
В судебном заседании иск помощник прокурора Шебалинского района Шадеев Д.М. поддержал, представители Администрации Клешева А.Р., глава Сельской администрации Анакова А.Ю. просили оставить без удовлетворения.
В письменных возражениях представитель Администрации Клешева А.Р. просит отказать в удовлетворении иска, мотивировав тем, что понятие улицы шире определения дороги. Организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, относится к вопросам местного значения сельского поселения. Объекты, предназначенные для освещения автомобильной дороги, являются элементами ее благоустройства.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в связи со следующим.
В судебном заседании стороны подтвердили, что по вышеуказанным улицам проходят автомобильные дороги местного значения, которые переданы в собственность МО «Шебалинский район».
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (п.5 ч.1, ч.4 ст. 14), организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц отнесена к полномочиям сельского поселения (п.19 ч.1, ч.3 ст.14).
Согласно п.3 ч.1 ст.25 Устава МО «Шебалинский район» Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов МО «Шебалинский район» № 13-2-р от 12.02.2015, п.3 ч.1 ст.21 Устава МО Каспинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов Каспинского сельского поселения Шебалинского района РА от 22.06.2016 № 22/2, Администрации и Сельская администрация являются исполнительно-распорядительными органами соответствующих муниципальных образований.
На основании п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги следует понимать комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из содержания Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что задачами в сфере безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статьи 1 и 2). Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст.12).
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 10.16 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
В соответствии с п. 4.6.1. ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Согласно п. 6.8.8.1 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, при проектировании установок функционального, архитектурного освещений, световой информации в целях рационального использования электроэнергии и обеспечения визуального разнообразия среды населенного пункта в темное время суток рекомендуется предусматривать, в частности, вечерний будничный режим, когда функционируют все стационарные установки функционального, архитектурного освещений, световой информации, за исключением систем праздничного освещения, а также ночной дежурный режим, когда в установках функционального, архитектурного освещений, световой информации может отключаться часть осветительных приборов, допускаемая нормами освещенности и распоряжениями местной администрации.
В соответствии с п.2.12.19 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, включение и отключение установок наружного (уличного) и рекламного освещения, как правило, должно осуществляться автоматически в соответствии с графиком, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий и утвержденным местными органами власти.
Согласно п.9 ст.4 вышеуказанного Устава МО Шебалинское сельское поселение организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц) относится к вопросам местного значения.
Пункт 2.3.1 Правил благоустройства территории МО Каспинское сельское поселение, утвержденных решением Совета депутатов Каспинского сельского поселения Шебалинского района РА от 27.11.2017 № 30/6, в частности, улицы, дороги, дорожные знаки и указатели должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией сельского поселения. Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием наружного уличного освещения в темное время суток на улицах села Каспа прокурором Шебалинского района главе МО Каспинское сельское поселение 20.06.2016 вносилось представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем, согласно информациям ОГИБДД ОМВД России по Шебалинскому району от 20.10.2017 на улицах Чибит, Чанкыр в с. Каспа частично отсутствует уличное дорожное освещение.
Согласно письму между отделами ЖКХ и юридическим Администрации от 28.12.2017 освещенность дорог местного значения в Каспинском сельском поселении составляет 3,6%.
Ответчиками не представлено доказательств надлежащей организации ими освещения на последних улицах, что создает угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью граждан, также условия для противоправной деятельности, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности в связи со следующим.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 178, ст. 187 КАС РФ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175, 178, 179, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район», сельской администрации муниципального образования Каспинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Шебалинский район», сельской администрации МО Каспинское сельское поселение по организации наружного уличного освещения в темное время суток на территории улиц с.Каспа.
Обязать администрацию МО «Шебалинский район», сельскую администрацию МО Каспинское сельское поселение сельское поселение в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства освещение улиц Чибит и Чанкыр в с. Каспа.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Решение принято в окончательной форме 28 декабря 2017 года
Председательствующий Э.Д. Унутов