дело № 12-137/2016
РЕШЕНИЕ
г. Козьмодемьянск 13 декабря 2016 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Мельников С.Е., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Зяблова А.Б. на постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. по делу об административном правонарушении от 26 октября 2016 года, которым
Зяблов А.Б., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> гражданин РФ, проживающий по адресу: <адрес> глава администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размер 25 000 руб.,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановлением № исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 26 октября 2016 года должностное лицо-глава администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Зяблов А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Из постановления следует, что в результате проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, оформленной служебной запиской от 19 августа 2016 года установлено, что в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 отчетный год (далее по тексту - Отчет).
В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе) объем закупок, осуществленных администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2015 году составил 1794 тыс. рублей или 3,72079% процентов от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с данным постановлением, Зябловым А.Б. подана жалоба в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл, в которой заявитель ставит вопрос об отмене постановления № исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 26 октября 2016 года указывая на то, что во вменяемом ему административном правонарушении отсутствует его вина. Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в 2015 году каких-либо преград для участия в электронных аукционах субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не создавалось, размещались извещения на проведение закупок, содержащие ограничения о предоставлении преимуществ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации, однако данные аукционы были признаны несостоявшимися.
В судебном заседании защитники лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Дружинина О.В., Малышев С.И. доводы, изложенные в жалобе поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, возражений на жалобу не представил.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность; виновность лица; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 11 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст.30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 4.1 статьи 30 Закона о контрактной системе порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» утверждены Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе (Далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил, отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 подраздела 1 «Расчет объема закупок, которые заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году» раздела II «Информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Информация о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» Отчета администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», совокупный объем закупок в 2015-м году, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, составляет 48 215,6 тыс. рублей, следовательно, объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе) составляет 7 232, 34 тыс. рублей.
В 2015 году администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» осуществлено 64 электронных аукциона, из них конкурентных процедур преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлены в 24 электронных аукционах или 40,6 % от совокупного годового объема закупок. Из указанных конкурентных процедур состоявшимися признаны 5 электронных аукциона на общую сумму 1794 тыс. рублей, что составило 3,72079 % от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ст. 30 Закона о контрактной системе.
Постановление по делу об административном правонарушении составлено правомочным лицом – исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности Зяблова А.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела:
-сообщением специалиста контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя Марийского УФАС России о выявлении нарушений контрактной системы закупок в действиях администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»;
- решением Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о назначении главы администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»;
- контрактом на замещение должности главы администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»;
- положением о контрактной службе утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- планами-графиками размещения заказов на поставку товаров, выполненных работ, оказания услуг для нужд заказчиков на 2015 года утвержденными главой администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Зябловым А.Б.;
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, при составлении которого присутствовал защитник Зяблова А.Б.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода о виновности главы администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Зяблова А.Б. в инкриминируемом ему административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в действиях должностного лица Зяблова А.Б., содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с этим, считаю необходимым рассмотреть вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Так, согласно исследованных в ходе судебного заседания документов, ряд закупок не состоялся по не зависящим от Зяблова А.Б. обстоятельствам.
А именно, электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) на приобретение бумаги для офисной техники на сумму 30 200 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) на поставку горюче-смазочных материалов для нужд администрации на 4 квартал 2015 года на сумму 181 781, 6 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) на выполнение работ по асфальтированию стоянки на сумму 103 931 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) на выполнение работ по строительству объекта «Двор моей мечты» на сумму 42 601 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) на выполнение работ по монтажу оборудования «Двор моей мечты» на сумму 398 011 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) на приобретение бумаги для офисной техники на сумму 21 300 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) долевое участие в строительстве жилых помещений для муниципальных нужд в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» на сумму 5 947 262 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) долевое участие в строительстве жилых помещений для муниципальных нужд в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» на сумму 6 365 670 руб., электронный аукцион (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) долевое участие в строительстве жилых помещений для муниципальных нужд в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» на сумму 3 274 678 руб., привели к заключению муниципальных контрактов с субъектами малого предпринимательства, но были исключены из совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ввиду заключения контрактов как с единственным поставщиком на основании п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушений не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, поскольку фактически по итогам 2015 года доля контрактов, заключенных администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями составила более 15 % от совокупного годового размера закупок. Права организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства на получение мер поддержки, установленных законодательством о контрактной системе, не нарушены, что подтверждается копиями протоколов подведения итогов электронного аукциона, декларациями участников о принадлежности их к субъектам предпринимательства, копиями заключенных государственных контрактов.
Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 26 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Зяблова А.Б. отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, объявив Зяблову А.Б. устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Мельников С.Е.