Дело № 2-689/2020
43RS0004-01-2020-001518-45
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2020 года город Киров
Нововятский районный суд города Кирова в составе:
председательствующего судьи Чураковой Н.А.,
при секретаре Орловой О.В.,
с участием истца Павловой Т.А., ответчика Окунева Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова ТА к Окунев ЮС о сносе построек
У С Т А Н О В И Л:
Павлова Т.А. обратилась в суд с настоящим иском. Просит обязать ответчика Окунева Ю.С. осуществить снос 2-го этажа хозпостройки и шиферный забор.
В обоснование указывает, что ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. На границе смежного с ее земельным участка ответчиком построена двухэтажная хозяйственная постройка, которая дает существенное затемнение участку. Это влечет постоянную сырость земли и плохой рост овощей. При дождях все потоки воды льются на ее участок. Также этим летом Окунев Ю.С. на границе участка построил высокий забор из шифера, который также затеняет другую половину участка истца. Указанные обстоятельства подтверждает приложенными фотоматериалами. На предложение ответчику добровольно устранить выявленные нарушения, а именно: самостоятельно убрать хозпостройки и забор Окунев Ю.С. не реагирует.
В судебном заседании истец Павлова Т.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что у нее и ответчика Окунева Ю.С. общая граница между земельными участками. У ответчика Окунева Ю.С. домовладение под №, а у нее - домовладение под №. На общей границе между земельными участками стоит забор. В конце 2018 года ответчик Окунев Ю.С. соорудил хозяйственную постройку с печью и трубой. На общей границе сначала стоял забор из сетки рабицы, а впоследствии ответчик Окунев Ю.С. убрал сетку рабицу и сделал забор из шифера. Крыша дома, перехода и сарая ответчика Окунева Ю.С. наклонены в сторону ее земельного участка и потоки воды смывают землю с ее земельного участка. Когда она купила соседний с ответчиком земельный участок, то двухэтажная хозпостройка уже была. Земля на ее земельном участке не плодородная, потому что она только начала за ним ухаживать.
Ответчик Окунев Ю.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал. Пояснил, что в <адрес> проживает уже более 20-ти лет. В 2002 году на смежной границе между его земельным участком и земельным участком истца он построил хозпостройку. От смежной границы хозпостройка расположена на расстоянии чуть больше метра. Слив для воды на хозпостройке сделан на его земельный участок. У них вся улица расположена под уклоном. Истец приобрела соседний земельный участок два года назад. До этого на протяжении 10-ти лет соседний земельный участок никем не обрабатывался. Истец культивировала земельный участок и садит на нем, при этом не вскапывая землю. Забор из сетки рабицы делал еще прежний хозяин земельного участка. Прошлой зимой при уборке снега с крыши его дома, несколько комков снега через забор из сетки рабицы скатились на земельный участок истца, которая подняла крик. В связи с чем, он сделал забор из шифера, который в настоящее время истец подкапывает. На земельном участке истца земля не плодородная, которая длительное время не удобрялась. Считает, что у истца ничего не растет не по его вине. Демонтаж второго этажа хозпостройки и забора требует значительных материальных и физических затрат, он человек в возрасте, пенсионер.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что истец приходится ему матерью. Она является собственником дома, расположенного на <адрес> дом мать приобрела примерно два года назад, для того чтобы периодически проживать в нем, в летний период вести огородничество на земельном участке, он старенький, бревенчатый, нуждается в реконструкции. Земельный участок, на котором расположен дом, представлял собой поле, заросшее кустарниками. На момент покупки дома, на смежной границе с земельным участком ответчика располагался забор из сетки рабицы, а также стоял двухэтажный курятник. Первый этаж этого курятника отапливался и в нем находились курицы, а на втором этаже не понятно что. Солнце встает с угла дома ответчика и на земельном участке матери появляется только в 15 часов. Все это время земельный участок не освещается. Этого времени не достаточно для того, чтобы земля просохла. Из-за строений земельный участок не вентилируется. Когда мать приобретала этот земельный участок с домом, то она все это видела, хозпостройки ответчика расположены очень близко к забору. Скаты крыши хозпостройки сделаны в сторону их земельного участка. Соответственно, вся вода стекает на их земельный участок. Его мать неоднократно жаловалась ответчику об этом, и после третьей или четвертой жалобы ответчик жёлоб для стока воды, но такой, который выдерживает только морось, а при сильном дожде вода из этого жёлоба выливается на их земельный участок.
Заслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Гражданского кодекса РФ) собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Предусмотренный данными статьями способ защиты права собственности и иных вещных прав предоставляет законному владельцу право обратиться с требованием к лицу, не владеющему индивидуально-определенной вещью, об устранении препятствий в осуществлении прав, не связанных с лишением владения имуществом.
Согласно пункту 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума 10/22) разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления Пленума 10/22).
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что условием для удовлетворения иска об устранении препятствий в осуществлении права владения является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что законный владелец претерпевает нарушения своего права, а также то, что именно ответчиком чинятся не соединенные с лишением владения препятствия в использовании истцом принадлежащего ему имущества, которые должны быть устранены.
Статьями 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации определены правомочия собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но осуществляющих права собственников, на их использование, к которым, в числе прочего, отнесены права на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, и осуществление других прав на использование земельного участка, предусмотренных законодательством (подпункты 2, 4 пункта 1 статьи 40 названного Кодекса).
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что истец Павлова Т.А. по договору купли-продажи от 15.08.2018 приобрела жилой дом площадью 41,9 кв.м., кадастровый №, и земельный участок, площадью 600 кв.м., кадастровый №.
Согласно разделу 3 указанного договора, отчуждаемый жилой дом и земельный участок в целом осмотрены покупателем, который согласился принять их в том состоянии, которое существует на день подписания настоящего договора.
Переход права собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области ДД.ММ.ГГГГ за № №, №
На смежной границе земельного участка истца и земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве аренды ответчику Окуневу Ю.С., на расстоянии чуть больше метра располагается хозяйственная постройка, также по границе ответчиком установлен забор. Данная постройка со слов ответчика возведена в 2002 году, существовала на момент приобретения истцом жилого дома и земельного участка, что Павловой Т.А. не оспаривается.
В соответствии с требованиями пункта 5.3.4 СП 30-102-99, пункта 2.12, приложение 1 СНиП 2.07.01-89, пункта 6.7 СНиП 30-02-97, расстояние от хозяйственных построек до смежной границы по санитарно-бытовым условиям должно составлять не менее 1 м.
Проанализировав доводы сторон, исследовав представленные сторонами фотоматериалы, отражающие местоположение спорной хозпостройки, забора, суд приходит к выводу, что постройка возведена на межевой границе с отступом чуть более метра. Из объяснений сторон следует, что забор также установлен по границе земельных участков, не располагается на земельном участке истца.
Доказательств того, что спорное строение представляет угрозу жизни или здоровью граждан, в том числе истца, либо создает препятствия истцу в пользовании принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, установленный ответчиком забор затеняет ее земельный участок, на данном месте не растут овощи, в материалы дела не представлено.
Кроме того, из фото видно, что на хозпостройке ответчика установлен слив для воды, который выведен на лицевую сторону домовладения ответчика, а не на земельный участок истца.
Приобретая в собственность недвижимость, истец знала о нахождении на соседнем земельном участке постройки и фактически согласилась с ее месторасположением, предъявив претензии лишь спустя значительный период времени.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая, что истец не обосновала необходимость и соразмерность защиты своего права на устранение препятствий в пользовании принадлежащим ей недвижимым имуществом, исключительно заявленным способом; доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, свидетельствующих о нарушении либо о наличии реальной угрозы нарушения права собственности истца со стороны ответчика, не представлено, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
При этом суд учитывает, что избранный истцом способ защиты нарушенного права (снос хозяйственной постройки и забора) явно несоразмерен последствиям нарушения прав истца, и не является исключительным способом защиты прав и охраняемых законом ее интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░: 11.12.2020